Полезные советы для родителей детей 6-7 лет
Мы расскажем вам о будущих проблемах и о том, как их можно избежать
Подготовка к празднику 1 сентября
Это самый важный день в жизни первоклассника. Обычно в каждой школе сценарий праздника продумывается так, чтобы с первого дня ребёнку стало интересно в школе, чтобы этот день запомнился.
1 сентября — эмоционально насыщенный день. Дети очень сильно переживают, хотя и не все это внешне показывают. Чтобы снизить эмоциональный всплеск и возможное нервное перенапряжение, постарайтесь выполнить следующие рекомендации:
• подготовьте одежду для 1 сентября (форму) заранее (но не 31 августа);
• накануне не посещайте с ребёнком мест, где возможно большое скопление людей: торговых центров, театров, кинотеатров и т. д.;
• позаботьтесь о том, чтобы ребёнок лег спать 31 августа не позже 21.00;
• попросите ребёнка накануне рассказать, что он думает о завтрашнем дне. Если в его ответе вы почувствуете тревогу, успокойте его, расскажите, каким может быть этот день;
• за несколько дней до 1 сентября вместе с ребёнком пройдитесь по школе, подойдите к тому классу, где он будет учиться, проведите по школе мини-экскурсию;
• постарайтесь, чтобы ваш ребёнок заранее познакомился с будущими одноклассниками (пригласите детей в гости, сами сходите в гости к кому-либо из детей, с чьими родителями вы познакомились на родительском собрании);
• накануне и 1 сентября постарайтесь чаще обнимать и целовать ребёнка. Ощущение того, что вы рядом, снизит тревожность ребёнка.
Итак, долгожданный день настал. О чём вы будете говорить по дороге в школу? Расскажите, как прошло 1 сентября впервые у вас, что вы больше всего запомнили. Полезно напомнить, как зовут учителя ребёнка и в каком классе (1-м «А» или 1-м «Б») он будет учиться.
Очень хорошо, если по пути в школу вы встретите детей, которых знает ваш ребёнок и с которыми он будет учиться в одном классе. В этом случае он будет меньше волноваться в ожидании нового.
Когда вы встретите ребёнка из школы, прежде всего поинтересуйтесь, не устал ли он. Если нет, то попросите рассказать о своём первом дне в школе. Можно задать следующие вопросы:
• Что ты видел и слышал на празднике?
• Чем тебе понравилась учительница?
• Как её зовут?
• Как зовут ученика, с которым ты сидел за одной партой?
• Какие учебники выдал учитель?
• Был ли момент, когда тебе очень захотелось домой?
• Что тебе не понравилось?
Если вы видите, что ребёнок утомлён и не хочет говорить, не тормошите его, не пытайтесь разговорить. И уже дома, когда ребёнок отдохнёт, побеседуйте с ним.
Возможно, что ребёнок категорически не захочет отвечать на вопросы. Тогда попросите его нарисовать цветными карандашами школу и класс, в котором он побывал.
Что должно вызвать у вас беспокойство?
Наличие в рисунке чёрных жирных линий, тёмных цветов (коричневого, тёмно-серого), следов многократного стирания, отсутствие изображения людей, очень маленький размер школы на листке; изображение себя со спины и где-то далеко.
Всё это говорит о том, что ребёнок, возможно, испытывал чувство тревоги, что-то его сильно беспокоило в школе.
Если вам сложно разобраться, что же именно вызвало тревогу, обратитесь за советом к учителю или школьному психологу.
За какой партой сидит ваш ребёнок
Очень часто в первую неделю обучения родители просят пересадить ребёнка с той парты, за которую его посадил учитель. Это связано с тем, что бытует мнение, будто дети, которые сидят ближе к учителю, будут лучше учиться: так легче списывать с доски, и учитель рядом, чаще будет обращать внимание.
Чем руководствуется учитель, когда рассаживает детей?
В первую очередь — медицинскими показаниями. Дети с ослабленным зрением должны сидеть за 1—2-й партой. Также ближе к доске сажают детей, пишущих левой рукой.
