Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов для детей 5-7 лет

Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов. Старшая - подготовительная группа
Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, для детей 5-7 летнего возраста. Материал используется в учебно-воспитательном процессе для воспитания трудолюбия, доброжелательности.
Программные задачи:
• Углубить знания детей об истории жилища. Научиться ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище
• Закрепить знания детей о бытовых приборах и их усовершенствовании.
• Воспитывать интерес к увиденному, многообразному миру. Воспитывать любовь к труду.

Материал:
• Макеты: пещеры, шалаши деревянного дома, макет русской избы (печь, скамейки, прялка, половики, ступки, ухват, кочерга, чугун).
• Картины жилищ и бытовых приборов. Простой карандаш и лист бумаги.

Методы и приемы:
Словесный — беседа, рассуждения, рассматривание, худ. слово: загадка.
Наглядный — макеты жилища, картины жилищ людей других наций.
Практический — рисование домов.
Ход:
Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища.
Мы узнаем, где живут сейчас; на чем готовили еду раньше и теперь.
Почему человек всегда благоустраивал свое жилище.

Слышится плач домовенка Кузи.
• Кузенька! Почему ты так горько плачешь?
• Ой, горе какое. Прихожу я сегодня в музей, а все макеты жилища разбросаны.
• Ну, не плачь. Сейчас все поднимем, поставим на места.
• Поставить то я бы сам поставил, да в какой последовательности они стояли не помню (плачет).
• Давайте, ребята, поможем Кузеньке. Догадаемся, где люди жили раньше?
• В пещерах.
• Почему?
• Потому что небыло машин, инструментов, люди не умели обрабатывать дерево, делать кирпич.
• В шалашах.
• А сейчас люди живут в шалашах?
• Нет.
• Почему? Когда они ими пользуются?
• Когда идут в походы?
• Из чего сделан шалаш?
• Из прутиков.
• Люди построили шалаш, почему не остались жить в пещере?
• Камни могут обвалиться, сыро, темно, страшно.
• А почему шалаш лучше? Подует сильный ветер, шалаш их спасет?
• Нужно колышки покрепче прибить в землю.

Но в шалаше зимой было холодно жить, не было дверей, окон.
И человек задумался.
Шло время — появились инструменты, научились люди обрабатывать дерево. И человек понял, что из дерева можно сделать множество разных предметов (дома, дачи, мебель и т. п.)
Он построил деревянный дом.
• Чем он удобен?
• В нем есть и окна, и двери, и крыша, и печь...
• А меленьким детям пожно пользоваться печкою без присмотра родителей?
• Нет.
• А почему?
• Ответ детей.
Вот видишь, Кузенька, мы научили тебя и печку топить. Оставайся с нами.
Дети садятся за столы (соедините точки на листе бумаги и вы получите изображения вам знакомых предметов.
• Что получили?
• Дома.
• Подарите красивые дома Кузе (дарят, Кузя прячет их в сундучок).

А теперь игра «Назовите профессию строительную» (в кругу с мячом).
Варианты: бульдозерист, архитектор, слесарь, электрик, крановщик, маляр, штукатур, плотник, сантехник, жестянщик, сварщик, стекольщик, стропольщик...

Дети, мы с вами много читали о том, что есть люди других национальностей, у них свои жилища и строят они их в зависимости от климатических условий в которых они живут, рассматривали и картинки в книжках.
Подойдите к столу и возьмите картинки тех жилищ, о которых вы знаете и хотите рассказать.
• Очень холодно зимой на севере Канады. В этом краю живут в своих иглу эскимосы.
Иглу — это домик. Он построен их снежных глыб. В иглу все из снега: и лежанка и мебель. А вместо стекол льдинки.
• Это домик — юрта. Она нужна монгольским пастухам. Они пасут скот сегодня — здесь, а завтра — там. Разберут свои складные домики юрты, погрузят на телегу и поехали.
• А это бамбуковые дома. Такие можно увидеть во Вьетнаме. В этих домах все из бамбука, а крыша из листьев бамбука.
• Это яранга — жилище чукчей. Это дома из шестов, покрытые оленьими шкурами. В железной печурке трещит огонь, где варится оленина.

Удобен деревянный дом, но все же люди не остановились на этом и в больших городах люди строят многоэтажные дома.
• Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?
• Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.

