Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Организация и проведение досугов, игр и конкурсов в учреждениях дополнительного образования детей

Результаты педагогической деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей

Анализируя культурно-досуговую деятельность определенного региона, необходимо охарактеризовать специфику его географического положения, демографические процессы, рассмотреть систему управления социально-культурной сферой, административную и ведомственную подчиненность, выделить ряд социокультурных институтов.

Рассмотрим основные досуговые центры, специализирующиеся на организации и проведении игровых конкурсных программ для детей младшего школьного возраста.

Для выявления особенностей в области организации игровых конкурсных программ для младших школьников охарактеризуем Муниципальное учреждение дополнительного образования детей (МУДОД).

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, реализующего программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. Основное предназначение учреждения — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет, адаптации их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Организацией игровых конкурсных программ занимаются специалисты досугового отдела. Культурно-досуговой деятельностью охвачены учащиеся всех образовательных учреждений города и района. Мероприятия организуются в учебное и каникулярное время. Большое внимание уделяется летне-оздоровительному периоду.

Программа по досуговой деятельности, рассчитанная на определенный период, предусматривает направленное развитие творческой личности каждого школьника и ставит следующие задачи:

1) удовлетворение потребностей детей в дополнительном образовании;

2) развитие индивидуальных, творческих задатков и способностей у детей; направление их активности

и энергии в полезное русло; приучение школьников к самостоятельности, умению обретать веру в себя, стремлению к самоутверждению;

3) расширение общекультурного и художественного кругозора воспитанников;

4) возрождение утерянных народных традиций, праздников, обычаев.

Решение этих задач осуществляется с учетом интересов ребят, их уровня развития, возрастных и психолого-педагогических особенностей, используются различные технологии и формы работы.

Среди приоритетных форм досуговых мероприятий для младших школьников, таких как праздники, театрализованные представления, спортивные и познавательные программы, наибольшую популярность имеют игровые конкурсные программы.

Причины их популярности заключаются в следующем:

1) программы в основном построены на играх и конкурсах, позволяющих детям проявить свои разнообразные способности;

2) основой программы служит творчество детей и взрослых;

3) мероприятия подчинены развитию интересного сюжета;

4) большинство детей становится непосредственными участниками, а не пассивными зрителями-созерцателями;

5) чаще всего для участия в программе не требуется специальной подготовки.

Успешная организация и методическое сопровождение культурно-досуговой деятельности напрямую зависят от инициативы и активности организаторов, начиная от выбора тематики, содержания, средств, способов, методов воплощения и формы результата всего процесса.

В организации игровых конкурсных программ педагоги досугового отдела используют игровые технологии А. Зайцева, С. Шмакова, В. Панфилова, Н. Шилова, Н.Е. Щурковой, а также авторские сценарии.

Для разработки игровых конкурсных программ используется следующий алгоритм:

1. Цель.

2. Возраст и количество участников.

3. Основная идея, сюжет программы.

4. Набор конкурсов, игр, аттракционов.

5. Оформление (художественное, музыкальное).

6. Итоги программы (работа жюри, награждение).

Организаторы отдыха младших школьников предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на единый сюжетный стержень. Театрализованная, сюжетно оформленная игра представляет собой рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих, массовое представление. Сюжет позволяет логически оправданно выстроить и связать относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа обретает монолитность, стройность, законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

Перебравшись на сцену за рампу, игры принимают принципиально новую форму театрализованного игрового конкурса и становятся одной из разновидностей развлекательного зрелища.

Игровые конкурсные программы такого типа всегда носят соревновательный характер и осуществляются как конкурсы на командное или личное первенство. Некоторые задания могут быть выполнены участниками импровизационно, другие требуют предварительной подготовки и репетиций. Высокий зрелищный престиж этих программ объясняется их постоянной оригинальностью и неповторимостью. Здесь практически отсутствуют однотипные задания, а следовательно, и повторы в содержании развивающегося действия.

В течение каждого учебного года культорганизаторы отслеживают результаты деятельности всех образовательных учреждений города и степень их активности и участия в городских игровых конкурсных программах.