Других детей учитель рассаживает за парты, учитывая их рост (более высокие дети сидят дальше), умение быть самостоятельными (более самостоятельные дети сидят, как правило, за последними партами). Однако в течение всего периода обучения учитель пересаживает детей. Это связано либо с особенностями учебного процесса (работа в парах, в группе), либо с желанием самих детей.
Первые домашние задания
Обычно первоклассникам домашние задания не задают, если и задают, то очень простые, усложняются они постепенно. Важно выполнять любые домашние задания, будь это задание обернуть учебники или нарисовать что-нибудь.
В течение первого года обучения учитель не ставит привычные оценки, но всегда отмечает работу: словесно или вручает жетоны, фишки (рисует в тетрадях учеников весёлых или грустных человечков).
Когда ребёнок рассказывает о том, как учитель оценил его работу, старайтесь придерживаться следующих правил:
• выслушивайте ребёнка внимательно, не перебивая;
• если он говорит, что учитель «поставил плохую оценку», не говорите, что ребёнок плохой, так как «оценка» — это его достижения, а не он сам;
• если сегодня ребёнок получил «оценку» лучше, чем вчера, обязательно похвалите его.
Завтракать ли ребёнку в столовой
Этот вопрос очень часто задают родители учителю. С точки зрения физиологии, ребёнку необходимо позавтракать в школе, если дома он ничего не ел. Но часто детям не нравится еда в столовой.
Можно приносить завтраки из дома и съедать их на перемене. Напоминайте ребёнку о необходимости соблюдать правила личной гигиены и мыть руки перед едой (можно давать ему с собой влажные антибактериальные салфетки). Также объясните ребёнку, что кушать на уроке нельзя.
Нравятся ли вашему ребёнку одноклассники
К концу первой недели обучения ребёнок, как правило, уже знает почти всех в классе, с кем-то играет, с кем-то обменивается игрушками. Если это не так, то, возможно, что ребёнок необщительный или чего-либо боится, испытывает тревогу.
У ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками, если он:
• любит быть в центре внимания любой ценой, совершает подчас ради этого самые невероятные поступки, иногда даже плохие;
• навязывается другим, даже если дети не хотят с ним играть;
• хвастается перед детьми, что часто вызывает недовольство и агрессию, приводящие к дракам;
• не любит делиться, жадничает.
Причиной повышенной тревожности может быть недостаток эмоциональной поддержки при появлении новых требований, новых людей (чаще это характерно для детей, которые до школы не ходили в детский сад).
Нет ли у вашего ребёнка повышенной тревожности
Предлагаемая ниже анкета* поможет выявить наличие у вашего ребёнка излишней тревожности.
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
1
|
Мой ребёнок не может долго работать не уставая
|
|
|
2
|
Моему ребёнку трудно сосредоточиться на чём- либо
|
|
|
3
|
У моего ребёнка любое задание вызывает излишнее беспокойство
|
|
|
4
|
Во время выполнения заданий мой ребёнок очень напряжён, скован
|
|
|
5
|
Мой ребёнок смущается чаще других
|
|
|
6
|
Мой ребёнок часто говорит о возможных неприятностях
|
|
|
7
|
Мой ребёнок, как правило, краснеет в незнакомой обстановке
|
|
|
8
|
Мой ребёнок жалуется, что ему снятся страшные сны
|
|
|
9
|
У моего ребёнка руки обычно холодные и влажные
|
|
|
10
|
У моего ребёнка нередко бывает расстройство стула
|
|
|
11
|
Мой ребёнок сильно потеет, когда волнуется
|
|
|
12
|
У моего ребёнка плохой аппетит
|
|
|
13
|
Мой ребёнок спит беспокойно, засыпает с трудом
|
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
14
|
Мой ребёнок пуглив, многое вызывает у него страх
|
|
|
15
|
Мой ребёнок обычно беспокоен, легко расстраивается
|
|
|
16
|
Мой ребёнок часто не может сдержать слёзы
|
|
|
17
|
Мой ребёнок плохо переносит ожидание
|
|
|
18
|
Мой ребёнок не любит браться за новое дело
|
|
|
19
|
Мой ребёнок не уверен в себе, в своих силах
|
|
|
20
|
Мой ребёнок боится сталкиваться с трудностями
|
|
|
Всего
|
|
|
Теперь сосчитайте все «да» и «нет».
