Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час в начальной школе. Всемирный день детей

Классный час Всемирный день радости и счастливого детства.

Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Курская область
Описание: 20 НОЯБРЯ - Всемирный день детей - праздник радости и счастливого детства, который отмечают во многих странах мира. А поводом для всего этого послужила Женевская декларация 1924 года — именно тогда впервые был поднят вопрос о социальной защите прав детей. Предлагаю вам материал, который можно использовать для детей начальных классов и среднего звена как беседу, классный час, внеклассное мероприятие. Сказочную викторину, посвященную правам ребенка можно найти в моем блоге. Она служит прямым продолжением данного классного часа.
Цель: формирование представлений об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка.
2. На примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции, показать единство прав и обязанностей.
3. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике.
4. Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины).
Учитель:
Предлагаю вашему вниманию сказочные картинки, внимательно их рассмотрите.
(Русская народная сказка Гуси-лебеди)

(Г.Х.Андерсен Дюймовочка)

(Д.Н.Мамин-Сибиряк Серая Шейка)

(Г.Х. Андерсен Снежная королева)

(А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане...")

(Русская народная сказка Лиса и заяц)

(Русская народная сказка Петушок - золотой гребешок)

-Иллюстрации к каким сказкам вы видите?
Какие права сказочных героев нарушены в этих сказках? (Право на неприкосновенность жилища, право на наличную неприкосновенность, право на жизнь и свободу, на защиту,жить и воспитываться в семье,общаться с родителями и другими родственниками, защищать свои права.)
-Почему вы так думаете? (Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
Учитель:Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (высказывания детей).
- За точным определением обратимся к словарю Ожегова. Я попрошу прочитать самого лучшего читателя нашей библиотеки. (Один ребенок читает вслух).
ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.
- Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.
Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.
-Скажите, кто проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).
- В первую очередь о вас беспокоятся взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами: дома - ваши родители, а в школе - директор, завуч, социальный педагог, учителя, воспитатели и многие др. Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных Наций - (ООН). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.
Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).
10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека.

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.
- Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а спустя 30 лет, в 1989 году — Конвенцию о правах ребенка, которую подписало 61 государство, в том числе СССР (15 сентября 1990 г.)



-Послушайте, чем отличается Конвенция от Декларации:
Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государствам соблюдать записанные в них положения. А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.
С момента рождения, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, маленький гражданин взят под охрану государства и обладает следующими правами:

Жить и воспитываться в семье
Общаться с родителями и другими родственниками
Защищать свои права
Выражать своё мнение
Право на имя, отчество и фамилию
Изменение фамилии и имени
Право на имущество
Право на медицинское обслуживание
Право на образование и другие.


Таким образом, в ХХ веке в мире появилось сразу два праздника, посвященных маленьким мальчикам и девочкам:Всемирный день детей (20 ноября) и Международный день защиты детей (1 июня).
20 ноября во многих странах мира отмечают праздник радости и счастливого детства- Всемирный день детей. «Детской Конституцией» называют принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка как международный правовой акт обладает высшей юридической силой, является составной частью правовой системы Российской Федерации согласно ст. 15 Конституции РФ.

- В Конвенции 54 статьи о правах ребенка.
Сегодня мы рассмотрим самые важные, которые вы должны знать.

Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста". До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

Как называется эта сказка? Что произойдет сейчас?
Какое правило нарушает Лисица? (Право на наличную неприкосновенность, право на жизнь и свободу)
Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".
Это главное право каждого человека.
-Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях? (Ответы детей)
Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

Александр Васильевич Суворов (24 ноября 1730—18 мая 1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.
А.В.Суворов рос очень больным и хилым мальчиком.Большая сила воли, физические тренировки позволили стать ему великим полководцем России.
Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".
У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество. Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении

Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас! Когда исполняется 14 лет, выдается другой документ. Кто знает как он называется? (Паспорт)
Паспорт меняется в 20 лет и 45.

Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".
Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале.



Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища.Вспомните, в каких сказках нарушено это право?( Сказка «Три поросенка»)

(«Заюшкина избушка»)

Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"
Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.


Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".
Вы обязаны уважать права других людей.


Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".
Что означает слово "эксплуатация"?
(Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").
Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.
Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".
-Скажите, вы будете правы? Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.
Статья 37
а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания".


б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".
Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.
Знаете ли вы, с какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).
Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
Все дети равны в своих правах и никто не должен их нарушать!
Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и досуг и ответить на вопросы викторины.
ВИКТОРИНА" Права ребенка"
1.Назовите основной закон государства.
(Конституция РФ)

2.Какой международный документ закрепляет права детей?
( Конвенция о правах ребёнка является международным правовым документом.)