Для учета количества проводимых мероприятий специалистами досугового отдела ведется журнал «Массовая работа», где отражены дата, время, место проведения, количество, возраст, состав зрителей и участников игровой конкурсной программы. По окончании каждого мероприятия члены жюри или почетные гости заполняют страницу в «Книге отзывов», отмечая положительные стороны мероприятия и его недочеты.

С целью оповещения населения города и района о текущей досуговой деятельности МУДОД и ее результатах к сотрудничеству привлекаются средства массовой информации: местное телевидение, газеты, местные радиоканалы. Специалисты СМИ не только доносят до населения интересную информацию, но и выражают свое мнение по поводу проведенных мероприятий, выступая в качестве рецензентов.

Для изучения эффективности проведенных игровых конкурсных программ необходимо определить отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности, а также соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали очевидными тенденции происходящих изменений.

Одна из проблем, над которой должен работать досуговый отдел, это отслеживание результатов своей деятельности. Сделать это очень трудно ввиду большого охвата детей. Но выход есть. Специалисты досугового отдела определяют группы детей, которые посещают различные мероприятия, в том числе и игровые конкурсные программы, в МУДОД уже несколько лет.

Результаты показывают, что, посещая эти мероприятия, ребята научились общаться со сверстниками, обрели веру в себя, научились трудиться, развили свое внимание и наблюдательность, получили дополнительные знания.

Следует заметить, что в течение последних лет формы игровых конкурсных программ для младших школьников менялись и усложнялись. Сегодня самыми востребованными из них являются театрализованные игровые конкурсные программы. Они учат ребят не только фантазировать, развивать свой интеллект, воображение, но и получать дополнительные знания из разных областей наук.

Кроме организации и проведения мероприятий досуговый отдел активно ведет методическую работу. Ежемесячно его педагоги проводят семинары для классных руководителей, организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений города. Специалисты досугового отдела оказывают консультации не только педагогам, но и родителям, представителям различных учреждений и организаций. Наиболее востребованными темами консультаций являются: «Игры и конкурсы на детском дне рождения», «Игровая конкурсная программа, посвященная окончанию начальной школы» и др.

В сценариях в полном объеме представлены употребляемые организаторами мероприятий подходы, приемы, сюжетные и игровые повороты, театрализация, разножанровость. Сочетание перечисленных приемов делает программы живыми, яркими, увлекательными, создает захватывающую атмосферу игры, детского праздника.

Для определения эффективности игровых конкурсных программ проводится масштабное маркетинговое исследование. Методы исследования: анализ статистической информации об организации программ данной формы, опрос, анкетирование, наблюдение.

Достоверность результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, подтверждена методом экспертных оценок. В роли независимых экспертов выступают представители отдела образования, учащиеся, педагоги, родители школьников, а также редакторы ведущих издательств.

С целью определения степени удовлетворенности учащихся игровыми конкурсными программами применяют методику изучения удовлетворенности учащихся, разработанную специалистами досугового отдела. Ученикам начальных классов предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по определенной шкале, которая выражается в следующих определениях: «очень нравится», «нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится».

Родители оценивают роль учреждения дополнительного образования в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств через организацию и проведение игровых конкурсных программ. Для получения количественно выраженной информации за основу была взята комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью учреждения дополнительного образования (автор — А.А. Андреев). В первой части анкетирования родителям учеников начальных классов предлагается заполнить бланк анкеты и оценить, в какой степени игровые конкурсные программы, которые посещает их ребенок (дети), воспитывает у него (них) перечисленные качества личности. Во второй части родителям предлагалось заполнить опросный лист с определенным текстом с целью получения количественно выраженной информации об оценке родителями помощи внешкольного образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем через организацию и проведение игровых конкурсных программ.