Если ответов «да» от 15 до 20 — можно сказать, что у ребёнка высокий уровень тревожности.
Если ответов «да» от 7 до 14 — у ребёнка средний уровень тревожности.
Если ответов «да» от 1 до 6 — у ребёнка низкий уровень тревожности.
При высоком уровне тревожности у ребёнка обязательно обратитесь за консультацией к психологу.
Если ваш ребёнок часто испытывает чувство тревоги, нужно:
• чаще подбадривать ребёнка;
• чаще подчёркивать индивидуальность ребёнка, то есть говорить, какие у него есть способности, положительные особенности;
• учить ребёнка снимать мышечное напряжение (для этого проводите релаксационные, расслабляющие паузы);
• рассказывать ребёнку о том, как вы решали подобные проблемы (как стали решительнее, смелее, увереннее в своих силах).
Не агрессивен ли ваш ребёнок
Иногда причиной того, что с ребёнком на перемене или на прогулке никто из детей не общается, является его излишняя агрессивность.
Каждый человек может быть агрессивным в той или иной ситуации.
Агрессивность может проявляться не только в драке, это могут быть крики, гневные высказывания, удары по окружающим предметам. У одних агрессивность проявляется крайне редко, у других — так часто, что не понятно, когда человек не агрессивен. В этом случае можно говорить об излишней патологической агрессивности.
Почему дети становятся агрессивными?
Очень часто дети используют агрессию для привлечения к себе внимания. Если родители пренебрежительно, без замечаний и воспитательных объяснений относятся к агрессивным вспышкам ребёнка, то это может привести к формированию у него агрессивных черт.
Также причиной детской агрессии является агрессия самих родителей. Если родители агрессивны, то дети также агрессивны.
Проверьте, насколько агрессивен ваш ребёнок. Для этого заполните следующую анкету.
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
1
|
Злой дух временами вселяется в моего ребёнка
|
|
|
2
|
Мой ребёнок не может промолчать, когда чем-то недоволен
|
|
|
3
|
Когда кто-то причиняет моему ребёнку зло, он старается отплатить ему тем же
|
|
|
4
|
Иногда моему ребёнку без всякой причины хочется выругаться
|
|
|
5
|
Бывает, что мой ребёнок с удовольствием ломает игрушки
|
|
|
6
|
Иногда мой ребёнок так настаивает на чём-либо, что окружающие теряют терпение
|
|
|
7
|
Мой ребёнок не прочь подразнить животных
|
|
|
8
|
Мой ребёнок очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним
|
|
|
9
|
Кажется, что иногда у моего ребёнка вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокирующее окружающих
|
|
|
10
|
Мой ребёнок в ответ на обычные распоряжения стремится всё сделать наоборот
|
|
|
И
|
Мой ребёнок часто не по возрасту ворчлив
|
|
|
12
|
Мой ребёнок воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека
|
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
13
|
Мой ребёнок любит быть первым, командовать, подчинять себе других
|
|
|
14
|
Неудачи вызывают у моего ребёнка сильное раздражение, он всегда ищет виноватых
|
|
|
15
|
Мой ребёнок легко ссорится, вступает в драку
|
|
|
16
|
Мой ребёнок старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми
|
|
|
17
|
У моего ребёнка нередки периоды мрачной раздражительности
|
|
|
18
|
Мой ребёнок не считается со сверстниками, не уступает, не делится
|
|
|
19
|
Мой ребёнок уверен, что любое задание выполнит лучше других
|
|
|
Всего
|
|
|
Подсчитайте количество положительных ответов. Если ответов «да» от 15 до 19 — это высокий уровень агрессивности. Если ответов «да» от 7 до 14 — средний уровень агрессивности.
Если ответов «да» от 1 до 6 — низкий уровень агрессивности.
При высоком уровне агрессивности срочно обратитесь с ребёнком к психологу.
