Литературная игра для школьников средних классов
Путники и медведь
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался, а другому бежать уже было поздно, и он бросился наземь и притворился мёртвым; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов звери не трогают. Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева, спрашивает, что это ему медведица на ухо шептала? А в ответ: «Шептала: впредь бери в дорогу таких приятелей, которые тебя в беде не бросят!».
Эзоп
1-й тур.
Какова мораль этой басни? (В выборе друзей нужно быть внимательным и осторожным.)
Какой пословицей можно определить мораль этой басни?
(Старый друг лучше новых двух.)
Чему учит эта басня? (Ценить друзей. Береги друзей тех, кто к тебе приходит на помощь.)
Какой приём использует Эзоп в этой басне?
Были ли друзьями эти два товарища? (Нет.)
Чем отличаются басни Эзопа от басен Крылова? (Формой.)
Почему Эзоп начал сочинять басни? (Эзоп - раб и ему нельзя было говорить всё, что он думает в лицо, «прямо».)
Что значит выражение «эзопов язык»?
(Эзопов язык - язык иносказания.)
Замечательный французский баснописец Лафонтен был одним из самых известных поэтов своего времени. Он писал различные произведения - оды, поэмы, элегии, стихотворные сказки. Его перу принадлежит также и прозаическое сочинение - повесть «Любовь Психеи и Купидона». Но мировую известность Лафонтену принесли его знаменитые басни.
Лафонтен происходил из семьи провинциальных чиновников. Хотя он не получил основательного систематического образования, но много и увлеченно читал.
Некоторое время Лафонтен служил в провинции, но вскоре переехал в Париж и посвятил себя светской жизни и литературе.
• Прочитайте басню Лафонтена «Лисица и виноград» и укажите сходства с баснями Крылова и Эзопа с одноимённым названием.
Лис-гасконец, а может быть, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
• Какова мораль этой басни?
• Какова тема этой басни? (Басня о том, что всякий ленивый человек не будет трудиться, чтобы что-либо сделать.)
• Какие людские пороки высмеивает автор? (Лень.)
2-й тур «Допиши мораль».
«Волк увидел огромную собаку в ошейнике, на цепи и спросил: «Кто это тебя так приковал и так откормил?» Ответила собака: «Хозяин!» - «Нет, - сказал волк, - не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем рабский ошейник»
«Свинья смеялась над львицей, что та рождает только одного детёныша. Львица ответила: «Одного, но льва!»
Волы тянули телегу, а несмазанная ось скрипела. Обернулись они и сказали ей: «Эх, ты! Мы везём, а ты стонешь?»
Похожие статьи:
Викторины с ответами для школьников 5-7 класса «В гостях у Хоббита»
Викторина по произведению Алексина «Очень страшная история» с ответами
Викторина по «Повести о настоящем человеке» с ответами, 5 класс
Литературная викторина для 7-8 классов с ответами
Игра викторина «Пушкин и его сказки», 5-7 класс