Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Опыт работы педагога дополнительного образования

Современные модели привлечения детей и молодежи с особыми потребностями в учреждения дополнительного образования
Пивень Светлана Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Ленинского района города Донецка»

В статье представлен краткий анализ проблемы приобщения детей и молодежи с особыми потребностями в учреждения дополнительного образования; приведены актуальные модели и примеры практической реализации задач.
Ключевые слова: дети и молодежь с особыми потребностями, социальная педагогика, социализация, учреждения дополнительного образования.

На современном этапе общественного развития необходимо констатировать изменение отношения общественности к людям с особыми потребностями, что обусловило смену старой парадигмы «полноценное большинство — неполноценное меньшинство» на новую — «единое общество, включающее людей с различными потребностями». В таком контексте важно акцентировать внимание на внедрении инклюзивной модели образования в учреждениях дополнительного образования, что обуславливает соблюдение соответствующих организационных и социально-педагогических условий по обеспечению равных прав получения образования детьми с особыми потребностями.
Решение задач по созданию благоприятных социокультурных, социально-педагогических условий для социальной интеграции детей и молодежи с особыми потребностями является одним из актуальных аспектов социально педагогической науки и практики. В современных исследованиях отмечается важность социально-педагогической деятельности, которая осуществляется с целью оптимизации воспитательных возможностей социальных институтов, активного привлечения детей и молодежи к социально-воспитательной среде.
В решении данных задач принимают участие различные образовательные звенья, в частности дополнительное образование, благодаря собственным специфическим характеристикам является не только эффективным институтом социализации детей и молодежи, который обладает значительным социально-педагогическим потенциалом, но также одной из самых мобильных звеньев в общей системе образования. Учреждения дополнительного образования реализуют актуальные, соответствующие современным социально-образовательным тенденциям, направления работы с детьми и молодежью, в частности с детьми, имеющими психофизические нарушения.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является содействие в реализации прав на равный доступ к качественному образованию, развитие личных интеллектуальных и профессиональных возможностей лицам с особенностями психофизического развития.
Далее представлен краткий анализ современных моделей привлечения детей и молодежи с особыми потребностями в учреждения дополнительного образования как существенного фактора их социализации.
Прежде всего, необходимо отметить, что неформальное образование некоторых стран Западной Европы развивается в рамках так называемой «концепции заботы», по которой значительное внимание и финансовая помощь со стороны национального и местного правительства, ориентированная на потребности молодежи, направляется детям и молодым людям с особыми потребностями.
Создание благоприятных условий для получения дополнительного образования и социализации детей и молодежи с особыми потребностями целесообразно рассматривать как одно из актуальных направлений реализации социально - педагогического потенциала учреждений дополнительного образования.
Первая модель. Реализация социально-педагогических задач в процессе образовательной деятельности кружков (творческих объединений) социально-реабилитационного направления дополнительного образования (создание и реализация в учреждении соответствующих учебных программ, проектов и тому подобное). Кружковцы могут испытать себя в различных видах деятельности и выбрать для себя направление, которое им наиболее интересен.
Основными задачами такой модели являются:
повысить самооценку ребенка с особыми потребностями;
формировать активную жизненную позицию, уверенность в своих силах;
развивать самостоятельность и жизнетворчество;
предусмотреть возможность актуализации психических резервных возможностей; формирование на их основе адекватного поведения за счет творческой деятельности;
создать условия для творческого развития каждого ребенка с особыми потребностями.
Вторая модель. Сотрудничество учреждения дополнительного образования с учреждениями для детей с особыми потребностями: специальными учебными заведениями (дошкольные, общеобразовательные учреждения, учебно-воспитательные комплексы), оздоровительными центрами, молодежными центрами реабилитации инвалидов и тому подобное) по реализации совместных проектов, социально-реабилитационных программ, проведение различных мероприятий для детей с психофизическими нарушениями. При такой модели организаторами/участниками указанных мероприятий могут выступать педагогические работники (руководители кружков, социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы), обучающиеся учреждения дополнительного образования (дети, участники органов ученического самоуправления, волонтеры и тому подобное).
Третья модель. Организация учреждения дополнительного образования (реабилитационный центр, клуб и тому подобное), деятельность которого имеет целью социальную реабилитацию детей с особыми потребностями. В таком контексте необходимо отметить о том, что поливариативность, отсутствие четкой регламентации в сфере дополнительного образования создают основания для решения социально-педагогических задач в рамках указанной модели.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что:

на современном этапе общественного развития произошли изменения отношения общественности к людям с особыми потребностями; актуальным является создание наиболее благоприятных условий для получения образования и интеграции в общество людей с психофизическими нарушениями;
для социально-педагогической науки и практики важными являются проблемы социализации, социальной реабилитации и интеграции в общество детей и молодежи с особыми потребностями;
учреждения дополнительного образования выполняют собственную роль в решении проблемы образования и социализации детей с особыми потребностями, реализуют соответствующее направление социально-педагогической деятельности, что, во-первых, обусловлено организационно-педагогическими, социально-педагогическими их характеристиками; во-вторых, связано с современной общей социокультурной, образовательной тенденцией, которая заключается в ориентации на альтернативность образования (создание образовательных возможностей для детей, которые отличаются от условной «нормы» — детей с особыми образовательными потребностями, одаренных детей). На современном этапе возможно рассматривать несколько вариативных моделей привлечения детей и молодежи с особыми потребностями в учреждения дополнительного образования.

Список литературы.
1. Буланова Л. М. Социализация детей с особыми потребностями: соци - ально-творческий проект / Л. М. Буланова // Школьный мир. Позашкіл - ля. — К., 2011. — №7 (42). — С. 14-17.
2. Досуг и неформальное образование/Ред.-сост. Рене Кларийс. — Прага, 2008. — 407 с.
3. Петрочко, Же. В. Ребенок в сложных жизненных обстоятельствах: социально-педагогическое обеспечение прав: монография. В. Петрочко. — Ровно: А. Зень, 2010. — 368 с.
4. Ромм, Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов / Т. А. Ромм. — Новосибирск: Наука; изд-во НГТУ. — 2007. — 380 с.

Рекомендуем посмотреть:

Приемы развития критического мышления у школьников. Из опыта работы педагога дополнительного образов Социальная адаптация дошкольников в доме детского творчества Опыт работы педагога дополнительного образования. Дополнительное образование детей Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников
Воспитательная беседа в начальной школе на тему «Доброта и жестокость»
Опубликовано: 2491 день назад (30 июня 2017)
Просмотров: 1820
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (2)
Валентина Михайловна Скрипникова # 21 июля 2017 в 18:48 0
интересный материал!
Ольга Владимировна Бородачева # 26 августа 2017 в 09:18 0
С удовольствием ознакомилась с материалом, узнала много полезного, спасибо....