Общаясь с таким ребёнком, необходимо:
• обучать ребёнка приёмам снятия гнева (например, покидаться подушками, попрыгать через скакалку, порвать бумагу, карикатурно изобразить то, что вызывает гнев или раздражение);
• не повышать на ребёнка голос и не применять физическую силу;
• не говорить: «Ты всегда так», не вспоминать прошлые проступки ребёнка;
• анализируя конфликтные ситуации, следует делать акцент на его поведении, а не на личности (например: «Ты хороший, и можешь быть ещё лучше, а вот поведение твоё ужасно»);
• всячески демонстрировать положительную модель поведения.
Помогая ребёнку преодолевать какой-либо недостаток, родители должны понимать, что поступки детей часто зависят от поведения родителей. Проверьте себя. Можете ли вы:
• в любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком;
• посоветоваться по какому-либо вопросу с ребёнком, невзирая на его возраст;
• признаться ребёнку в своих неблаговидных поступках, совершённых по отношению к нему;
• извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты;
• владеть своими эмоциями и сохранять самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя;
• в определённой ситуации поставить себя на место ребёнка;
• рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в выгодном свете;
• всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка.
Если ни один из перечисленных пунктов для вас невозможен, задумайтесь о своём поведении и постарайтесь измениться.
Не переутомляется ли ваш ребёнок. Как определить?
Первая неделя в школе — самое трудное время. Меняется режим дня, ребёнку необходимо выполнять новые обязанности, поэтому дети со слабым типом нервной системы могут испытывать нервное напряжение. Если же это время совпадает с периодом напряжённой обстановки в семье (развод родителей, смерть кого-то из родственников, переезд и т. д.), то состояние излишней тревожности у ребёнка может перейти в невроз.
Предлагаем вам ответить на вопросы теста, разработанного А. И. Захаровым — специалистом в области детских неврозов.
Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребёнка. Если это проявление выражено, ставьте «2», если встречается периодически, ставьте «1», если отсутствует — «О».
№
|
Верно ли утверждение...
|
Балл
|
1
|
Мой ребёнок легко расстраивается, много переживает, всё слишком близко принимает к сердцу
|
|
2
|
Мой ребёнок чуть что — в слёзы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться
|
|
3
|
Мой ребёнок капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть
|
|
4
|
Мой ребёнок более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний
|
|
5
|
Мой ребёнок крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно
|
|
6
|
Мой ребёнок всё больше грустит и печалится без видимой причины
|
|
7
|
Мой ребёнок, как и в младенчестве, сосёт палец, всё вертит в руках
|
|
8
|
Мой ребёнок долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром
|
|
9
|
Мой ребёнок становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий
|
|
10
|
У моего ребёнка появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Балл
|
|
11
|
У моего ребёнка нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках
|
|
|
12
|
Мой ребёнок всё быстрее устаёт, отвлекается, не может концентрировать внимание продолжительное время
|
|
|
13
|
Мне всё труднее найти с ребёнком общий язык, договориться: он становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя
|
|
|
14
|
Мой ребёнок жалуется на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет, его беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи
|
|
|
15
|
У моего ребёнка нет аппетита, он часто и подолгу болеет; у него часто повышается без причины температура; он стал часто пропускать школу
|
|
|
Всего
|
|
|
Если результат составляет от 20 до 30 баллов — у ребёнка невроз, срочно обратитесь за консультацией к психологу, психотерапевту;
от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время, поэтому также необходимо проконсультироваться у специалиста; от 10 до 15 баллов — у ребёнка нервное расстройство; от 5 до 9 баллов — необходимо уделять больше внимания ребёнку; менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей ребёнка.
Если вы заметили даже незначительное проявление тревожности, старайтесь уделять ребёнку больше внимания; придерживайтесь режима, который был до школы, возможно, в течение первой четверти ему не помешает дневной сон.
Если ребёнка обидели в школе. Что делать
Обычно со всеми первоклассниками всегда находится их учитель: на перемене, в столовой, на улице. Но иногда случается так, что дети на некоторое время остаются одни, без присмотра, и тогда могут возникнуть конфликтные ситуации. Если после школы вы заметили в поведении ребёнка перемены, но учитель говорит, что на уроках всё было хорошо, попытайтесь расспросить ребёнка, не обидел ли его кто. Иногда ребёнок боится, что его могут обидеть ещё раз, если он обо всём расскажет. Объясните ребёнку, что тот, кто обижает других, должен быть наказан, так как иначе он станет опасным для всех.
