Развитие песенного творчества у старших дошкольников
Детское музыкальное творчество старших дошкольников. Песенные импровизации на творческие задания
Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. Предлагаю рассмотреть методические приемы, помогающие развитию песенного творчества. В основном это творческие задания, развивающие способность к импровизациям. На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определенной последовательности.
Важно обращать внимание детей на выразительность из импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить, - задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию.
При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук у. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует). А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица – хитрой.
Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.
Творчество рождается из интуитивных действий, их сочетание постепенно становится более прочным.
Музыкальные вопросы и ответы могут сначала исполняться по образцам: «Что ты хочешь, кошечка?» - «Молока немножечко», а затем в более свободной форме. Дети поют ответы на вопросы, заданные (пропетые) педагогом, например: «Как тебя зовут?» - «Танюша». – «Какое платье у тебя?» - «Красное в цветочках» и т.д.
Когда дается задание придумать мелодию на определенный текст, то лучше начать с самого простого. Например, на слова баю-бай спеть колыбельную, на слоги тру-ту-ту – марш, ля-ля-ля – вальс и т.д.
Песни на небольшой текст сочиняют тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы.
Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т.д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.
Постепенно детей можно подготовить к сочинению целого оперного спектакля. Для этого можно взять сказочный сюжет («Колобок», «Красная Шапочка» и др.). Предварительно ребят знакомить с жанром оперы, послушать с ними фрагменты из опер в грамзаписи.
Игровые задания для развития песенного творчества у старших дошкольников
1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т.д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т.д.).
2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанием горна (тра-та-та).
3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
4. Спеть свое имя, используя разнообразные интонации.
5. Музыкальный диалог, используя разнообразные по интонациям вопросы и ответы.
6. Импровизация мотивов из 2-3 звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
7. Закончи свою мелодию.
8. Сочини песню.
Детям предлагаю текст, для создания певческих импровизаций. Они запоминают его наизусть. Взрослый сначала может пропеть свой вариант сочинения, но затем просит детей искать свои. Следует разобрать предварительно содержание текста, чтобы подбор необходимых интонаций отмечался осмысленностью.
Если у ребенка возникают затруднения при сочинении всей мелодии к тексту, можно упрощать задания, предлагая найти свое мелодическое окончание, соответствующее настроению и ладовой окрашенности песни. Например, в колыбельной пропеть «мамину» песню на звук «а».
Колыбельная
Мама Валечку качала
И, качая, напевала:
А-а-а, а-а-а…
Марш
Кто шагает ряд за рядом?
Это мы идем отрядом.
Осенью
Улетают птицы вдаль,
Расставаться с ними жаль.
Весной
Весенний день звенит!
Встречай, скворец летит!
Плясовая
Я притопну каблучком,
Я махну платочком,
Полечу я ветерком,
Закружусь листочком.
Грустная песня
Дождик льет как из ведра,
Загрустила детвора.
Веселая песенка
Солнце ярко светит,
Весело на свете.
Тра-ля-ля, ля-ля, ля-ля,
Весело на свете.
Проанализировав различную методическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что творчество – основа развития человеческой личности. Психологи характеризуют творчество так: оно должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию.
Детское творчество - это основа, первоначальная ступень в развитии творческой личности. Ценность его состоит в том, что ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему и это помогает раскрыть его внутренний мир, его интересы и способности. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе.
Наиболее эффективно детское творчество развивается при следующих условиях:
- побуждение детей к художественному творчеству путем постановки интересных заданий;
- учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;
- установление логически верных взаимосвязей между учебными и творческими заданиями;
- варьирование творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов творческих заданий в зависимости от возраста детей и различных видов художественной деятельности;
- создание внешних условий и руководства со стороны взрослых.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста Музыкальная сказка-спектакль "Дело было в лесу" для детей 5-7 лет. СценарийПохожие статьи:
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!