По итогам анкетирования родителей можно сделать выводы:

1) игровые конкурсные программы в полной мере воспитывают поведенческие качества личности ребенка (аккуратность, дисциплинированность, ответственность, волю, хорошие манеры поведения); в значительной мере влияют на блок жизненной компетенции (жизнерадостность, ум, образованность, высокие жизненные запросы, самостоятельность), в полной мере воспитывают морально-психологические качества личности (честность, доброту, чуткость, справедливость, терпимость);

2) большинство родителей совершенно согласны с утверждением, что игровые конкурсные программы помогают ребенку поверить в свои силы, учат преодолевать жизненные проблемы и трудности, способствуют развитию умения правильно общаться со сверстниками и взрослыми.

Подобные исследования помогают отследить обратную связь с родителями, узнать их осведомленность о деятельности образовательного учреждения, получить необходимую оценку работы и спланировать новые мероприятия взаимодействия с родителями и детьми.

В целях изучения профессионализма педагогов можно объявить конкурс сценариев игровых конкурсных программ.

Цель конкурса: создание благоприятных условий для выявления творческого потенциала работников образовательных учреждений города. Основные задачи конкурса:

■ обеспечить необходимые условия для личностного развития педагогов;

■ активизировать творческую деятельность педагогов, образовательных учреждений города;

■ поддержать, поощрить и провести пропаганду творческих достижений педагогов в области сценарного мастерства;

■ организовать содержательный досуг;

■ пополнить банк данными сценарно-методической продукции.

Можно также провести городской конкурс для педагогов-организаторов и заместителей директоров по воспитательной работе.

Цель данного мероприятия: поднять престиж самого конкурса, повысить интерес общественности к участникам конкурса и их деятельности, активизировать поддержку и внимание органов власти и управления к повышению статуса педагога, развитию его социального, творческого и профессионального потенциала.

Этот конкурс помогает в решении следующих задач: поддержка инициатив и перспективных программ воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города и их реализация; стимулирование воспитательной педагогической деятельности, направленной на работу с детьми.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе анализируется необходимая документация (планы воспитательной деятельности, проекты), на втором — идет просмотр и анализ игровых конкурсных программ в образовательных учреждениях.

Содержание конкурса включает в себя презентацию участников конкурса, умение демонстрировать свои таланты, эрудированность, коммуникабельность, организаторские способности.

По итогам таких конкурсов можно сделать следующие выводы:

1. Большая часть мероприятий носит преимущественно развлекательный характер. Это принижает их значимость и воспитательную результативность, ибо препятствует формированию у зрителей и участников общественной направленности, развитию у них социально-ценностных мотивов деятельности.

2. Недостатком многих игровых конкурсных программ является их невысокий художественный уровень, что объясняется отсутствием кадров — специалистов, способных творчески подготовить массовое мероприятие.

3. У мероприятий отмечается показной характер — работа на отчет, на «галочку», на рапорт, а не на результат.

4. Наблюдается погоня за количеством мероприятий, а не за их качеством. Плохо подготовленные мероприятия снижают общественное мнение, интерес зрителей, формируют негативное отношение к ним.

5. Для мероприятий характерна шаблонность как в формах их проведения, так и в содержании. Не учитывается актуальность и востребованность сегодняшнего дня. По мере изменения общества, становления и развития личности мероприятия должны все более усложняться и углубляться, видоизменяясь в содержании и формах.

6. К сожалению, еще приходится встречаться с фактами, когда мероприятие проводится лишь потому, что необычна его форма, воспитательная же задача отступает далеко на задний план.

7. Нередко при проведении игровых конкурсных программ не учитываются возрастные особенности.

Нельзя искусственно затягивать и навязывать инфантильную тематику старшим, как нельзя «овзрослять» ее для малышей. Каждая игровая конкурсная программа должна иметь свой точный возрастной адрес.

8. Довольно часто отмечается недостаточная, а порой поспешная подготовка к игровой конкурсной программе, и это нередко приводит к негативным результатам. Организатор, берясь за работу, прежде всего должен создать оргкомитет по проведению мероприятия, составить подробный план его подготовки.

9. Нередко участниками игровых конкурсных программ преследуются материальные цели. Детям не интересен сам процесс игры, радость общения. Участвуя в играх и конкурсах, они ожидают «пряника».

10. Отмечается недостаточное использование современных технических средств.

