Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное занятие по экологии. Познавательная экологическая программа, 5-7 класс

Конспект познавательной программы: «Поможем природе» по экологии в дополнительном образовании: «Поможем природе»
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические зна¬ния учащихся;
Задачи:
расширить знания учащихся в области охраны природы и экологических проблем современности;
воспитывать экологическую культуру, а также бережное отношение к природе;
развивать память, а также логическое мышление у учащихся.
Форма организации мероприятия: познавательная программа.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, пластиковые упаковки от косметических средств и бытовой химии.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово педагога.
«Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!»
Е. Смирнова
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами на интересном занятии, которое посвящено природе. Наверняка вы неоднократно слышали о том, что человек отрицательно влияет на окружающую среду. Именно об этом у нас и пойдет сегодня речь. Иногда, покупая и пользуясь тем или иным средством, мы даже не задумываемся, какие опасности могут скрываться за красочной и яркой упаковкой.
2. Экологическая беседа «Поможем природе».
2.1. Как мы вредим своему здоровью, когда наводим в доме чистоту?
Педагог: Токсикологи выяснили: вместо того, чтобы бороться с вредными микроорганизмами, иммунная система современного белоруса около 80 процентов своих ресурсов тратит на бой с химикатами.
Ученик 1. Самая популярная группа бытовой химии — синтетические моющие средства. Поверхностно активные вещества (ПАВ) – это вещества, которые позволяют отмыть грязь без усилий. Их добавляют в моющие средства для посуды и порошки. Они лучше всего моют и являются самыми дешевыми. В то же время и самыми токсичными. Во многих странах их наличие жестко контролируется.
Ученик 2. Фосфаты добавляются в порошки, чтобы улучшить стирку, «смягчить» воду и защитить стиральную машину от накипи. Несмотря на эти плюсы, фосфаты очень аллергенны. Они тоже плохо вымываются из одежды. Еще больший вред фосфаты причиняют природе — вызывают избыточный рост сине-зеленых водорослей и провоцируют «цветение» водоемов.
Ученик 3. Летучие органические вещества (бутан, изобутан, формальдегид, нефтяные дистилляты) добавляются в смягчители тканей, краски, смолы, воск и полироли, жидкости для сухой химчистки, аэрозоли для волос. Они способны вызывать аллергические реакции, приводить к развитию бронхиальной астмы, учащать головные боли и депрессии.
Зеленые» советы.
Педагог: Понятно, что отказаться полностью от бытовой химии сегодня невозможно. Однако всегда можно снизить ее негативное воздействие на здоровье и окружающую среду.
• По возможности, сократите домашний арсенал бытовой химии. Ведь есть и натуральные моющие средства: лимон, сода, горчичный порошок, уксус.
• Выбирайте наименее токсичную бытовую химию. Для этого внимательно читайте состав и обращайте внимание на экомаркировку.
• Соблюдайте дозировку. Никогда не используйте больше, чем написано.
• Отдавайте предпочтение жидким моющим средствам — в них химические компоненты менее агрессивны.
• Во время уборки и ручной стирки надевайте перчатки, иногда не лишним будет и респиратор.
• Посуду смывайте только теплой водой 4–5 раз в течение 15–20 секунд.
• При машинной стирке используйте режим дополнительного полоскания, при ручной стирке полощите 6—8 раз.
• Средства для поверхностей (ванны, сантехники) всегда смывайте тщательно.
• Не смешивайте различные средства бытовой химии друг с другом. При смешивании могут образовываться еще более токсичные вещества.
• После уборки и стирки желательно проветрить помещение.
2.2. Какие проблемы «утекают» из Беларуси в Балтийское море?
Педагог: Каждое лето многие реки и озера Беларуси зарастают водорослями и покрываются зеленой массой — «цветут», да так интенсивно, что в них становятся невозможно ни жить рыбе, ни купаться людям. За несколько сезонов, таким образом даже самая чистая речка может стать настоящим болотом.
Такое нашествие водных растений специалисты называют эвтрофикацией. Это процесс, при котором в воду поступает большое количество питательных веществ (в основном фосфора и азота), отчего водные растения начинают очень бурно развиваться, стремительно заполоняя весь водоем.
Усиление процесса эвтрофикации главным образом вызвано деятельностью человека. Из всех форм фосфора наиболее хорошо водные растения усваивают фосфаты. Эти вещества в большом количестве поступают в воду с коммунально-бытовыми стоками, стоками сельскохозяйственных полей и животноводческих комплексов. Ежегодно в почву вносят сотни тысяч тонн действующего вещества азота, фосфора и калия, которые частично попадают в водные объекты. Богатые органическим веществом отходы жизнедеятельности скота просачиваются в почвенные горизонты, а затем проникают в воду.
