Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Воспитательная беседа в начальной школе на тему «Доброта и жестокость»

Сценарий воспитательной беседы на тему «Доброта и жестокость» для детей младшего школьного возраста.
Автор: Пивень Светлана Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог дополнительного образования муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка»

Материал беседы будет полезен для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, родителей. Возраст, на который рассчитана данная беседа, 7-10 лет.

Цель: Ознакомление детей с понятием «доброта», «жестокость».
Задачи:
- Развивать умение творить добро, устранять проявления жестокости в своем поведении.
- Воспитывать чуткое отношение к людям и всему окружающему миру.
Ход беседы.
Педагог. Человек приходит в мир для добра. Он наделен умом, поэтому может очень многому научиться, способен творить сам свою судьбу. Но чтобы быть хозяином собственной судьбы, ему нужно с детства учиться, много работать над собой, закалять волю и характер, приобретать хороших привычек, совершенствовать дух и тело, производить различные умения и навыки. Все это под силу каждому человеку, ибо знания, умения и навыки сами не приходят, их нужно добывать упорным трудом. С детства человек должен занять активную жизненную позицию и добиваться всего сам. И чтобы жить в этом многообразном и сложном мире достойно, надо много чему научиться, знать, уметь, а главное – быть добрым и мудрым человеком.
- Как вы думаете, что такое доброта? В чем она проявляется?
- Как вы относитесь к тем людям, которые с вами добрые, ласковые и искренние?
- Приведите примеры человеческой доброты, что вы видели или испытали на себе?
- Как вы думаете, что такое жестокость? В чем она может проявляться?
- Хотели ли вы жить с жестокими людьми или просто встретиться с ними? Почему?
- Какими бы вы хотели быть в этой жизни: жестокими или добрыми? Почему? Докажите это.
(Ответы детей).
- Вижу, вы понимаете, что такое доброта и что такое жестокость и не хотели бы встретиться в своей жизни с жестоким человеком. Поэтому давайте поговорим о том, как не стать жестоким, а вырасти добрым, отзывчивым, сострадательным к чужому горю.
Давайте рассмотрим такой случай: вы давно мечтали о домашнем животном, вам хотелось иметь у себя дома красивого песика, который бы вас любил, слушался, выполнял различные команды. И вот вам, наконец, принесли щенка – вашего будущего друга. Принесли просто так, из любви к вам, хотя родители были категорически против. И вот начались напряженные дни. Песик не только играется и забавно переворачивается, а еще и скулит, плачет за мамой, отказывается есть то, что вы предлагаете, а чем накормить его вы не знаете и, что хуже всего, - за ним надо убирать. Вам не хочется, а мама с папой ругают вас. Вы упорно стараетесь перебороть в себе неприязнь к такого вида занятий, но перебороть себя не можете. Мама настаивает, чтобы выгнать пса из квартиры и постоянно это делает, когда вас нет дома. Вы в отчаянии. Все это так надоело и еще и поездка куда-то понадобилась. Вот вы выносите пса из дома и оставляете его подальше от дома. Сердце немного сжимается, но поездка куда важнее песика, поэтому вы выбираете ее. А песик? Он маленький, беззащитный... Теперь у него нет ни мамы, ни хозяина, который бы заботился о нем, а сам он беспомощен. Что же ему остается делать? Вы поедете с родителями отдыхать, они будут заботиться, чтобы вы радовались и наслаждались жизнью.
А в это время ваш четвероногий друг ищет себе пищу на помойках, его уже, может, разрывают бродячие псы. Их так же кто-то выбросил, потому что не хотел ухаживать, не хотел пачкать беленьких рук...

