Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторов

Статья по методике музыкального развития детей дошкольного возраста «Колыбельные песни русских композиторов»
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы, музыкальных руководителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей. В материале рассказывается о происхождении жанра колыбельных песен, о колыбельных песнях русских композиторов: А. К. Лядова , В. С. Калиникова, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского. Цель: Изучение жанра колыбельных песен в творчестве русских композиторов.
Задачи:
1.Рассказать о колыбельных песнях в творчестве русских композиторов.
2.Формировать представления о творчестве русских композиторов.
Педагоги, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, педагогики, оперировать основными методиками развития и воспитания детей. Методике музыкального развития детей выделяется место и в программах детского сада. Развивая музыкальное восприятие детей, формируя представления детей о творчестве композиторов, о жанрах музыки уже с детского сада у дошкольников начнет формироваться музыкально-эстетическая культура. Очень важно взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя. В таком тандеме можно организовать и яркие праздники для детей, и интересные досуги, музыкальные гостиные, вечера отдыха. Воспитатели могут организовать беседы музыкальной направленности. Очень интересно проходят беседы, рассказывающие о творчестве русских композиторов. Одну из таких можно найти здесь.
http://kladraz.ru/blogs/natalija-valerevna-konduktorova/beseda-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kolybelnye-pesni-ruskih-kompozitorov.html#c33172
Радынова О. П. в своих статьях и книгах очень много рассказывает колыбельных песнях, объясняет происхождение слова «колыбельная». Ольга Петровна пишет: «Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Характерные черты фольклора каждого народа отражались и в колыбельных, сочиненных разными авторами.Создавая колыбельные, композиторы опираются на традиционные ритмические и мелодические обороты, присущие музыке их народа, на интонационное своеобразие народных песен. Но народные интонации всегда как бы преломляются через авторский стиль, поэтому, слушая колыбельную, сочиненную композитором, можно найти и народные черты, характерные для этого жанра, и распознать оригинальный «почерк» автора.» [1]
Множество колыбельных, как вокальных, так и инструментальных создано русскими композиторами.
Одним из излюбленных жанров русского композитора Анатолия Константиновича Лядова (1855-1914) является колыбельная. Ему принадлежат инструментальные, вокальные колыбельные, оригинальная обработка русской народной колыбельной для оркестра. Колыбельную у Лядова можно встретить и в симфонической сказке «Кикимора», где «Кот-баюн баюкает маленькую Кикимору – чудовище, лежащее в хрустальной колыбельке среди каменных гор».
Все знают и слушают цикл «Детские песни» А. К. Лядова. В этот цикл входят несколько вокальных колыбельных композитора. Дух русской народной колыбельной очень тонко чувствуется и передается слушателю в произведениях Лядова. «В вокальных колыбельных А. К. Лядов всегда использовал подлинно народные тексты. В фортепианной партии слышатся и народные приемы исполнительства (выдержанные органные пункты, имитирующие гудящие народные инструменты, «волыночные басы», подголосочная полифония) и характерные лядовские особенности письма (использование прозрачных, нежно звенящих регистров, помещение фортепианной партии выше вокальной, полифоничность в сочетании с прозрачностью фактуры, тонкость тембровой палитры, неброскость красок, отточенность деталей, сдержанность в выражении чувств), - подмечает О. П. Радынова. [1]
Отличаются колыбельные А. К. Лядова изобретательностью в тонком следовании музыки за текстом. В его творчестве прослеживается постоянное взаимодействие мелодии и поэтического слова.
Колыбельная А. К. Лядова «Гуленьки, гуленьки» - настоящий шедевр.
Она написана на народный тескт. «Мелодия ласковая, плавная, переливчатая. Короткие длительности (шестнадцатые ноты) украшают ее. Мелодия звучит несколько раз, точно повторяясь, напоминает нежное и монотонное воркование голубей,» - очень точно замечает О.П. Радынова.
В содержании народных колыбельных Лядова есть и «пожелания богатства, благополучия ребенку, описания богатой колыбели, песни с образами животных и птиц, мифологическими персонажами Сном и Дремой». [1]

