Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе. Свойства воды

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.
Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.
Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
• Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
• воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
• Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость
- пар

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном . Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игрового занятия – экспериментирования в старшей группе Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему: Зима Опыты и эксперименты в старшей группе ДОУ Экспериментирование с водой в старшей - подготовительной группе ДОУ
Участник №12 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 210 дней назад (9 мая 2016)
Просмотров: 1192
+12
Голосов: 12
Комментарии (14)
Наталья Викторовна Бурдейная # 9 мая 2016 в 11:00 +1
Дарю Вам первый голос!!! Эксперименты очень интересны дошкольникам!
Творческих успехов!!!
Людмила Николаевна Золотарева # 9 мая 2016 в 11:04 0
спасибо!
Алла Алексеевна Кондратьева # 9 мая 2016 в 22:01 +1
В современных условиях задача учителя и воспитателя - показать ребенку путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и дошкольного,и начального образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.Ваша экспериментальная деятельность о свойствах воды- это путь к овладению УУД.
Примите мой голос!
Людмила Николаевна Золотарева # 10 мая 2016 в 09:48 0
спасибо!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 9 мая 2016 в 22:18 +1
Людмила Николаевна интересные эксперименты! Примите мой голос №3 smile
Людмила Николаевна Золотарева # 10 мая 2016 в 09:48 0
благодарю!
Елена Алексеевна Ермакова # 10 мая 2016 в 21:37 +1
Добрый вечер Людмила Николаевна! Спасибо за приглашение. Очень интересная и познавательная разработка. Практическиие занятия очень важны в воспитании дошкольников. Желаю вам успехов. Примите мой голос.
Людмила Николаевна Золотарева # 11 мая 2016 в 21:05 0
Спасибо!
Анна # 12 мая 2016 в 14:30 +1
Здравствуйте! Спасибо за приглашение!Понравилось ваше мероприятие,с удовольствием голосую!
Тамара Александровна Новичкова # 16 мая 2016 в 17:15 +2
Здравствуйте, Людмила Николаевна! Спасибо за приглашение на занятие «Удивительная вода». Вы в доступной форме, подробно сумели показать и рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых организмов, о свойствах воды. Занятие интересное и познавательное. Но мне не хватило в оформлении иллюстраций, которые дали бы возможность увидеть воду во всех её свойствах, таблицы "Круговорота воды в прироле". Материал смотрелся бы эффектнее. Не забываете в начале писать своё авторство. В целом конспект занятия составлен методически правильно, направлен на получение новых знаний и несёт воспитательный характер. +1
Надежда Леонидовна Макарова # 17 мая 2016 в 11:20 +1
Спасибо за приглашение! Интересное занятие! Возьму к себе в закладки! Примите голос!
Татьяна Галютина # 31 мая 2016 в 11:00 +1
Людмила Николаевна,здравствуйте! Экспериментальная деятельность - одна из самых любимых детьми.Она развивает познавательный интерес детей, расширяет кругозор. Соглашусь с Тамарой Александровной - с иллюстративным материалом было бы ярче!Занятие интересное!+1!
Альбина Анатольевна Печникова # 11 июля 2016 в 08:59 +1
Здравствуйте, Людмила Николаевна! v
Мне очень понравилась ваша разработка.Молодец!Практические занятия очень важны в воспитании дошкольников. Вы развиваете познавательный интерес детей и мотивируете на дальнейший поиск информации не только о воде и её свойствах,но и о глобальном значении воды в жизни человека и живых.Голос!
Оксана Николаевна Однобурцева # 15 августа 2016 в 14:27 0
Сначала хочется ответить автору предыдущего комментария. Там указано, что вы развиваете интерес детей о глобальном значении воды в жизни человека. У меня иногда такое впечатление, что некоторые вообще не знают детей, не ощущают их возраста что ли. Как могут дети в детском саду задумываться о чём-то глобальном, да ещё о глобальном значении воды. Мне вообще не нравится тот процесс, который начался последнее время в наших детских садах. Читаю уже не первую экспериментальную исследовательскую работу в детском саду. И каждый раз думаю, зачем они стремятся детям в садике мозги заморачивать какими-то понятиями из физики. Ну рано им ещё знать, да и не к чему пока, о трёх формах, в котором может существовать вода (газообразное, жидкое, замороженное). Дайте им в детстве побыть, в игрушки наиграться.