Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников

«Роль музыкально-дидактических игр и упражнений в развитии вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста».
План
1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей
2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей
3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях
1. Пение - вид музыкальной деятельности детей.
Немаловажную роль в развитии вокально-хоровых навыков детей играет восприятие музыки, где вырабатывается эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство формы и умение интонационного оформления музыкальной фразы. Приобщение к лучшим образцам хорового искусства помогает привить детям музыкальный вкус, закрепить интерес к музыке, развивать музыкальные способности в целом.
В процессе пения дети приобщаются к музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской практике.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование их голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор) развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей слабый, хотя порой и звонкий. Именно поэтому следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для старшего дошкольного возраста чаще всего являются фа первой октавы – до второй октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.
К старшему дошкольному возрасту дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать тембр музыкальных инструментов. Старшие дошкольники, имея определенный фундамент музыкального развития, должны быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Однако уровень музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.
Поэтому, чтобы обеспечить всем детям одинаковые условия развития певческих навыков, необходимо использовать индивидуальные формы работы с детьми. В обучении пению важно индивидуально подбирать дидактические упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, атак же песни-упражнения, которые способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках.
Учитывая особенности восприятия детей, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, отличающиеся разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.
В работе я использую упражнения - игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Ведь только систематическое использование песен - упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. А игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию у детей умения петь в ансамбле, слитно, с одинаковой силой звучания, в единой манере исполнения. Этот вид деятельности развивает память, чувство ритма, помогает активизировать застенчивых детей.
2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к творческой активности и самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть.
Музыкально-дидактические игры, которые я использую в вокально – хоровой работе с детьми, помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, учат правильно брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие - легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом оказывает действенную помощь в работе над выразительностью исполнения.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Угадай мелодию», которую можно проводить в нескольких вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано; 2-3 детей могут узнать песню по музыкальной фразе, спетой всеми или индивидуально; узнать песню, сыгранную на металлофоне или аккордеоне.
При исполнении песен я добиваюсь, правильной передачи динамических оттенков, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. В свободное время от занятий с детьми можно организовывать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением, в группе. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. В качестве примера можно привести музыкально-дидактическую игру «Музыкальный магазин». Таких музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.
Важную роль в развитии у детей слуха, ритма и интонации играют распевки. Попевку «Бубенчики» можно использовать по-разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально-дидактической игры. Я раздаю карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика. А дети выкладывают ритм, интонационно, или то и другое на фланелеграфе. В старшем дошкольном возрасте проводится более разнообразная работа по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук.
Для развития чувства ритма я использую различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например, можно взять народную прибаутку «Андрей – воробей».
Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей. Существуют игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, для развития детского творчества. И все они являются незаменимым инструментом в развитии музыкальных способностей дошкольников.
3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях.
Для детей старшего дошкольного возраста программа обучения и развития предлагает разнообразный репертуар песен и упражнений. На музыкальных занятиях я обязательно уделяю внимание распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонирования и расширению диапазона голоса. Тембр голоса у детей очень неровный, особенно это проявляется в пропевании гласных. Систематическое использование маленьких песенок помогает мне выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.
В работе я использую как хорошо знакомые детям упражнения, так и незнакомые, в зависимости от той задачи, которую ставлю перед разучиванием той или иной песни. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «Поет соловушка», «У кота Воркота» и «Вальс» Е. Тиличеевой; в распевке двух звуков на один слог- «Дождик, лей на крылечко», русская народная закличка, «Как под наши ворота», русская народная песня. А перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки»Ф. Лещинской, «Ехали» А. Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.
Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Этот прием дает возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большинства детей и хорошо активизирует их внимание. Пение цепочкой помогает так же закрепить навык правильного дыхания.
Одна из сложных задач - «петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него». Первоначальные навыки пения а капелла маленьких несложных песенок должны быть сформированы в старшем дошкольном возрасте. Удобны для этой цели народные песни, такие, как «Пошла млада за водой», «Ходила младешенька», «Во сыром бору тропина», «Во кузнице», а также такие авторские песни, как «Будет горка во дворе» Т. Папатенко, «Летние цветы» Е. Тиличеевой и др. Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха. Я использую в этой работе следующий прием: играю музыкальное вступление, дети начинают петь без музыкального сопровождения, если ошибаются, нечисто интонируют, я поддерживаю их голосом, а с концом песни играю заключение или последнюю фразу.
На музыкальных занятиях я стремлюсь раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Для этого перед разучиванием песни провожу краткую беседу. Это помогает детям осознать содержание, вызвать определенное эмоциональное отношение к песне. Можно подобрать пословицы, потешки, поговорки, которые более глубоко раскроют содержание и смысл песни.
Для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста я использую музыкально – дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» - для сопоставления трех звуков, различных по высоте, «Сколько нас поет?»-для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Ученый кузнечик»-для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники. Для развития ладового чувства предлагаю такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон- седьмая ступень. Последний звук (тоника) не доигрывается. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребенку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха. Дети с большим интересом относятся к таким приемам.
Для успешного решения программных задач по развитию певческих навыков детей необходимо тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, которые помогают не только в разучивании песен, но и в детском исполнительстве.

Рекомендуем посмотреть:

Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторов Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста Музыкальное развитие детей 5-7 лет посредством фольклора

Похожие статьи:

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет

Детская агрессия. Что делать?

Сценарий Новогоднего утренника для подготовительной группы детского сада
Опубликовано: 747 дней назад (23 ноября 2014)
Просмотров: 3233
Рубрика: Методика
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!