Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: Матусовский «Скворцы прилетели» с презентацией, 3 класс

Конспект урока чтения и развития речи 3 класс VIII вида.
Тема: М. Матусовский «Скворцы прилетели».
Цель урока: познакомить со стихотворением Михаила Матусовского «Скворцы прилетели».
Образовательные задачи:
- учить анализировать данное стихотворение;
- учить читать стихотворение выразительно;
- закреплять знания о приметах весны;
- расширять представления обучающихся о птице скворце, его внешнем виде, питании, особенностях жизни.
Коррекционно – развивающие задачи:
- коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей;
- коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: спрашивать о непонятных словах, отвечать на вопросы, делиться впечатлениями, рисовать словесные картинки;
- коррекция и развитие памяти через обогащение, и уточнение словарного запаса учащихся;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся через выполнение навыков самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам, заботиться о них;
- воспитывать интерес к чтению.
Оборудование:
Учебник чтения для 3 класса, авторы - составители З.Н. Смирнова, Г.М Гусева, компьютер, презентация, карточки с названием стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!

II. Психологический настрой.
- Подарите мне свою улыбку.
- А теперь улыбнитесь друг другу.
- Пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке и помогут разобраться во всем и справиться с любой проблемой.

III. Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика
- Чтобы говорить на уроке правильно, чётко, красиво, чтобы читать выразительно – давайте подготовим наши губы и язычок. А для этого нам необходимо выполнить артикуляционную гимнастику.
- Повторяйте за мной.
Рыбка в озере живет,
Открывает рыбка рот (открываем и закрываем рот, чтобы получался хлопок).

Лягушонок улыбнулся,
Рано утром он проснулся (растягиваем рот в улыбке и-и-и).

Ловко прячут хомячки
Вкусный корм за две щеки (надуваем щеки и «лопаем» их).

По степи лошадка мчится,
Громко цокают копытца (цокаем язычком).

Прилетели уточки
И подули в трубочки.

Не спеша индюк гуляет,
И с индюшками болтает (языков вперед – назад по верхней губе).

IV. Введение в тему.
- Ребята, а какое сегодня число? ()
- А какой день недели? (пятница)
- Какое сейчас время года? (весна) Слайд 6.
- Какой месяц начинает весну? (март) Слайд 7.
- А за мартом, какой месяц следует? (апрель)
- Назовите последний месяц весны? (май)

- Я вам буду показывать картинки, а вы мне расскажите, о каком признаке весны «говорится» на этой картинке: Слайд 8- 12.
1) ярко светит солнышко;
2) с крыш свисают сосульки;
3) тает снег;
4) на деревьях набухают почки, скоро появятся листочки;
5) прилетают птицы.

- Да, ребята, с приходом весны все оживает вокруг: зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, звонко заливаются птицы, которые возвращаются с теплых краев.

V. Сообщение темы урока
Игра «4 лишний» (голубь, дятел, скворец, сорока) Слайд 13.
- А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний».
- Кто изображен на экране? (птицы)
- Сколько их? (4)
- Как называется первая по счету птица? (голубь).
- Как называется вторая птица? (дятел).
- Как называется эта птица? (скворец).
- Какая она по счету? (3)
- Как называется последняя птица? (сорока).
- Подумайте, какая птица лишняя и почему? (скворец – перелетная птица).
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, как вы думаете, о ком будет это стихотворение?
- Вы правильно догадались, стихотворение будет о скворце.
- Посмотрите еще раз на скворца.
- Чем покрыто тело птицы? (перьями).
- Какого цвета оперенье?
- Сколько ног у скворца?
- А сколько глаз?
- А это что такое? (хвост).
- Как называется домик скворца? (скворечник).
- Скворцы встречаются у нас всюду. Эти веселые птицы целые дни издают радостные звуки – поют, подражая всем птицам. Да же человеческую речь перенимают скворцы и произносят целые фразы.
- Какую пользу приносят скворцы? (скворцы питаются насекомыми, червяками и тем самым приносят громадную пользу, уничтожая в садах, на полях сотни вредных насекомых).
- Посмотрите видео пение скворца.

Слайд 12. Показ видео.

- Вот о том, как прилетают к нам скворцы, мы узнаем из стихотворения Михаила Матусовского. Посмотрите это его портрет Слайд 13. Его произведения учат людей любить природу, быть добрыми и справедливыми.
- Как ласково назвать скворца? (скворушка). - Прочитайте, как называется стихотворение. Слайд 14.
- Ребята, в записи названия исчезла буква, а какая, не пойму, то ли «о», то ли «а»?
- Обратите внимание слово скворец пишется с буквой о, а проверочным словом будет скворушка, где буква о ударная.
- Так с какой же буквой нужно писать слово «скворцы»?
- Давайте еще раз вместе прочитаем название стихотворения.
- Итак, как называется стихотворение и о ком оно, мы знаем. Осталось прочитать его.

VI. Изучение нового материала
1. Выразительное чтение текста учителем.
- Сядьте удобно, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.
2. Беседа на основе слухового восприятия.
- Понравилось стихотворение?
- О ком это стихотворение?
- Какое это стихотворение – веселое, печальное, доброе, грустное?
- Почему?

Электронная физкультминутка для глаз «Птицы». Слайд 15.

- Ребята, друзья нашего скворца приготовили для вас гимнастику для глаз, следите за полетом птиц, наблюдая только глазами.
- Теперь и наши глазки готовы к чтению.