Среди последователей А. К. Лядова в передаче зримых музыкальных образов и в этом смысле в некоторой театральности, яркой изобразительности можно назвать композитора Виктора Сергеевича Калинникова (1870 – 1927). В его песнях «Тень, тень-потетень», «Журавель» каждый персонаж наделен меткой характеристикой (в фортепианной партии). Бережно сохраняя стиль русской песенности, имитируя интонации фольклора В. С. Калинников, как и А. К. Лядов, создавали колыбельные на народные тексты.
Рекомендуя колыбельные песни для слушания в детском саду, Радынова пишет: «Песня В. С. Калиникова «Киска», предлагаемая для прослушивания детям в средней группе, не названа колыбельной, но написана на народные колыбельные слова. По содержанию она близка колыбельным-сказочкам. В мелодии слышны звукоподражания плачу несправедливо обиженной кисоньки. В конце песни очень выразительно звучат речевые интонации всхлипывания, прерывающиеся паузами. Сопровождение от начала до конца написано на тоническом органном пункте: мерное движение аккомпанемента вверх и вниз имитирует плавное покачивание.» [1]

Нельзя пропустить творчество Н. А. Римского-Корсакова, который изучал и обрабатывал народные песни. В его произведениях прослеживается близость к интонациям русских народных песен, что отличает стиль письма композитора. «Его обработки «Сто русских народных песен» отличаются высоким мастерством, разнообразием используемых приемов, гармонической и тембровой красочностью, поэтичностью. В этом сборнике песен есть колыбельная, которая написана на текст русской народной потешки «Идет коза рогатая». Воспитатели, которые берут для слушания это произведение, должны помнить, что «эта песня имеет не развлекательный, шуточный характер, а устрашающий, запугивающий. Она полна диссонирующих звучаний, остро гармонизирована, имеет оттенок изобразительности. В басу звучит удержанный тонико-доминантовый органный пункт, на который накладываются подголоски, создающие характер сумрачный и страшноватый.»
Русские народные песни Н.А. Римский-Корсаков часто использовал в своих произведениях (колыбельная, звучащая в опере «Сказка о царе Салтане», опере-сказке – Садко).

Особый стиль письма отличает творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его колыбельные не похожи ни на одну из названных.
«Тема творчества Чайковского – жизнь человеческого духа, столкновение добра и зла, борьба со злом, которое не всегда победимо. Трагедийность – переживания человека, его страдания надежды, стремление к свету и невозможность его достижения определяет главную тему творчества П. И. Чайковского. Можно провести аналогию, обратившись к живописи и литературе. Если композиторам-«кучкистам» близки по духу художники-передвижники, то Чайковскому – лиричность живописи И. И. Левитана, психологизм А. П. Чехова, Л.Н. Толстого. П. И. Чайковский стремился к выражению в музыке вечных философских тем. Сила эмоционального напряжения и воздействия его музыки огромна. Это достигается стремлением к развитию, преобразованием образов. Мелодика, гармония, инструментовка, форма подчинены выражению психологического состояния человека. Простая, близкая русской песне, романсу мелодика, часто встречающийся вальсовый режим делают музыку Чайковского доступной. Сложные преобразования, напряженное развитие рождают обобщения, психологизм. Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная», -разъясняет Радынова.
Произведения из репертуара П. И. Чайковского можно применять и в детском саду. Две вокальные (на стихи русских поэтов А. Плещеева и А. Майкова) и две инструментальные (оркестровая из балета «Щелкунчик» и фортепианная), которые слушают дошкольники.
Марьина Е. С рассказывает: «Обе вокальные колыбельные звучат непривычно для колыбельных – тревожно и грустно. Мелодия одной из них (на стихи А. Плещеева) похожа на романс, мелодия другой (на стихи А. Майкова) – на народную песню. Размер три четверти в первой колыбельной позволяет говорить о некоторой вальсовости, чрезвычайно любимой Чайковским. В обеих колыбельных передана сложная гамма чувств – встревоженность и желание успокоить ребенка. Эта встревоженность усиливается изображением в музыке таинственного ночного пейзажа.» [2]
Иная по настроению инструментальная (фортепианная) колыбельная, пронизанная негой, светом, лаской. Нарушают безмятежность тревожные нотки, слышимые в музыке.
«Колыбельная из балета-сказки «Щелкунчик», казалось бы, самая простая по образному содержанию и выразительным средствам – светлая, нежная, убаюкивающая. Но она вся окутана мягкой дымкой волшебства, необыкновенно поэтична и добра, в ней слышатся предчувствия будущих сказочных превращений.» [1]