Взгляните, дети, вокруг себя. Таких собачек и котиков есть много даже в нашем районе. Или это не те зверьки, которых кто-то сначала взял, чтобы позабавиться, а потом выбросил, потому что такое занятие показалось трудным? Запомните: мы в ответе за тех, кого приручаем. Думаю, что вы такого никогда не сделаете. Или не так? Сейчас мы с вами нарисуем своего домашнего любимца – песика, котика, или морскую свинку. (Дети рисуют).
Равнодушный человек может пройти мимо человека, попавшего в беду. Помните, дети, жестоким свое сердце сделать легко, только стоит несколько сделать зло, а дальше это становится привычкой. Люди с жестоким сердцем способны на преступление. Они, не колеблясь, убивают, грабят. Но любое преступление наказуемо. Рано или поздно жестокого человека наказывают за его преступления.
А теперь подумаем вместе, кому лучше в мире жить: доброму или злому? (Ответы детей). Добрый человек может достичь вершин в своей жизни, если только этого захочет. А злой? Он обязательно сделает что-то такое, за что будет наказан. Достигнет ли этот человек успехов? А теперь скажите, дети, что делает сердце жестоким? (Ответы детей). Конечно, вы еще маленькие и не можете помогать всем животным, которые нуждаются в этом, всем людям, так как это делают взрослые. Чтобы ваше сердце было добрым, а не жестоким, то не творите зла. Помогите, чем сможете, не проходите мимо нуждающегося. И нет разницы – человек это или животное, все мы хотим тепла и ласки, любви и защиты.
Спешите творить добро, учитесь сочувствовать. Не пытайтесь кому-то сделать зло, причинить боль, потому что за это рано или поздно вы будете наказаны
Когда-нибудь вы также можете оказаться в затруднительной ситуации, и вам никто не подаст руки. Помните! Как вы относитесь к этому миру, такой стороной и мир к вам повернется. Если вы вырастете добрыми людьми, то будет и вам везде хорошо, ибо, как говорит народная мудрость: «Хорошему везде хорошо!» А когда вы будете делать зло, когда ваше сердце станет жестоким, то и мир к вам повернется жестокостью и злом. Не забывайте об этом никогда. Пусть в вашем сердце всегда живут великая любовь и доброта, искренность и сочувствие, человечность и щедрость.

Ребенок 1. А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.

Ребенок 2. Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

Список литературы
1. Захаренко, А. А. Слово к потомкам. – К.: СПД Богданова А. М., 2006
2. Настольная книга педагога. Пособие для тех, кто хочет быть учителем-мастером / Составители: Андреева В.М., Григора В.В. – Х.: Основа, 2007

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на День птиц, 2-3 класс 80 лет книге Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Классный час к Международному дню инвалидов для начальной школы Классный час для начальной школы. Путешествие в волшебный мир анимации

Похожие статьи:

Беседа на тему: Добро для младших школьников 1-2 класса

Классный час в начальной школе «Пернатые друзья»

Итоговое занятие в школе раннего развития | Опыт работы педагога дополнительного образования
Опубликовано: 384 дня назад (30 июня 2017)
Просмотров: 2923
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Комментарии (6)
Виктория Николаевна Иващенко # 1 июля 2017 в 09:14 +7
Здравствуйте, Светлана Владимировна! Публикация Ваша трогает душу! Детей необходимо знакомить с понятиями «доброта», «жестокость». Согласна с Вашими словами "Человек приходит в мир для добра". Быть творцом Добра - человеческое призвание, но, к сожалению, мы творим и зло : жестоко относимся друг к другу, к братьям нашим меньшим, к Природе...
Тема серьёзная. Молодец,что подняли её. Беседа замечательная! Примите мой голос №1. Забираю в закладки!
Патимат Кудлаева # 1 июля 2017 в 10:34 +5
Хорошая статья!Голос.
Виктория Олеговна Ляпина # 1 июля 2017 в 11:26 +6
Очень важная тема вами затронута, Светлана Владимировна! На обычном примере, далеко не уходя, вы говорите с детьми о самом простом. И каждый ребенок будет размышлять вслух или про себя, что ему ближе, вставая на чью-то сторону. Отличное занятие. Примите мой голос.
Полина Павловна Ларич # 1 июля 2017 в 13:18 +4
Здравствуйте! Согласна с коллегами,тема актуальная. Статья хорошо выстроена и оформлена. Голос.
Елена Владимировна Гордиенко # 1 июля 2017 в 16:12 +2
Беседа замечательная.мне кажется,Вам удалось достучаться до детских сердец. Важно рассказывать нашим детям о вечных понятиях.Голосую с удовольствием!
Елена Ивановна Степанко # 1 июля 2017 в 17:18 +1
Хороший нужный материал! Спасибо за публикацию. Голосую и беру себе в закладки.