Для решения выявленных проблем можно предложить перечень соответствующих мероприятий:

■  привлечение организаторов досуга к участию в методических совещаниях, конференциях, круглых столах;

■ организация форм взаимодействия между педагогами (взаимное посещение игровых конкурсных программ, их обсуждение);

■ публикация статей от имени руководителей образовательных учреждений о педагогах, достигших особых успехов;

■ планирование, организация и проведение общегородских, районных и окружных конкурсов профессионального мастерства с привлечением в качестве участников представителей сферы образования, культуры, частных предприятий и агентств, связанных с организацией игровых конкурсных программ.

Следующим шагом в маркетинговом исследовании может быть установление связи через телефонные и почтовые сообщения с издателями отдельных сценариев и методических сборников.

Для анализа откликов рецензентов и читателей на авторские сценарии специалистами досугового отдела собирают внутренние отзывы главных редакторов известных издательств. В них отмечается востребованная тематика, актуальность, полезность данных изданий для учителей и организаторов досуга, подбор интересных конкурсов и заданий.

Деятельность досугового отдела, направленная на изучение эффективности проводимых программ, позволяет накапливать определенный эмпирический опыт и закладывать свои научные традиции. Специфика исследования заключается в отработке научной процедуры, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии.

Благодаря маркетинговому исследованию каждое образовательное учреждение может придерживаться положительного опыта организации игровых конкурсных программ, а также внедрять и осваивать новые технологии.

Итак, в ходе организации детских игровых конкурсных программ могут быть достигнуты следующие результаты:

1. Приобретен опыт работы в области организации игровых конкурсных программ для младших школьников.

2. Определен творческий потенциал организаторов досуга через реализацию конкурсов профессионального мастерства.

3. Разработана система повышения квалификации педагогов-организаторов.

4. Налажены связи со средствами массовой информации.

5. Раскрыт творческий потенциал детей.

6. Установлен тесный контакт с родителями.

7. Изданы методические сборники игровых конкурсных программ.

8. Значительно улучшена материально-техническая база (приобретены сценические костюмы, звукоусилительное оборудование).

Рост качественного уровня игровых конкурсных программ фиксируется с учетом следующих показателей:

■ востребованность проведения мероприятий на уровне всех субъектов образовательного процесса;

■ масштабность проведения мероприятий;

■ рост количества активных участников программ;

■ изменение содержания мероприятий;

■ использование новых форм, приемов, технологий;

■ совершенствование материально-технической базы;

■ профессионализм кадров.

Для повышения эффективности игровых конкурсных программ необходимо:

■ привлечь профессиональных аниматоров (или обучить начинающих специалистов) для организованной встречи гостей перед мероприятиями;

■ организовать посещение светооператором краткосрочных курсов повышения квалификации с целью использования всех возможностей светоаппаратуры;

■ обновить реквизит;

■ расширить ассортимент подписных изданий, специализирующихся на организации детского досуга.

Похожие статьи:

Рыцарский турнир для учащихся начальных классов. Сценарий

Игровая программа для детей младшего школьного возраста на тему: Животные, 3 класс

Физкультминутки для начальной школы в стихах

Проведение конкурсов и игр в Муниципальном учреждении культуры

Внеклассные мероприятия для начальной школы

Комментарии (5)
Инна Николаевна Евсейчик # 21 июня 2015 в 12:23 +1
Замечательная статья. Всё правильно сказано.Прочитала с интересом и пользой для себя. Обязательно буду обращать внимание на замечания этой статьи при разработке мероприятий. Спасибо.
Екатерина Викторовна Лысенко # 30 октября 2015 в 00:33 0
Полностью согласна с Вами!!! Очень полезная статья)))
Марина Юрьевна Волкова # 8 ноября 2015 в 08:40 0
Спасибо! Статья очень интересная и полезная!
Анна Комолова # 22 февраля 2016 в 11:37 0
Познавательная и интересная информация, которая поможет в формировании воспитательного плана на учебный год.
Виктория Николаевна Рязанцева # 23 августа 2016 в 14:39 0
Спасибо, полезная статья