Некоторые родители иногда сами пытаются разобраться в ситуации и наказать обидчика (могут пригрозить, отругать). Этот вариант не очень хорош, так как у ребёнка-обидчика есть родители, которые тоже, в свою очередь, могут возмутиться, что может привести к более серьёзному конфликту.
Если вашего ребёнка обидели, обязательно сообщите об этом случае учителю. Учитель разберётся в данной ситуации. Учитель, классный руководитель, в классе которого учится ребёнок-обидчик, обязан будет сам поставить в известность его родителей. Если ситуация серьёзная, то для принятия решения о воспитательном воздействии на провинившегося ребёнка собирается педсовет, на котором присутствуют ребёнок-обидчик, его родители, классный руководитель, завуч.
Если ребёнок не хочет рассказывать о случившемся, но вы заметили, что он как-то изменился после произошедшего, лучше обратиться за консультацией к психологу.
Посещать ли вашему ребёнку группу продлённого дня
Этот вопрос задают себе почти все родители, у которых нет возможности встречать детей сразу после окончания занятий.
Если ребёнок после школы вынужден быть дома один и ждать вас после работы, то ему лучше посещать группу продлённого дня.
Во-первых, находиться ребёнку 6—7 лет длительное время одному дома довольно опасно, особенно, если ребёнок до этого не оставался один.
Во-вторых, большинство детей не могут самостоятельно выполнять домашние задания. Поэтому, приходя после работы, вы до поздней ночи будете считать, писать и т. д. Понятно, что утром ребёнку будет довольно трудно проснуться.
Хорошо организованная группа продлённого дня поможет ребёнку научиться распределять свободное время, быть самостоятельным.
Обычно в распорядок группы продлённого дня входят:
• обед;
• обязательный отдых (как правило, прогулка);
• выполнение домашних заданий;
• игры и другие мероприятия, которые проводит педагог группы.
Если ваш ребёнок сказал, что в школу больше не пойдёт
Иногда случается так, что ребёнок отказывается идти в школу. Он может не говорить об этом, но вы можете это почувствовать по его поведению:
• ребёнок выглядит усталым, утомлённым, вялым;
• не хочет делиться своими впечатлениями о проведённом дне;
• стремится отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
• не хочет делать домашнее задание;
• негативно высказывается в адрес школы, учителя, одноклассников;
• беспокойно спит;
• жалуется на плохое самочувствие;
• слишком долго играет с игрушками или смотрит телевизор.
Психологи выделяют следующие наиболее частые причины, из-за которых ребёнок отказывается ходить в школу:
• боязнь расстаться с матерью, являющаяся следствием ощущения беспомощности, угрозы, предполагаемой опасности;
• тревога, вызванная предстоящей незнакомой деятельностью, непониманием требований, условий пребывания в школе;
• неудачи в учёбе, которые постоянно повторяются.
Если вы заметили даже незначительные признаки нежелания ходить в школу, обязательно обсудите с ребёнком эту ситуацию, спросите, что или кто его не устраивает в школе.
Если действительно окажется, что ребёнку что-то не нравится и это объективно, сыграйте в игру «Плюс на минус». Суть игры в том, что ребёнок говорит, что беспокоит его в школе, а вы находите в этом какой-нибудь плюс. Например: «В школе надо долго сидеть на уроке и я устаю — это минус, а плюс заключается в том, что можно научиться сосредотачиваться, этому специально учат будущих космонавтов».
Если же ситуация довольно серьёзная, обратитесь за консультацией к школьному психологу или в районную психологическую службу.
Насколько вы готовы быть родителем школьника
Чтобы проверить, насколько вы готовы быть родителем школьника, предлагаем заполнить анкету.
Старайтесь отвечать искренно, ведь результаты этого теста будут известны только вам.
