Развивающие упражнения для ребенка от 0 до 3 месяцев
Упражнения и развивающие методики для детей от трёх месяцев до полугода
Ребенок подрастает и становится более подвижным. Упражнения для детей в возрасте от 3 до 5 месяцев направлены в первую очередь на то, чтобы научить ребенка переворачиваться со спины на живот, от 5 до 6 месяцев подготавливают его к тому, чтобы он научился сидеть.
Время бодрствования увеличивается, а вместе с этим возрастает интерес к окружающему миру. Малыш уже очень внимательно и сознательно наблюдает за всем, что происходит вокруг него. Достигнув 3 месяцев, ребенок пытается исследовать те предметы, которые ему дает взрослый: малыш захватывает и удерживает игрушку, рассматривает ее, берет в рот.
К 4 месяцам развивается координация движения рук и глаз: ребенок тянется к игрушке, берет ее и не промахивается. Хватание — основа для развития других движений руки. С его помощью ребенок исследует мир, осваивает ограниченное пределами кроватки и манежа жизненное пространство.
— При развитии у малыша первых координированных движений по целенаправленному хватанию игрушки необходимо учитывать ряд нюансов. Трехмесячному ребенку лучше всего показывать игрушку, держа ее над грудью ребенка по центру на расстоянии 25-30 см от глаз. Игрушку можно слегка покачивать, поворачивать из стороны в сторону, привлекая внимание малыша. Малыш вскидывает руки по направлению к игрушке, раскрывая ладони. Он направляет руки в сторону предмета от запястья, поскольку не может довести руки до середины груди, так как у него еще очень скованны плечи и предплечья. В этот момент переместите игрушку к правой или левой руке ребенка. Закрывая ладонь, малыш схватывает игрушку и радостно замирает или взмахивает ею. При первых попытках малыш, как правило, быстро выпускает из рук захваченный предмет. Можно снова показать понравившуюся ему игрушку и снова предоставить возможность схватить ее. Взрослый, держа предмет вместе с ребенком, может попытаться медленно и плавно отвести совместным с малышом движением игрушку вправо, влево или вверх примерно на 5-10 см. Вначале малыш участвует в движении всего пару секунд, но именно здесь заложено начало координации движений собственной руки и рассматривания предмета.
— Вскоре после того, как он научился брать игрушку из рук взрослого, малыш начинает перекладывать ее из одной руки в другую, тащит в рот.
— К пяти месяцам поле деятельности малыша значительно расширяется. Упустив игрушку из рук, ребенок, не видя ее, похлопывает руками вокруг себя, находит игрушку на ощупь и берет ее в руки вполне самостоятельно.
— Желательно, чтобы на расстоянии вытянутой руки малыша находилось несколько игрушек, удобных для захватывания, а еще лучше — гирлянда из игрушек. Такую гирлянду легко сделать, нанизав на шнур или навязав на ленту несколько небольших игрушек. Такая гирлянда длиной в полметра позволит малышу гораздо дольше играть самому. Выпущенная из рук игрушка в таком случае не откатывается, и ребенку легко найти если не ту же игрушку, то другую из гирлянды, или схватить шнур, потянув за который, он с радостью обнаруживает ряд игрушек. Уровень развития движений рук, то есть моторики, умение обращаться с игрушками могут быть очень разными. Если малышу не уделялось достаточного внимания, то он и к полугоду с трудом будет брать игрушку из рук взрослого.
— Для развития мелкой моторики организуйте ребенку сухой «пальчиковый бассейн». Насыпьте в глубокие миски разные крупы, фасоль и горох и поставьте перед ребенком. Пусть он запустит ручки в миски. Такая игра полезна и приятна, но будьте внимательны: нельзя допускать, чтобы малыш брал крупу в рот.
— Координацию движений прекрасно развивают игры с бусами. Покажите малышу связку деревянных или пластмассовых бус. Когда он ухватится за нитку, потрясите бусы вместе с ним. Малыш быстро поймет, что бусы можно хватать, трясти и ощупывать. Такая игра доставит ему немало удовольствия.
— Зрительно-моторную координацию развивают тряпичные мячики и кубики, а если в мячике есть колокольчик, то развивается и слух.
Ребенок в 3-6 месяцев — неутомимый исследователь. Он использует все доступные ему способы познания материального мира: хватает, ощупывает, рассматривает, ударяет по окружающим предметам, трясет, засовывает в рот, жует и сосет. В этот возрастной период ребенок уже воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы, он способен ориентироваться в некоторых параметрах объектов. Малыша привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.
Этот возраст — также великолепное время для развития ориентации и координации в пространстве. Для этого не нужно ничего, кроме хорошей физической формы родителей. Упражнения предельно просты.