Как по-разному колыбельные Чайковского завораживают своей необычностью, глубиной чувств!
Колыбельные русского композитора Антона Степановича Аренского (1861-1906), ученика Н. А. Римского-Корсакова и друга П. И. Чайковского звучат иначе. Колыбельные Аренского элегически-созерцательны, просты по музыкальным средствам выражения, они лишены драматизма, накала чувств, в них «чувствуется тесная связь с русской народной песенностью, народный колорит.»
Сравнивая колыбельные Аренского и Чайковского Радынова замечает: «Колыбельные Чайковского и Аренского, написанные на одни и те же стихи А. Майкова, резко контрастны между собой. Запев песни, в котором у Чайковского выражена тревога, беспокойство и смятение, у Аренского звучит светло, нежно, в манере неторопливо рассказывающейся сказки. В припеве, наоборот, у Чайковского слышится некоторое просветление, появляется мажорный лад, а в песне Аренского припев звучит в миноре: музыка следует за текстом, чутко реагирует на каждое слово.»
В музыке Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) прослеживается иная образная и интонационная сфера. Колыбельная «С куклой» из цикла «Детская» «оригинальна по музыкальному языку, отличается юмором, детской непосредственностью. Изумителен текст, написанный композитором. В этой колыбельной с блеском проявилось мастерство Мусоргского в подражании человеческой речи в музыке. Так, начальные интонации мелодии близки к монотонной речи. Они звучат в небольшом диапазоне, с повторяющимися звуками. Следующая интонация, восходящая на тритона и падающая утвердительно на квинту, прерывающаяся паузами, похожа на строгую, приказную речь. Колыбельная Мусоргского необыкновенно остроумна и свежа. Детские мечтательные, трогательные, лукавые, смешные интонации как бы подслушаны Мусоргским и переданы в музыке. Первые открытия окружающего мира слышны в ней, первые радости и огорчения.» [1]

Список литературы.
1.Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 296 с.
2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2

Рекомендуем посмотреть:

Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста Музыкальное развитие детей 5-7 лет посредством фольклора

Похожие статьи:

Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет

Участник №25 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Беседа с детьми старшей группы о музыке | Аппликация Мимоза к 8 марта своими руками для детей 4-6 лет
Опубликовано: 677 дней назад (2 февраля 2015)
Просмотров: 2841
Рубрика: Статьи
+39
Голосов: 39
Комментарии (74)
Валентина Петровна Чурепкина # 3 февраля 2015 в 06:35 +5
Спасибо, Наталия Валерьевна, за статью по методике музыкального развития детей дошкольного возраста «Колыбельные песни русских композиторов», в которой вы привлекаете наше внимание к колыбельным песням в творчестве русских композиторов и формируете представления о творчестве русских композиторов. Оформление работы очень хорошее. Принимайте мой 1-й голос и УДАЧИ!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 07:41 +4
Спасибо, Валентина Петровна, за отзыв о статье, оценку работы.
Наталья Михайловна Пикнеева # 3 февраля 2015 в 09:25 +4
Наталия Валерьевна, отличная работа! Хорошо раскрыта тема о происхождении жанра колыбельных песен, о колыбельных песнях и творчестве русских композиторов. Замечательно подойдет для расширения кругозора. Вам голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 09:29 +3
Спасибо, Наталья Михайловна, спасибо за приятную для меня оценку статьи.
Ирина Витальевна Казакова # 3 февраля 2015 в 15:27 +2
Спасибо . Очень интересно.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 15:34 +2
Спасибо за внимание к работе, Ирина Витальевна.
Татьяна Михайловна Дмитриева # 3 февраля 2015 в 15:31 +4
Очень интересная и познавательная статья! Вы рассказываете о колыбельных песнях в творчестве русских композиторов и формируете представление об их творчестве. Хорошее оформление работы!!!Примите голос!!!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 15:36 +2
Спасибо, Татьяна Михайловна, что всегда находите время оценить мои работы и работы коллег.
Евгения Владимировна Ваганова # 3 февраля 2015 в 18:53 +4
Наталья Валерьевна, здравствуйте! Такая познавательная статья, для меня по крайней мере, очень развёрнутая и хорошо доступная для восприятия. Моему сыночку 5 лет и я до сих пор пою ему колыбельные песни на ночь. Но я никогда не задумывалась, что к колыбельным песням приложили руки такие великие композиторы как Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский и др. Очень интересная статья! Спасибо!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 18:59 +3
Спасибо, Евгения Владимировна, Вы очень разностороннеразвитый человек.Здорово, что Вы поете своему сыночку колыбельные.Мой старший сын, в раннем детстве без колыбельных не засыпал,а младшая дочь сама поет нам на ночь колыбельные, просит, чтобы ей подпевали.
Ольга Викторовна Стребняк # 3 февраля 2015 в 19:54 +2
Здравствуйте, Наталья Валерьевна!Спасибо вам за очень интересную и познавательную статью о колыбельных песнях в творчестве русских композиторов. Замечательное оформление работы!!!Примите голос!!!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 19:56 +2
Спасибо, Ольга Викторовна, за положительную оценку моей работы.
Регина Сириновна Сабирзянова # 3 февраля 2015 в 21:23 +4
Наталия Владимировна! Здравствуйте! Спасибо за приглашение! Вы подготовили и опубликовали очень содержательную разработку на тему "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторов". Полезная информация! Возьму на заметку для использования на уроках музыки, литературного чтения, окружающего мира, классных часах и внеурочной деятельности. Примите голос! +1 Творческих успехов Вам!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 21:41 +3
Регина Сириновна, спасибо за отзыв, голос, пожелание и внимание к статье. Очень рада, что моя разработка Вам пригодится.
Юлия Викторовна Бутова # 3 февраля 2015 в 22:40 +2
Интересная, основательная и полезная информация, которую Вы предлагаете для ознакомления педагогам, и которую - не сомневаемся, оценят и воспользуются возможностью сохранить в копилочке.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:11 +1
Спасибо, Юлия Викторовна, приятно , что Вы находите статью полезной для педагогов.
Елена Леонидовна Уточкина # 3 февраля 2015 в 23:44 +2
С удовольствием прочла статью. Спасибо, было интересно.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:12 +1
Спасибо, Елена Леонидовна, за внимание к моей разработке.
Валентина Сергеевна Шаманова # 3 февраля 2015 в 23:54 +2
Голосую с удовольствием! отличная статья!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:15 +1
Спасибо за голос, Валентина Сергеевна.
Татьяна Анатольевна Шилкина # 4 февраля 2015 в 00:07 +2
С удовольствием ознакомилась с вашим материалом. Примите голос!
Наталья Николаевна Светлова # 4 февраля 2015 в 00:22 +2