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
1
|
Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей
|
|
|
2
|
Я опасаюсь, что мой ребёнок будет часто обижать других детей
|
|
|
3
|
На мой взгляд, 4 урока — непосильная нагрузка для маленького ребёнка
|
|
|
4
|
Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей
|
|
|
5
|
Ребёнок может хорошо учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама
|
|
|
6
|
Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать
|
|
|
7
|
Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить
|
|
|
8
|
Боюсь даже думать о том, что мой ребёнок будет обходиться без дневного сна
|
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
|
9
|
Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек
|
|
|
|
10
|
Мой ребёнок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью
|
|
|
|
11
|
Начальная школа, по-моему, мало способна чему- либо научить ребёнка
|
|
|
|
12
|
Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка
|
|
|
|
13
|
Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников
|
|
|
|
14
|
Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка
|
|
|
|
15
|
Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе?»
|
|
|
|
Всего
|
|
|
|
Сосчитайте количество положительных ответов.
Если ответов «да» 4 или менее — у вас есть все основания с оптимизмом ждать 1 сентября — вы сами вполне готовы принять новую социальную роль вашего ребёнка.
Если ответов «да» 5—10 — будьте готовы к возможным трудностям.
Если ответов «да» 10 и более — подумайте над своими ответами ещё раз, возможно, вам следует посоветоваться с психологом.
Каким вы видите своего ребёнка
Очень часто школьные проблемы ребёнка могут быть следствием родительского отношения к нему.
Чтобы определить, как вы относитесь к своему ребёнку, заполните следующую анкету*.
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
1
|
Я всегда сочувствую своему ребёнку
|
|
|
2
|
Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок
|
|
|
3
|
Я уважаю своего ребёнка
|
|
|
4
|
Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы
|
|
|
5
|
Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют
|
|
|
6
|
Я испытываю к ребёнку чувство расположения
|
|
|
7
|
Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни
|
|
|
8
|
Мой ребёнок часто неприятен мне
|
|
|
9
|
Я всегда стараюсь помочь ребёнку
|
|
|
10
|
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу
|
|
|
11
|
Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку
|
|
|
12
|
Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни
|
|
|
13
|
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком
|
|
|
14
|
Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые никаких чувств, кроме презрения, не вызывают
|
|
|
15
|
Для своего возраста мой ребёнок кажется незрелым
|
|
|
16
|
Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтоб досадить мне
|
|
|
17
|
Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как губка
|
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
|
18
|
Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании
|
|
|
|
19
|
Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек
|
|
|
|
20
|
Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом
|
|
|
|
21
|
Я проявляю участие к своему ребёнку
|
|
|
|
22
|
К моему ребёнку липнет всё дурное
|
|
|
|
23
|
Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни
|
|
|
|
24
|
Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось
|
|
|
|
25
|
Я жалею своего ребёнка
|
|
|
|
26
|
Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям
|
|
|
|
27
|
Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё свободное время
|
|
|
|
28
|
Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким
|
|
|
|
29
|
Я часто ловлю себя на мысли, что враждебно отношусь к своему ребёнку
|
|
|
|
30
|
Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни
|
|
|
|
31
|
Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него
|
|
|
|
32
|
Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка
|
|
|
|
33
|
При принятии важных решений в семье следует учитывать мнение ребёнка
|
|
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
|
34
|
Я очень интересуюсь жизнью ребёнка
|
|
|
|
35
|
В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав
|
|
|
|
36
|
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться
|
|
|
|
37
|
Я всегда считаюсь с ребёнком
|
|
|
|
38
|
Я испытываю к ребёнку дружеские чувства
|
|
|
|
39
|
Основная причина капризов моего ребёнка — эгоизм, упрямство и лень
|
|
|
|
40
|
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отдых с ребёнком
|
|
|
|
41
|
Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство
|
|
|
|
42
|
Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее
|
|
|
|
43
|
Я разделяю увлечения своего ребёнка
|
|
|
|
44
|
Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно
|
|
|
|
45
|
Я понимаю огорчения своего ребёнка
|
|
|
|
46
|
Мой ребёнок часто раздражает меня
|
|
|
|
47
|
Воспитание ребёнка — сплошная нервотрёпка
|
|
|
|
48
|
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер
|
|
|
|
49
|
Я не доверяю своему ребёнку
|
|
|
|
50
|
За строгое воспитание дети потом благодарят
|
|
|
|
51
|
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка
|
|
|
|
52
|
В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств
|
|
|
|
53
|
Я разделяю интересы своего ребёнка
|
|
|
|
№
|
Верно ли утверждение...
