Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием ТРИЗ

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников (с использованием инновационной технологии ТРИЗ)
Занятие будет полезно воспитателям дошкольных образовательных учреждений которые желают научить детей составлять полноценные рассказы по серии картинок. Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста, в нем используется серия из шести картинок, однако его легко интегрировать для более младшего возраста путем уменьшения количества картинок в серии.
Цель:
Научить детей составлять связный рассказ по серии картинок.
Программные задачи:
1. Способствовать речевому развитию;
2. Научить работать со схемами;
3. Обобщать знания дошкольников об осени, о занятиях людей осенью.
Оборудование и материалы: магнитная доска, магниты, картинки с последовательно развивающимся сюжетом, схематические изображения этапов работы.
Ход занятия:
Дети свободно рассаживаются вокруг магнитной доски, на которой в хаотичном порядке расположены шесть картинок с последовательно развивающимся сюжетом «Работа на огороде».
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на доску, когда я готовилась к работе, все картинки были в порядке, а сейчас кто-то перепутал все картинки. Давайте попробуем все исправить.

Детям дается несколько минут для того чтобы внимательно рассмотреть все картинки. Затем Воспитатель показывает детям первую схему «Составь паровозик из картинок»
Воспитатель: Посмотрите на эту схему, что на ней изображено?
Дети: Прямоугольники, квадраты
Воспитатель: А как вы думаете, что они обозначают?
Свободные ответы детей
Воспитатель: Как расположены эти прямоугольники?
Дети: В одну линию
Воспитатель: Правильно! Этот знак обозначает, что сначала нам нужно расставить все картинки в одну линию. Кто мне поможет?
Один из детей располагает картинки в горизонтальную линию, важно отметить что порядок пока соблюдать не обязательно. Затем воспитатель показывает детям вторую схему «Назови место где происходит действие»
Воспитатель: Посмотрите на эту схему, что на ней изображено?
Дети: Глобус, карта
Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает эта схема?
Свободные ответы детей
Воспитатель: На карте обозначают место жительства разных народов, место где мы живем. Эта схема просит нас внимательно посмотреть на картинки и назвать место где происходит действие.
Дети: В огороде
Воспитатель показывает детям третью схему «Определи время событий»
Воспитатель: А что изображено на этой схеме?
Дети: Часы
Воспитатель: Правильно! А что мы определяем по часам?
Дети: Время
Воспитатель: И когда же происходит действие на картинках?
Дети: Днем, утром
Воспитатель: Как вы определила, что действие происходит днем или утром?
Дети: На всех картинках светлый фон, значит светит солнце
Если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает наводящие вопросы
Воспитатель: А как вы думает в какое время года может происходить действие на картинках?
Дети: Летом, осенью
Воспитатель: Правильно. А почему вы так думаете?
Дети: Потому, что летом люди сажают овощи на огороде, а осенью собирают урожай.
Воспитатель: Отлично, вы большие молодцы! Давайте теперь внимательно посмотрим на картинки и определим, что у них общего, а что отличается?
Дети: На всех картинках изображена девочка, но девочка делает разные дела
Воспитатель показывает четвертую схему «Найди общего героя»
Воспитатель: Правильно! А вот эта схема как раз просит нас найти общего для всех картинок героя. Кто герой на этих картинках?
Дети: Девочка
Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем. Вставайте в круг, я буду читать стихотворение, а вы повторяйте за мной.
Проводится физкультминутка по теме «Овощи»
Воспитатель: В огород пойдем, урожай соберём
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный!
(показывают круг руками)
Щавеля нарвём немножко
(«рвут» 3 раза)
И вернемся по дорожке.
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Воспитатель: Замечательно! Садитесь на места
Воспитатель показывает пятую схему «Назови действия героя и расскажи зачем он это делает»
Воспитатель: Вы сказали, что на всех картинках девочка делает разные дела, какие?
К доске вызываются по одному ребенку, которые описывают, что делает девочка на каждой из картинок, зачем она это делает и когда. Придумывают отдельные маленькие рассказы по каждой из картинок. Шесть картинок – шесть детей. Затем воспитатель показывает шестую схему «Что зачем?»
Воспитатель: Теперь мы знаем достаточно что бы расставить картинки правильно, в правильном порядке. Кто хочет расставить картинки по порядку?
К доске выходит ребенок и расставляет картинки в правильном порядке. Если ребенок ошибся, воспитатель вызывает другого ребенка и предлагает исправить ошибку сверстника и объяснить свое решение. Затем воспитатель показывает детям последнюю седьмую схему «Составь рассказ»
Воспитатель: Что изображено на этой схеме?
Дети: Книга
Воспитатель: Правильно! Что же пишут в книгах?
Дети: Рассказы
Воспитатель: Отлично! Теперь мы можем составить рассказ про эту девочку. Кто самый смелый?
К доске выходит ребенок и составляет рассказ с опорой на полученные знания и картинки расположенные на доске. Остальные дети помогают и дополняют рассказ деталями. Упражнение предлагается повторить еще одному - двум детям.
Воспитатель: Вы все большие молодцы! Мы отлично поработали! Понравилось вам занятие?
Дети: Да!
Воспитатель: Что мы делали? Что вам больше всего понравилось?
В заключении проводится обратная связь с детьми.

Примечание: В данном конспекте не приведены схемы, разработать их можно самостоятельно, относительно обозначенной задачи.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по мульттерапии для подготовительной группы НОД в подготовительной группе. Компьютер и его основные устройства НОД в детском саду. Старшая группа Конспект НОД по информатике в подготовительной группе ДОУ. Множество
Участник №31 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 июля по 30 сентября 2016 года
Рабочая программа кружка по познавательно-речевому развитию в детском саду для детей 4-6 лет
Опубликовано: 76 дней назад (24 сентября 2016)
Просмотров: 347
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!