Белорусские реки, относящиеся к бассейну Балтийского моря — Двина, Западный Буг и Неман — приносят в море около пяти процентов всех фосфатов, попадающих туда. Все реки бассейна этого моря с неочищенными бытовыми сточными водами ежегодно приносят в него около 170 тысяч тонн фосфора.
Безусловно, на состояние воды оказывают влияние погода и климат. Не последняя роль у государства, которое формирует природоохранную политику. Однако каждый из нас может внести свой вклад в решение проблемы. Например, попробуйте полностью отказаться от порошков с фосфатами и агрессивной бытовой химии. Отдавайте предпочтение косметике и средствам гигиены без микропластика. Участвуйте в акциях по уборке мусора около водоёмов, например, в ежегодной инициативе «Зробім!». Если видите несанкционированный сброс отходов в водоёмы от предприятий или ферм, а также нелегальные свалки мусора, сообщайте соответственным органам. Делайте то, что можете, где можете, и всегда, когда можете! Помните, что чистая Балтика начинается с каждого из нас!
3. Экологическая игра: «Поможем природе».
3.1. Правила проведения игры.
Педагог: Итак, правила игры совсем просты. Для начала вам необходимо разделиться на две команды. В течение 2 минут выбрать капитана, а также придумать какое-нибудь экологическое название команды. Сейчас мы проверим, какими вы являетесь экспертами в области загрязнения окружающей среды.
3.2. Задание 1. «Что скрывает этикетка»?
Педагог: Я сейчас вам раздам буклеты, которые вам помогут в этом задании. Так вот, перед вами стоит большое количество баночек от использованных различных средств личной гигиены и бытовой химии, которыми мы пользуемся ежедневно. Вам необходимо изучить внимательно упаковку, все знаки и состав и выбрать наиболее безопасное средство по вашему мнению. На всё дается 5 минут, за правильный ответ команда получает 50 баллов.
3.3. Задание 2. «Правила охраны природы».
Педагог: Данный конкурс покажет нам насколько хорошо вы знаете правила охраны окружающей среды.
Правила: Каждая команда в течении 10 минут рисует мини-плакат в защиту природы и составляет 1 правило поведения в природе. Затем зачитывают своё правило и объясняют его. Каждая команда за выполненное задание получает 20 баллов.
Педагог: Молодцы ребята! Хорошо справляетесь со всеми заданиями. А сейчас прослушайте интересное стихотворение-призыв о природе. А в это время я подведу итоги нашей экологической игры.
Выступление чтецов.
Ученик 1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»
Ученик 2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!»
Ученик 1. Грустит глубокая река, свои теряя берега,
И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!»
Ученик 2. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Ученик 1. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»
3.4. Подведение итогов.
Педагог: Молодцы ребята, отлично справились со всеми заданиями. Думаю, что все со мной согласятся, что победила дружба. Еще раз хочу напомнить вам, что природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто, красиво и уютно! До свидания.
5. Заключительное слово педагога.
Педагог:
Надеюсь, что полученная сегодня информация будет для вас очень полезна и актуальна. Обязательно поделитесь ею со своими близкими и друзьями. Ведь именно мы ответственны за своё здоровье и, конечно же, несем ответственность перед природой. До новых встреч.
Презентация на тему: Познавательная программа «Поможем природе»

Рекомендуем посмотреть:

Дискуссионный клуб по экологии в 7 классе Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией «Раздельный сбор, переработка и вторичн Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия
Участник №21 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2018 года
Конспект внеурочного занятия по биологии для школьников 6-7 классов на тему «Биолого-экологические группы птиц»
Опубликовано: 147 дней назад (19 июля 2018)
Просмотров: 940
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (3)
София Ли # 19 июля 2018 в 20:30 0
Полезный материал! Примите голос.
Тамара Владимировна Ткаченко # 22 июля 2018 в 15:07 0
Здравствуйте. Анна Анатольевна. Работа интересная. познавательная и очень актуальная в наше время. ценно практическое применение знаний. Но, мне кажется, цель сформулирована расплывчато, по сути это знакомство с домашними химическими средствами. Не хватает оформления работы. Желаю Вам успехов в дальнейшей работе.
Наталья Алексеевна Бакулина # 28 июля 2018 в 14:56 0
Анна Анатольевна, Вами затронута самая актуальная, скучная и нужная тема на сегодняшний день. Занятие достаточно глубоко и в интересной форме выявляет основные проблемы экологии. Думаю, что детям было очень интересно получить новые знания. Цель и задачи достигнуты. Примите Голос! Удачи!