|
Да
|
Нет
|
|
54
|
Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так
|
|
|
|
55
|
Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни
|
|
|
|
56
|
Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть
|
|
|
|
57
|
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка
|
|
|
|
58
|
Нередко я восхищаюсь своим ребёнком
|
|
|
|
59
|
Ребёнок не должен иметь секретов от родителей
|
|
|
|
60
|
Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него
|
|
|
|
61
|
Желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За каждый ответ «да» даётся 1 балл, «нет» — 0 баллов. 1. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 3, 20, 27,37,38, 43,45, 53, 56.
Чем больше баллов вы набрали, тем очевиднее, что вы принимаете ребёнка таким, какой он есть. Вы уважаете его индивидуальность, не пытаетесь его изменить, сделать таким как все. Вы проводите с ребёнком много времени, одобряете его интересы и планы. Можно позавидовать вашему ребёнку — у него разумно любящие родители.
2. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55, 60.
Чем больше баллов вы набрали, тем вероятнее, что вы считаете своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Вам кажется, что ваш ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей.
Измените отношение к своему ребёнку. Постарайтесь увидеть в нём что-то хорошее. Если вы постоянно будете говорить и подчёркивать в ребёнке хорошее, он изменится. Если же вы будете и дальше видеть только плохое в ребёнке, то его характер будет лишь ухудшаться. В подростковом возрасте он, скорее всего, будет очень агрессивным, как и его друзья, с которыми он будет общаться. Слушать вас он не будет, а будет делать всё наперекор. Вам будет очень тяжело видеть, как ребёнок меняется в худшую сторону.
3. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 6,9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
Если вы набрали 7—8 баллов — вы заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараетесь понять его и помочь. Вы не боитесь, когда ребёнок проявляет инициативу, и развиваете у него самостоятельность.
Если вы набрали меньше 6 баллов — задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он будет взрослым: самостоятельным, активным человеком или большим ребёнком, который не сможет принимать без вас решения.
4. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Если вы набрали больше 6—7 баллов — вы представляете себя и
своего ребёнка единым целым, вы стараетесь оградить его от трудностей и неприятностей. Здесь таится опасность: когда-нибудь ребёнку придётся выйти в большой мир, где нужно будет уметь преодолевать трудности самому. Вот тогда, столкнувшись с ними, у вашего ребёнка может возникнуть стресс, вплоть до невроза, так как он не привык решать важные проблемы самостоятельно.
Если вы набрали 3—5 баллов — между вами и ребёнком нет патологической взаимозависимости. Вы сможете воспитать эмоционально зрелого человека.
Если вы набрали 0—2 балла, то, возможно, ваш стиль отношений с ребёнком можно охарактеризовать как отстранённый. Вы воспринимаете ребёнка как взрослого человека, считаете, что свои проблемы он должен учиться решать сам. Минусом данного подхода является то, что между вами и ребёнком к подростковому периоду не останется эмоциональной взаимосвязи.
5. Подсчитайте сумму баллов по вопросам 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Если вы набрали 4—7 баллов — вашему ребёнку не позавидуешь. Вы требуете от него полного и безоговорочного послушания, а в случае нарушения дисциплины можете и наказать ребёнка.
Если вы набрали 0—3 балла — вы понимаете, что ребёнок — это самостоятельная личность. Но в то же время вы реагируете на его поступки. Ваши взаимоотношения при таком стиле воспитания будут не очень проблематичны.
* * *
Итак, вы стали родителями школьника. Поздравляем вас! Это очень важная и интересная миссия. Вы сможете снова вспомнить свои школьные годы. Однако не забывайте, что ваш ребёнок учится в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения был повторением вашего.
Радуйтесь вместе с ребёнком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и никогда не оставайтесь равнодушными — это залог успешного обучения в школе.
Похожие статьи:
Признаки готовности ребенка к школе
Отношение детей к учебе