Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Адаптация ребёнка в детском саду. Консультация для родителей

Памятка для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад
Значение адаптации для здоровья ребенка
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, или «тоска по дому».
В первый день пребывания в абсолютно новом окружении малышом овладевают два чувства: любопытство и страх. Ребенку нужно одновременно привыкать и к разлуке с семьей, и к жизни в постоянном окружении сверстников, и к новым правилам. Возможно, что через 3-4 дня после начала посещения детского сада малыш может заболеть.
Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что ребенок забывает о еде и сне. Малыш настолько взбудоражен, что, возвращаясь домой, не в состоянии успокоиться. Не отпускает от себя маму, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается, у него может подняться температура, появиться сыпь или даже первые признаки расстройства желудка. В период адаптации иммунная система организма, его защитные силы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении, на 5-7 сутки ребенок заболевает. Наша задача в детском учреждении - облегчить стрессовую ситуацию, искать способы облегчения адаптации.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов!
1этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в ДОУ. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка,
которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым условиям. Следует особое внимание уделять рациону питания малыша, приучать разнообразным блюдам. В детском саду дети едят сами, сидя за столами. Воспитатель только докармливает по необходимости.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться, играть, не будет чувствовать себя зависимым от взрослого, что положительно скажется на самочувствии.
2этап - основной. Главная задача этого этапа - создание доверительных и доброжелательных отношений между воспитателем и родителями. Следует подробно и откровенно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка. Имея полную информацию о ребенке, педагог быстрее поймет его и поможет в трудную минуту. Опора на знакомое в незнакомой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие. На первых порах ребенок вместе с мамой наблюдает за детьми и воспитателем в группе, ему необходимо осмотреться в новых условиях, привыкнуть к новой обстановке. Вначале он будет держаться настороженно, прижиматься к маме. Первые визиты в детский сад длятся не более часа. Мама поддерживает его интерес к окружающему, помогает освоиться.
3этап - заключительный. Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь сон.
Как же ребенок проявляет себя в период адаптации?
Изменяются первичные формы поведения: аппетит, сон, эмоциональное состояние. Нарушается ориентировочная реакция, игровая, двигательная деятельность. Ребенок в это время может отказаться даже от пищи, а компенсировать чувство голода дома. Аппетит значительно нарушается в основном в течение первых 5 дней. Нарушается и сон ребенка в результате возбуждения нервной системы. Меняется эмоциональное состояние детей. В большинстве случаев бывает бурное начало, которое затем сменяется периодом затишья. Данный период следует тщательно контролировать. Ребенок вроде бы примирился с обстановкой, но это патологическое затишье. В первый день у ребенка ярко проявляются ориентировочные реакции (что это? кто это?). И после 3 дней пребывания в детском саду, когда малыш все узнает, он как бы застывает. У такого ребенка адаптация всегда протекает тяжело. В это время он боится пространства, предпочитает сидеть где-то в уголке. Начинается потеря воды в организме - ребенок чаще мочится, расстраивается стул. Малыш испытывает повышенное чувство жажды, но пить не просит. Кожа становится суховатой, у рта и носа наблюдается синюшность в виде треугольника, ноги холодные, он постоянно мерзнет. Может повыситься температура, из-за нарушения терморегуляции нарушаются показатели развития: падает вес, замедляется рост. Происходят спазмы сосудов. Запаздывает нервно-психическое развитие, особенно речь (говорит только дома). Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок с аппетитом ест;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Играет.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка:
• Если с ребенком систематически занимаются дома, то малыш растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается через 10-12 дней;
• Если у ребенка слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании на сон, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на месяц и более.

Уважаемые родители!
Для того чтобы лучше узнать вашего ребенка и вовремя прийти ему на помощь, просим вас ответить на вопросы.
Фамилия, имя ребенка
1. Как вы называете ребенка дома?
2. Часто ли болеет ребенок? Какими заболеваниями? Есть ли хронические?
_______________________________________________________________
3. Как засыпает и спит ребенок?
4. Какой аппетит у ребенка?
5. Какое настроение преобладает?
6. Чем больше всего любит заниматься?
7. Как ваш ребенок относится к сверстникам?
8. Как ваш ребенок относится к незнакомым взрослым?
9. Как вы поступаете при возникновении капризов? Как реагирует на запреты?
10. Что доставляет радость вашему ребенку?
11. Какие у ребенка имеются привычки и особенности?
12. Состав семьи:
• Полная,
• Неполная,
• Количество детей.
13. Кто в основном занимается воспитанием ребенка?
Мама, папа, бабушка, вся семья
14. Какие навыки самообслуживания имеет малыш?
_______________________________________________________________
15. Что вам больше всего нравится в вашем ребенке?
16. Чем вашему ребенку можно доставить радость?
17. Какая информация интересна вам больше всего?
О питании, о развитии, о здоровье, другое

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовить ребёнка к посещению детского сада. Советы для родителей Адаптация ребенка к ДОУ. Советы для родителей Адаптация в детском саду. Консультация для родителей Адаптация ребенка в детском саду

Похожие статьи:

Как подготовить ребенка к детскому саду

Проблемные ситуации для старших дошкольников | День рождения летних именинников в детском саду. Сценарий
Опубликовано: 114 дней назад (12 августа 2016)
Просмотров: 249
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Оксана Николаевна Однобурцева # 12 августа 2016 в 22:06 0
Ваша разработка мне сейчас , как нельзя кстати - у меня внук вот уже 3-ю неделю, как в садик пошёл. Он проходит этот самый период адаптации. Что-то из вашей памятки для родителей действительно совпадает с поведением нашего ребёнка, а что-то нет. Мне бы очень хотелось, чтобы вы написали памятку и для воспитателей (может в другой работе). Я после примера наших воспитателей, которые вот уже, как месяц, не могут добиться даже того, чтобы ребёнок оставался спать в садике, хочу вас попросить об этом. Голос.
,
Анна Викторовна Молочкова # 13 августа 2016 в 02:40 0
Да, простите меня, я еще новичок здесь, кое-что забываю дописывать по форме. Например, я забыла пометить где я это использую. Так вот. Я сделала эту памятку в виде книжечки. Размножила. Когда к нам поступают новые малыши (и не только)я даю при первом собеседовании эту памятку. Некоторые родители скептически к этому относятся. Но мое дело - распространить педагогические знания среди родителей. И облегчить период адаптации для всех участников: для ребенка, для родителя и воспитателя. У меня есть памятка о которой Вы спрашиваете. Выложу ее обязательно. Спасибо за голос. Меня очень интересует проблема адаптации детей не только раннего возраста. В своей работе я сталкивалась и с тяжелой формой адаптации детей и более старшего возраста.