Замечательный материал и очень актуальный. Ведь не секрет, что колыбельная песня уходит из нашего обихода. А жаль. Дети именно на дошкольном уровне принимают этот жанр, сопереживают, чувствуют... А родителей непременно надо приобщать к этому жанру и просвещать на эту тему. Примите мой голос. Спасибо.Удачи вам в творчестве)
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:12 +2
Спасибо, Наталья Николаевна, за важный комментарий. Поддерживаю, Ваше мнение по поводу того, что колыбельная уходит из нашего обихода, именно поэтому важен мой материал.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:19 +3
Спасибо, Уважаемые коллеги, за то, что находите время оценить работы..
Ирина Владимировна Чалова # 4 февраля 2015 в 06:00 +1
Музыкальное развитие у дошкольников является одним из самых важных моментов в воспитании. Мой Вам голос за приобщение детей к музыке!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:13 +2
Спасибо, Ирина Владимировна, за отклик к моей разработке.
Наталья Васильевна Дегтярцева # 4 февраля 2015 в 07:27 +2
Интересный и познавательный материал по музыкальному воспитанию детей, имеются фото. Голосую +1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:14 +1
Спасибо, Наталья Васильевна, за комментарий.
Тамара Александровна Новичкова # 4 февраля 2015 в 08:45 +3
Доброе утро! Ваша публикация грамотно оформлена, интересная подача материала. Хорошо раскрыта тема о происхождении жанра колыбельных песен и творчестве русских композиторов. Думаю, ваша методическая работа «Колыбельные песни русских композиторов», будет востребована. Прочитав её, развивается кругозор, расширяются познания в области музыки. Хорошо бы эту статью донести для молодых родителей. Ведь часто сталкиваешься с тем, что мамаши не знают колыбельных песен, не поют их детям. Колыбельная уходит из нашего обихода. А жаль! Желаю вам успехов. +1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 08:56 +2
Тамара Александровна, спасибо за глубокий комментарий моей работы. Поддерживаю Ваши Рассуждения, полностью согласна, что статью важно донести до родителей, не только для просвещения так и для сохранения жанра колыбельных песен.
Татьяна Галютина # 4 февраля 2015 в 10:31 +1
Наталия Валерьевна,спасибо за приглашение!Публикация очень познавательная.Было интересно с ней познакомиться.Спасибо!+1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 14:05 +1
Спасибо, Татьяна, за отзыв о статье
Елена Всеволодовна Ксеник # 4 февраля 2015 в 16:06 +1
Здравствуйте,Наталья Валерьевна!Спасибо за приглашение!Замечательная статья!!!Ведь колыбельные песни-это фольклор!!!+1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 16:14 +1
Спасибо, Елена Всеволодовна, за Ваш комментарий.
Ольга Рандина # 4 февраля 2015 в 17:37 +1
Приветствую Вас, Наталия Валерьевна. Спасибо за приглашение: очень интересный познавательный материал. Конечно, в эпоху компьютерных игр приобщение детей к истокам музыкального развития очень актуально. Примите голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 17:47 +1
Спасибо, Ольга, полностью согласна с Вашим мнением.
Татьяна Александровна Ботякова # 4 февраля 2015 в 19:02 +1
Очень интересный и познавательный материал. Хорошо раскрыта тема о происхождении жанра колыбельных песен, творчестве русских композиторов. Данная статья будет интересна и музыкальному руководителю, и воспитателю. Ведь тема колыбельных песен близка каждому из нас. Ее мы слышим с детства. Никто не сможет забыть близкий и родной напев колыбельной, которую пела нам мама или бабушка, укладывая спать. Примите голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 20:54 +1
Спасибо, Татьяна Александровна, за комментарий статьи и Ваш голос.
Марина Викторовна Вицкова # 4 февраля 2015 в 19:04 +1
очень интересная и нужная статья!спасибо вам.голосую
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 20:55 +1
Спасибо, Марина Викторовна, за отзыв
Татьяна Ивановна Рыжкова # 4 февраля 2015 в 19:35 +2
Хороший материал вы подготовили и оформили. Принимайте голос, желаю вам удачи
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 20:56 +1
Спасибо, Татьяна Ивановна, за голос и пожелание
Наталья Викторовна Суслова # 4 февраля 2015 в 21:43 +2
Наталия Валерьевна, спасибо за приглашение. Вспомнила муз. литературу в музыкальной школе... Интересный познавательный материал в хорошем оформлении. ГОЛОС!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 21:50 +1
Спасибо, Наталья Викторовна, за внимание к моей работе.
Наталья Кузьмик # 4 февраля 2015 в 21:47 +1
Наталия Валерьевна, с интересом прочитала Вашу статью.Вы изложили интересный и познавательный материал по музыкальному воспитанию детей. С Вашего разрешения возьму себе в копилочку. Ловите ГОЛОС!!!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 21:52 0
Спасибо, Наталья, приятно, что статья Вам пригодится. Наверно, и для обмена опытом мы выкладываем разработки.
Ольга Ивановна Марченко # 5 февраля 2015 в 06:30 +2
