Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект внеурочного занятия для школьников 4-6 класса на тему «Субтропики, их климатические условия»

Конспект занятия для детей 10-14 лет «Субтропики, их климатические условия»
Автор: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь

Состав учебной группы: возраст детей: 10 - 14 лет
Продолжительность занятия: 1 академический час
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о понятии «субтропики» и их особенностях.
Задачи:
- Обучающая – расширить знания о климатических условиях субтропического климатического пояса.
- Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
- Воспитывающая – воспитывать культуру общения.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа);
- наглядный метод (демонстрация презентации);
- практически метод (экологическая мастерская);
- игровой метод (кроссворд, игры, создание коллажа).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: презентация «Субтропики на карте природных зон», мультимедийная установка, ноутбук, журналы, газеты, альбомные листы, клей, ножницы, цветные карандаши, простые карандаши, сосуд, природный материал.
Структура занятия:
1. Организационный этап.
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
2.1. Игра «Где же я расту?»
3. Операционно-познавательный этап.
3.1. Беседа «Понятие «субтропики». Субтропики на карте природных зон» (с демонстрацией презентации)
3.2. Кроссворд «Субтропики это – …»
3.3. Физкультминутка «Под солнцем»
3.4. демонстрация и обсуждение видеоролика «Влажные и сухие субтропики, их климатические условия»
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. Создание коллажа «Что я запомнил о субтропиках…»
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Рефлексивная лестница ».
Ход занятия
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем изучать субтропический пояс (природно-климатические зоны Земли), а так же узнаем, какие бывают субтропики.

2. Ориентировочно-мотивационный этап
2.1. Игра «Где же я расту?»
Педагог: А начнем с небольшой игры. У вас на столах лежат конверты с заданием (приложение 1), ваша задача правильно распределить растения по месту их обитания. На выполнения задания у вас 3 минуты, время пошло.
(Учащиеся выполняют задание)



Педагог: Все время вышло, давайте проверим как вы справилась с заданием.
(Учащиеся называют место обитания и растения которые там растут)
Педагог: Молодцы все отлично справились с задание.

3. Операционно-познавательный этап
3.1. Беседа «Понятие «субтропики». Субтропики на карте природных зон»[/i] (на протяжении беседы демонстрируется презентация)
Педагог: Наше знакомство с субтропиками мы начнем с того, что разберемся с самим понятием «субтропики».
Субтропики – природные (географические) пояса и климатические зоны Земли, расположенные в Северном и Южном полушариях между находящимися у экватора тропиками и умеренными широтами, то есть примерно между 30° и 40° северной и южной широты.
Обратите внимание на слайд, каким цветом показаны субтропики?
Учащийся: Субтропики на карте показаны желтым цветом.

Педагог: Правильно ребята, а теперь давайте более подробно разбираться что же представляют собой субтропики?
Субтропики в переводе на русский язык значит — под тропиками. Это — переходная полоса между тропической, постоянно жаркой, частью земного шара и зоной умеренного климата. Четкой линии границ этой субтропической полосы нет.
В зависимости от условий местности субтропики могут подниматься далеко на север и спускаться ближе к экватору. В этом отношении важная роль принадлежит горам и морям. Горы защищают субтропики от северных холодных ветров. Море летом собирает в свои воды солнечное тепло и обогревает сушу в холодный период года запасенным теплом.
Климат субтропиков можно охарактеризовать так: теплый зимой и умеренно жаркий летом для влажных субтропиков; очень жаркий и сухой летом, влажный и прохладный зимой в сухих субтропиках.
Педагог: А к какому климат у нас в Беларуси?
Учащийся: Умеренно континентальный. Зимы холодные, лето – жаркое.
Педагог: Правильно, а вот для субтропиков характерен весьма длительный теплый период года. Эта длительность стирает наши привычные понятия осени и весны.
Педагог: Сейчас мы с вами попытаемся понять, что же всё-таки растет в субтропиках, какие природные зоны попадают в субтропический пояс.

Растительный мир в субтропиках характеризуется многими вечнозелеными растениями, живущими с древнейших времен в этом районе, и теплолюбивыми южными растениями, теряющими на зиму листья.
Из вечнозеленых растений, прекрасно приспособившихся к условиям субтропического и значительно более сурового горного климата, можно назвать такие кустарники, как падуб, рододендрон, дафна, лавровишня, самшит, два вида плющей, тисс; из листопадных теплолюбивых деревьев; хурму кавказскую, бук, инжир, граб, орех грецкий и фундук, виноградную лозу, лиану клематис.
Педагог: Какие вечнозеленые растения вы знаете?
Учащийся: Ель, сосна, лиственница.
Педагог: Многие растения и кустарники из числа листопадных в субтропиках не полностью сбрасывают листву. Это роза, ежевика и ряд других.
Конечно в субтропической зоне растут и представители флоры более холодных зон, такие как ивы, ясени, липы, клены, дубы, ежевика, хмель, яблони и груши.
В прибрежной зоне местное население снимает по два-три урожая овощных культур. Высаживая рано весной в феврале, картофель и еще не убрав его, можно высадить по этому полю кукурузу. В июне отойдет картофель, а в сентябре, еще до уборки кукурузы, можно высадить для выращивания зимой капусту, свеклу, морковь и петрушку.

3.2. Кроссворд «Субтропики это – …»
Педагог: Сейчас мы посмотрим на сколько внимательно вы меня слушали. Я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд, на выполнение этого задания у вас есть 7 минут. (учащиеся разгадывают кроссворд)

ВОПРОСЫ
1. Растения, которые не сбрасывают листья_____________________.
2. Субтропики в переводе означают под _____________________.
3. Условная линия земной поверхности, разделяющая землю на северное и южное полушарие _______________________.
4. Листопадное дерево с вкусными слегка вяжущими плодами ______________.
5. Субтропики бывают влажные и _______________________.
6. В субтропиках в отличии от нашего климата она теплая ________________.
7. Многие растения ее сбрасывают на зиму _______________.


3.3. Физкультминутка «Под солнцем»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,Солнышко смеется.
А под солнышком нам Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

3.4. Демонстрация и обсуждение видеоролика «Влажные и сухие субтропики, их климатические условия»
Педагог: Ребята, мы с вами посмотрели два небольших видеоролика о субтропиках, давайте теперь сравним их, назовем отличия влажных субтропиков от сухих.
Учащиеся: Ответы учащихся

4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. Создание коллажа «Что я запомнил о субтропиках…»
Педагог: Сейчас мы проверим что же вы запомнили о субтропиках, у вас на столах лежат вырезки из старых газет и журналов, я предлагаю вам создать необычный коллаж. На каждом листике в центре написано «субтропики», ваша задача найти те слова которые относятся к субтропикам.
Например: теплая зима, 2 урожая, вечнозеленые, над тропиками и т.д.
На выполнение задания у вас 5 минут.
Педагог: Теперь давайте посмотрим что же у ас получилось. (каждая команда зачитывает свои ответы)
5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Рефлексивная лестница»
Презентация на тему: Субтропики

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по биологии с презентацией, 5-7 класс. Тема: «Дикорастущие растения» Внеклассное мероприятие по экологии для школьников ко Всемирному дню защиты слонов Экологическая акция для школьников "Осторожно, слетки!" Экологическое исследование для школьников. Птицы - Грачи
Внеклассное мероприятие по экологии для школьников 6-8 класса. Альтернативная энергетика | Конспект внеурочного занятия для школьников 4-5 класса на тему: Комнатные растения
Опубликовано: 32 дня назад (16 октября 2018)
Просмотров: 155
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!