3.В каком году была принята Конвенция о правах ребёнка?
( 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка»)
4. Что такое право? (ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.)
5. Ребёнок – это … ?
(Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1)
6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту? (Все дети имеют такое право).
7. Ребёнок имеет право:
Каждый ребенок имеет право на жизнь. Статья 6
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 13
8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
( Статья 60 Конституции РФ гласит «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».)
9.Сколько лет Конвенции о правах ребенка в этом году? (26 лет)
10.Какие документы, удостоверяющие личность, есть у каждого ребенка?
(До 14 лет – свидетельство о рождении, а затем –паспорт).

-Выводы:
Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.
Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".
Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

- А сейчас послушаем стихи:

1. Мы граждане, но все же дети,
Бывает, для защиты повод есть.
Поэтому Конвенцию придумали на свете,
Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2. Конвенция дает всем равное право,
Чтоб детских слез гораздо меньше стало,
О счастье детей не только мечтают,
Проблем не боятся, их вместе решают.

3. Пятьдесят четыре - ни много, ни мало.
Много есть законов для счастья детей,
Чтоб нарушений меньше стало
На планете нашей всей.

4. Главное право на жизнь и свободу,
На любовь и семейную заботу.
На учебу, отдых, увлеченье.
Социальную защиту и леченье.

5. Закон я понял, но все же, друзья,
Не очень я взрослый - вот беда.
Меня не послушают, могут побить,
Как самому мне вопросы решить?

6. Не бойся, с тобою семья,
Учитель в беде не оставит тебя.
На свете много хороших людей -
Помогут они, держись веселей.

7. До 18 лет права твои
Охраняют взрослые люди, они
Готовы тебя поддержать всегда.
Теперь-то ты понял?
Ну, в общем-то - да!

Учитель: Ребята, скажите, что важного для себя вы поняли сегодня на занятии?
- Для чего нужно знать свои права?
( Их нужно знать, чтобы уметь защитить себя.
Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе).
- Нужно не только знать свои права, но и всегда помнить про обязанности.
- Надеюсь, что полученные знания обязательно пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Наш классный час подошел к концу.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Спасибо всем за участие и внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованная игровая программа для 4 - 8 классов КВН в 3 классе. Сценарий КНВ в начальной школе к 100-летию В. Драгунского День именинника в начальной школе. Сценарий праздника

Похожие статьи:

Конспект классного часа о правах ребёнка для 3 класса

Деловая игра в 4 класса. Права человека

Физкультминутки для начальной школы в стихах

Организация и проведение досугов, игр и конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей

Внеклассные мероприятия для начальной школы

Участник №55 творческого конкурса «Осенняя кладовая с 1 сентября по 30 ноября 2015 года
Младшим школьникам о гербах городов русских | Праздник первого десятка в 1 классе. Сценарий
Опубликовано: 388 дней назад (18 ноября 2015)
Просмотров: 2848
+21
Голосов: 21
Комментарии (16)
Виктория Олеговна Ляпина # 19 ноября 2015 в 05:35 +12
Браво, Алла Алексеевна! Прекрасное мероприятие вы подготовили и провели! Дети многое узнали о своих правах, поучаствовали в конкурсах. Прекрасное оформление дополняет отлично подобранный материал! СПАСИБО ЗА Профессиональную работу! ГОЛОСУЮ!
Вера Валерьевна Ляпина # 19 ноября 2015 в 21:59 +11
В какой замечательной форме прошло ознакомление детей с их правами! Вы большая молодец, Алла Алексеевна! Виден ваш профессионализм, мастерство по подготовке грандиозных работ! Спасибо за прекрасный материал, обязательно возьму на вооружение! Дарю вам свой голос, желаю удачи и новых творческих идей!
Алла Ивановна Ефимова # 20 ноября 2015 в 23:09 +9
Очень интересный, увлекательный и очень нужный материал. А иллюстрации просто загляденье. В увлекательной и игровой форме знакомите детей с их правами.
Желаю дальнейших творческих идей и голос с радостью отдаю.
Тамара Ивановна Радченкова # 21 ноября 2015 в 12:51 +4
Алла Алексеевна, испытала огромное удовольствие от знакомства с материалом вашего мероприятия. Чудесно! такой богатый материал. Тема не простая для малышей: закон, право, но Вы сумели в доступной и занимательной форме объяснить детям их права и особенности. Прекрасно оформлен материал. Детям наглядно продемонстрированы и документы, которыми они уже владеют и какие ещё предстоит получить в жизни, сказочные сюжеты помогают очень наглядно показать нарушение прав человека. Просто замечательная работа. Обязательно возьму на вооружение. спасибо огромное за ваш творческий подход к делу. Голосую!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 21 ноября 2015 в 20:05 +11
Алла Алексеевна большая работа проделана Вами! smile Интересная идея познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции, показать единство прав и обязанностей. angel Хороший сценарий!С удовольствием голосую за Вашу работу! music
Валентина Петровна Чурепкина # 22 ноября 2015 в 04:43 +9
Алла Алексеевна, вы представили отличную разработку по правому воспитанию младших школьников. Задача педагогов - донести до сознания детей в доступно форме их права. И вы это сделали настолько грамотно, умело, тонко через игру, всё продумали до мелочей: игровую ситуацию (на примере литературных произведений), мотивацию, наглядный материал и т.д. Молодцы! Даю голос с большим удовольствием!!! v
Наталия Валерьевна Кондукторова # 22 ноября 2015 в 10:02 +10
Алла Алексеевна, отличная публикация представлена Вами. Классный час Всемирный день радости и счастливого детства будет востребована педагогами для формирования представлений об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка", коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру.Дети познакомятся с историей возникновения правовых документов, их значением; на примере литературных произведений познакомятся со статьями Конвенции, увидят единство прав и обязанностей; расширят свои правовые знания. Грамотное составление сценария, продуманный ход мероприятия, красочное оформление делают Вашу разработку привлекательной. Публикация заслуживает внимания и высокой оценки. Голос + 1. Удачи в конкурсе.
Алевтина Германовна Коробкина # 22 ноября 2015 в 19:43 +7
Добрый вечер, Алла Алексеевна! Спасибо за приглашение! Оформление просто ВЕЛИКОЛЕПНО! Сама публикация, нужный материал, интересный. Будет востребован как педагогами, так и воспитателями детских садов. МОЛОДЕЦ!!! С удовольствие дарю голос № 8
Олеся Геннадьевна Коноплева # 23 ноября 2015 в 00:10 +5
Здравствуйте,Алла Алексеевна!Публикация просто зачитаешься,всё, что необходимо знать детям.Материал доступный,интересный ,красочный!!! Дальнейших успехов ,Вам в работе!!!
Тамара Александровна Новичкова # 23 ноября 2015 в 19:53 +11
Замечательное внеклассное мероприятие, грамотно оформлено и красочно проиллюстрировано. Ход занятия хорошо продуман, подобран интересный, доступный для детей материал. Спасибо за публикацию, которая поможет многим педагогам в работе. Творческих вам успехов и удачи, Алла Алексеевна! +1
Наталья Александровна Ермакова # 25 ноября 2015 в 11:22 +4
Здравствуйте,Алла Алексеевна! Отличная публикация, материал просто превосходный, Вы проделали очень большую работу-БРАВО! С удовольствием голосую!
Альбина Анатольевна Печникова # 25 ноября 2015 в 23:25 +4
Алла Алексеевна! Какая вы молодец! Замечательная работа, информативная, содержательная, композиционно выстроенная.А какие иллюстрации v :Вы используете правовые документы в доступной для детей форме "Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка". Младшие школьники познакомятся с историей возникновения правовых документов, их значением, а на примере литературных произведений узнают о Конвенции. С удовольствием голосую!
Людмила Николаевна Карасенко # 12 декабря 2015 в 00:26 +3
Алла Алексеевна,какой серьезный,важный материал,преподнесен детям так доступно интересно!
Хорошо продуман сценарий мероприятия,проделана большая предварительная работа.Голосую №12
Юлия Ивановна Родина # 2 января 2016 в 13:21 +5
Замечательная у вас страница. Что ни работа, то шедевр! Хорошо, что многие зашли уму разуму научились. Ведь для этого и создан сайт. Вы замечательно выполняете свою миссию
Валентина Антоновна Евдокимова # 21 января 2016 в 06:05 +5
Умница, Алла Алексеевна! Все просто замечательно представлено, доступно, наглядно. Беру себе в заметки!
Людмила Олеговна Ярова # 23 января 2016 в 09:18 +3
Увлекательная форма занятия. Сказки всегда приходят на помощь, чтобы доступно объяснить данную тему. Есть чему поучиться. Спасибо за ваш талант педагога!