Символом русской избы является русская печь
.
Вот здесь у нас макет русской избы. В русской избе все деревянное: пол, стол, скамейка и т. д.
• А это кадка, в ней люди мочили яблоки, солили огурцы и капусту. А что это за старинный предмет?
• Прялка.
Люди пряли шерсть и вязали из нее носки и варежки.
• А это?
• Половики. Люди в старину сами их ткали, а теперь у нас на полу лежат красивые ковры.
• А для чего нужна печь в доме?
• Чтобы было тепло, уютно, пироги печь.
• А еще для чего?
• В печи готовили еду и себе, и домашним животным. Сушили одежду и обувь, ягоды и грибы, мелкую рыбешку.
На ней можно было спать. Там есть лежанка.
• А сколько много забавных историй рассказано на русской печи, сказок. Дети любили наблюдать за работой родителей, глядя на них с печи.
А уж когда заболеет кто-нибудь, ложились на лежаночку и прогревались, лечились от простудных заболеваний.
• Во многих сказках упоминалось о русской печке, назовите их?
• Жихарка, По щучьему велению, Трое из Простоквашино и т. д.
• Много пословиц и поговорок о печи есть Назовите их?
• «Мала печка, да тепленька», «Хорошая печь — гордость печника и хозяина», «Что есть в печи — на стол мечи».
А вот в нашем музее есть печь.
Сейчас сядьте.
А Миша нам расскажет и покажет, как правильно топить печь.
• Сначала надо открыть трубы и заслонку. Взять дрова и положить их в печь «колодцем». Взять чугун и ухватом поставить его в печь. А чтобы быстрее сварились щи да каша, нужно помешать угольки.
• Это дом японцев. В Японии часто случаются землятресения, поэтому дома здесь строят из легких планок. Если дом и разрушится, не страшно, людей не задавит. По праздникам на всех домах развешивают фонарики, сделанные из бумаги.
Придут гости, хозяева их посадят на пол на подушечки, вместо вилок дадут две деревянные палочки. А когда гости будут уходить на прощание им подарят бумажных журавликов. Это означает символ «доброты и счастья».
• А теперь давайте вспомним на чем готовил еду первобытный человек?
• На костре.
• Д, поэтому мясо, которое они жарили на костре, было черным, подгорало и было неприятное на вид.
Шло время, человек стал пользоваться печкой. Но в печь шло много дров, она занимала много места в доме. И люди изобрели керосинку.
• А из чего получают керосин?
• Из нефти.
Во внутрь наливают керосин, поджигают, ставят кастрюлю на подставку. Быстро и удобно. Когда я была маленькой, то моя мама готовила еду вот на такой керосинке. Шло время, менялись бытовые приборы для приготовления пищи. Отгадайте мою загадку и вы узнаете на чем я дома готовлю еду.
«Четыре синих солнца
есть у меня на кухне,
четыре синих солнца
горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины
До завтра солнца не нужны»
(Газ. плита)
Да, я дома готовлю еду на газовой плите.
• А почему у газовой плиты есть огоньки?
• Стоит в кухне газовая плита. У нее 4 конфорки, 4 пластмассовых краника, длинная металлическая труба.
• Кто же здесь главный?
• Краники?
• Нет.
• Труба?
• Нет.
• Конфорки?
• Нет.
• Газ в трубе.
• Но откуда газ появился в трубе? Слушайте.
Если бы вы стали маленькими такими, как мальчик-с-пальчик и как бы по дорожке побежали бы вдоль трубы (показываю). Сначала бы она вела тебя на улицу, потом дорожка повела бы вас под землю, потом бы снова оказалась на улице. Бежали бы вы мимо лесов, полей, городов, деревень, затем нырнули бы глубоко под землю, где скопился природный газ.
Глубоко под землей хранится природный газ.
Отовсюду шли люди, чтобы полюбоваться этим чудесным огнем. Они в земле своих хижин рыли ямки, вставляли в ямки тростинки, подносили лучинку, огонь вспыхивал, на водяном пару готовили еду. Земля была богата газом, который сам собой выбивался наружу.
Люди стали бурить землю спец. Машинами, ставить скважины и сильными насосами качать газ из под земли. Вот газ в настоящее время работает на нас.
• Очень быстро варится суп и пекутся пироги в духовке.
• Это электрическая плита, на ней тоже готовят пищу. Она от электричества.
• Что это за предмет?
• Микроволновая печью Эта печь удобная, она работает по спец. Программе. Включаешь кнопку, ставишь еду и она быстро подогревается.

Вот как совершенствовалось жилище человека и вместе с ним совершенствовались бытовые приборы.
Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас изобретет новый бытовой прибор или построит необычный дом.
Мы будем радоваться за вас!

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетная игра для детей 5-7 лет Игры для адаптации детей к школе Конкурсы к 8 марта для детей и родителей старшей-подготовительной группы Дидактическая игра для детей 5-7 лет на тему: Спорт
Развлечение в старшей группе ДОУ. Народные праздники | Конспект НОД в старшей группе детского сада: Нелюбимые животные
Опубликовано: 364 дня назад (6 декабря 2015)
Просмотров: 669
Рубрика: Конспект
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Ольга Николаевна Денисова # 7 декабря 2015 в 08:08 +1
Здравствуйте Людмила Николаевна!
С удовольствием прочитала конспект об истории жилища, понравился.Очень подробный, вопросы сложные (видно проведенную предварительную работу), поэтому детям интересно рассуждать и вычленять правильные ответы.Задачи оформлены кратко, но есть и развивающие и закрепляющие и воспитательные,есть и сюрпризный момент -домовёнок, есть мотивация деятельности детей-помощь герою!
Самое главное рассмотрено - очаг всех времён, и до современности. Один совет - вначале вставте ФИО,напишите для какого возраста детей предназначен, а так, молодец автор, успехов в педагогической деятельности и конкурсах.Отдаю голос вам! v
Евгения Валентиновна Гурьева # 8 декабря 2015 в 07:35 +1
Огромное спасибо за конспект! Интересная форма, полезная информация! Читала с огромным удовольствием! Успехов вам!