3. Подготовительная работа к первичному чтению текста учениками.
1. Словарная работа. Слайд 17.
- В этом стихотворение встретятся слова, значения которых необходимо уточнить, чтобы лучше понять стихотворение. Прочитаем их.
Обновили - заменили на что-то новое.
На заре - утром.
Побеги - новые ветки у дерева.
Трели - голоса.
- Как вы понимаете эти слова?

2. Первичное чтение стихотворения по частям, с последующим разбором содержания.
1) Чтение 1 части
- Откройте учебники с. 196
- Ребята, сейчас прочитаем стихотворение по частям. Кто желает прочитать 1 столбик.
- Как вы представляете себе эту картину?
- Как поэт говорит о том, что наступила весна? Найдите эти строчки в стихотворении:
Опять свой наряд обновили
В зелёных побегах леса.
- Посмотрите на слайд. Какая картинка подходит к этим строчкам? Слайд 18.
- А вот так выглядит лес, в какое время года? (весной).
- Кто расскажет, что произошло?
- Кто разбудил на заре?

2) Чтение 2 части.
– А теперь прочитаем второе четверостишие.
- Скажите, а когда люди больше всего рады птицам? (когда они прилетают весной).
- Почему? (потому что птицы – первые вестники весны, а весна – начало новой жизни, когда оживает природа; человек весной испытывает радость и т.д.)
- Как выражал радость автор? Прочитайте.
- Что принесли скворцы на своих крыльях?
- Как понять это выражение?
- Какие слова и выражения не понятные встретились в стихотворении?

Электронная физкультминутка «Веселые птицы». Слайд 19-31.

- Ребята, так как скворец - это перелетная птица, то у него много друзей, которые приготовили для вас подвижную физкультминутку под названием «Веселые птицы».
- Встали все, вам необходимо выполнять движения, которые показывают птицы.

4. Работа над логической партитурой стихотворения.
- Ребята, чтобы прочитать стихотворение выразительно, необходимо правильно ставить паузы, т.к. при неверной паузе нарушается смысл предложения. Сейчас мы с вами разберем, как правильно поставить паузы при чтении этого стихотворения. Вы уже знаете, что после знаков препинания должна быть пауза. После запятой пауза должна быть короткая. После точки – подольше. Также пауза ставится и после тире. А последние 3 строчки, где стоят восклицательные знаки нужно прочитать немного громче и радостнее.
- Послушайте внимательно, я еще раз прочитаю это стихотворение.
- Где я сделала паузы?
- Какое слово я выделила голосом? (скворцов).
- Послушайте, я прочитаю 2 четверостишие.
- Где я сделала паузы?
- Какие слова я выделила голосом? (ребята, скворцы, весну).

5. Самостоятельное чтение учащимися.
- А сейчас самостоятельно прочитайте стихотворение шепотом несколько раз, потренируйтесь в выразительном чтении этого стихотворения, соблюдая интонацию и силу голоса, а затем мы поиграем в игру «маленький ученик».
Индивидуальная работа с Ильясом, Фиданом, Радмиром «Чтение слов из усвоенных слоговых структур».

7. Игра «маленький ученик».
- Правила игры такие: один из вас выйдет к доске в роли «маленького учителя», и прочитав первое четверостишие, называет того кто должен будет продолжить чтение.
- Кто желает побыть в роли «маленького» учителя?

8. Прослушивание песни.
- Михаил Матусовский – это еще и известный поэт-песенник, написавший всем известные песни, как "Школьный вальс", "На Безымянной высоте", "С чего начинается родина?" и многие другие.
- Другой талантливый человек И. Дунаевский написал музыку на стихи Михаила Матусовского. И получилась вот такая песня. Послушайте. Слайд
- Слушайте песню и следите по тексту.
- Ребята, какое чувство выразил композитор в этой песне? (в этой песне выражено чувство, которое мы называем «радость»).
- Другие виды искусств тоже способны передавать чувства и настроения человека. Они взаимодействуют между собой и могут помочь друг другу более ярко и красочно раскрыть содержание произведения.

VII. Домашнее задание.
- Научиться читать это стихотворение выразительно.

VIII. Итог урока. Выставление оценок.
- Как называется стихотворение, с которым познакомились на уроке?
- О ком оно?
- Почему птиц надо охранять и заботиться о них?
Слайд 33.
- Птицы имеют большое значение в жизни человека, а это значит, что их надо беречь, охранять, помогать им в трудное время.
Презентация на тему: Чтение и развитие речи 3 класс

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по чтения в 3 слабослышащем классе Конспект урока литературного чтения в 3 классе с презентацией. Линдгрен "Малыш и Карлсон"
Участник №116 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Праздник Букваря в 1 классе. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 377 дней назад (23 ноября 2015)
Просмотров: 1320
+1
Голосов: 1
Комментарии (3)
Богдвнова Евгения # 24 ноября 2015 в 13:49 +1
У детей всегда возникают проблемы с анализом стихотворений) но в этой статье все четко расписано, как правильно нудно работать с произведениями) спасибо)
Любовь Викторовна Матвеева # 24 ноября 2015 в 14:24 +1
Спасибо за комментарий. Очень приятно.
Альбина Анатольевна Печникова # 6 марта 2016 в 08:51 0
Отличный материал! Презентация замечательная, работа будет востребована многими! Зовите в гости,Любовь Викторовна!+1