Спасибо за приглашение. Интересный материал. Все так интересно, узнала много нового и интересного о знаменитых русских композиторов. Здорово. Держите мой голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 08:26 +1
Спасибо, Ольга Ивановна, за комментарий и Ваш голос.
Ирина Анатольевна Князева # 5 февраля 2015 в 16:43 +2
С интересом ознакомилась с вашим материалом. Очень нужная разработка, которая поможет в работе многим педагогам! Всего вам доброго! Удачи! Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 17:30 +1
Спасибо, Ирина Анатольевна, за оценку работы
Надежда Леонидовна Макарова # 5 февраля 2015 в 19:51 +2
Наталия Валерьевна! Спасибо за приглашение! Интересный,познавательный,нужный материал. Удачи! Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 20:26 +1
Спасибо, Надежда Леонидовна, за отзыв
Наталия Владимировна Карязова # 5 февраля 2015 в 21:51 +1
Спасибо, за приглашение ознакомиться с вашей новой работой! Вами проделана большая работа, очень интересно было ознакомится с творчеством русских композиторов.В настоящее время тема колыбельных песен становится довольно актуальной, т.к. современная молодежь взращивает своих деток уже на других песнях, а очень жаль! Успехов вам,голосую!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 22:01 +1
Спасибо, Наталия Владимировна, приятно, что нашли время оценить работу
Людмила Александровна Клименко # 5 февраля 2015 в 22:27 +1
Спасибо за приглашение.Статья интересная, хорошо оформлена. Успехов вам!Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 6 февраля 2015 в 08:26 +1
Спасибо, Людмила Александровна, за оценку статьи и Ваш голос
Нина Алексеевна Панина # 6 февраля 2015 в 20:59 +1
Интересный материал! Голосую! Удачи Вам! smile
Наталия Валерьевна Кондукторова # 6 февраля 2015 в 21:12 +1
Спасибо, Нина Алексеевна, за внимание к работе
Татьяна Николаевна Васина # 7 февраля 2015 в 20:28 +1
Очень интересная тема. Думаю, актуальна. Современные мамы не поют своим детям колыбельных.. Наверно не знают, а может не успевают. Вам - голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 7 февраля 2015 в 20:52 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна, за Ваше мнение.
Елена Юрьевна Деришева # 9 февраля 2015 в 16:59 +1
Интересный, познавательный материал. Голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 9 февраля 2015 в 17:27 +1
Спасибо, Елена Юрьевна, за голос и оценку
Вера Александровна Орехова # 10 февраля 2015 в 09:46 +1
Наталья Валерьевна, благодарю за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом, очень интересно, узнала много нового для себя.
Голос +1.
Желаю удачи!!!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 10 февраля 2015 в 10:14 +1
Спасибо, Вера Александровна, за внимание к работе, Ваш комментарий и голос.
Ирина Викторовна Бестик # 11 февраля 2015 в 22:12 +2
Согласна с коллегами, узнала много нового и полезного для себя из вашей статьи. интересна сама тема колыбельных русских композиторов.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 11 февраля 2015 в 22:23 +1
Спасибо, Ирина Викторовна, за отзыв
Юлия Вяльцева # 12 февраля 2015 в 14:03 +2
Здравствуйте, Наталия Валерьевна! С большим интересом прочла Вашу публикацию, узнала много нового, ценного, полезного. Спасибо за разнообразие материала. Примите мой голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 13 февраля 2015 в 08:07 +1
Спасибо, Юлия, приятна Ваша оценка, рада, что нашли материал полезным
Ирина Ивановна Сизоненко # 14 февраля 2015 в 13:39 +2
Наталья Валерьевна, добрый день! Спасибо большое за приглашение. С Мне очень понравился Ваш материал - познавательно, интересно, доступно! Спасибо! Удачи! Голос+1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 14 февраля 2015 в 18:26 +1
Спасибо, Ирина Ивановна, за оценку и комментарий.
Елена Владимировна Кононова # 14 февраля 2015 в 22:11 +2
Наталия Валерьевна, здравствуйте! С удовольствием познакомилась с вашей статьей "Колыбельные песни русских композиторов", вот бы еще и послушать. Очень полезный материал не только для музыкальных работников, но и для воспитателей и педагогов. Спасибо за интересную разработку! Примите мой голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 14 февраля 2015 в 22:18 +1
Спасибо, Елена Владимировна, за вашу оценку работы, приятно, что находите материал полезным. А послушать можно, сейчас найти колыбельные не составляет особого труда.
Ирина Васильевна Челышева # 13 марта 2015 в 23:38 +2
Очень интересный материал.Узнала много нового и интересного!!!Прочитав Вашу статью,я окунулась в своё детство.Спасибо Вам большое!!!Я всегда с большим удовольствием знакомлюсь с Вашими разработками и М К.Желаю Вам творческих успехов!!!!Примите мой голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 14 марта 2015 в 20:14 +1
Спасибо, Ирина Васильевна, за теплые слова, оценку статьи, очень приятно