— Можно поднять ребенка в воздух и покружиться с ним, а затем прижать к себе, опустить почти до пола и снова поднять вверх. Важно, чтобы движения не были слишком быстрыми и чередование подъемов со спадами не пугало ребенка. Во время упражнений сохраняйте контакт с ребенком, глядите ему в глаза, улыбайтесь, сопровождайте игру восклицаниями типа: «Ах!», «Ух!» и тому подобными. Полезно покачать малыша вверх-вниз в вертикальном положении, приподнимая его в воздух и опуская ножками к себе на живот.
— Если вы заметили, что ребенок пугается, сразу же остановите игру и вернитесь к ней в другой день.
— Детям нравится также, когда их качают на колене, крепко обняв за верх туловища. Как вариант этого же игрового упражнения возможно покачивание на колене под определенный ритм (особенно хорошо, если вы при этом поете сами), когда на те или иные слова вы подкидываете ребенка вверх, а затем прижимаете к себе, с каждым разом выше и резче.
В этом возрасте мы стимулируем интерес к исследовательской деятельности, которая обеспечивает ребенку знакомство с миром и накопление знаний о нем. Одновременно с этим развивается ориентировочная реакция. Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие получаемых впечатлений. Задача родителей и ухаживающих за ребенком взрослых — удовлетворить его потребность в новых впечатлениях.
Игры-упражнения могут быть такими:
— Погремите яркой погремушкой или попищите резиновой игрушкой сбоку от лица ребенка. Когда он повернется к игрушке и попытается ее схватить, дайте ее ему в руки и не мешайте потом тянуть ее в рот.
— Возьмите лист чистой бумаги и пошуршите ею, сжимая ее в комок сбоку от ребенка. Когда он начнет вертеться и искать источник звука, дайте ему в руки этот комок бумаги, чтобы он мог его потрогать, и помогите ему самому пошуршать бумагой.
— Вложите ребенку в руку чистую погремушку или кольцо, помогите приблизить руку с игрушкой к лицу. Лучше всего выбрать игрушки с рельефной, неровной поверхностью. Это стимулирует исследование игрушки ртом.
— Натяните поперек детской кроватки шнур и подвешивайте к нему разные предметы (разные по форме, цвету и отличающиеся на ощупь). Важно, чтобы эти предметы были крепко привязаны к шнуру, так, чтобы ребенок не мог снять их и потащить в рот, зато мог бы сколько душе угодно рассматривать и хватать их.
— Очень нравятся детям упражнения с присказками и потешками.
Найди дудочку!
Подуйте в игрушечную дудочку справа, потом слева, пока ребенок ее не заметит.
А теперь спойте ему песенку:
Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
— На-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Буренка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашку варить,
(Имя ребенка) кашкой кормить.
Дайте дудочку в руки малышу. Поднесите ее к губам ребенка. Возможно, он попытается подудеть.
Игрушка развивает слух, координацию, тренирует мышцы лица.
Звенящие игрушки
Купите или смастерите для малыша мягкие игрушки (мячики, кубики, куклы) с зашитым внутри колокольчиком. Подвесьте игрушку на кроватку малыша, чтобы он мог задевать ее ручками и ножками и слушать звон. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы ребенок начал искать ее.
Положите ребенка на живот, а игрушку на некотором расстоянии от него. Малыш постарается дотянуться до игрушки и немного проползет.
Ладушки
Посадите малыша в детское креслице или на диван так, чтобы он чувствовал опору. Взяв руки малыша в свои, учите его ритмично хлопать в ладоши:
— Ладушки-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренько!
Предложите малышу похлопать ладошкой по вашей ладони:
Постучим ладошкой,
Похлопаем немножко.
Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усиливает эмоциональную связь с близкими.
Прекрасным упражнением для развития координации «глаз-рука» является обычный прием пищи, когда ребенок опускает пальцы в кашу или творог, в чашку с соком или молоком. Наберитесь терпения и стоически переносите вид перепачканного едой ребенка и стола. Ребенок не станет делать так каждый раз, зато, познакомившись с пищей поближе, будет кушать с удовольствием и аппетитом. Ложку он поначалу, конечно же, будет подносить к уху или просто не доносить ее до рта, но «ужасы кормления» быстро закончатся: ребенок натренируется и будет прекрасно кушать с помощью ложки.
Обращайтесь к ребенку так, как будто у вас с ним полноценный диалог. Просите его открыть ротик во время кормления, дать вам ручку или ножку во время переодевания. Ребенок быстрее начнет понимать речь, если с ним будете говорить не только вы, но и другие члены семьи. Так он привыкнет к разному произношению одних и тех же звуков, и маме не придется быть для него «переводчиком». Когда вы разговариваете с ребенком, говорите с ним как со взрослым, не прибегайте к «детскому лепету» и «сюсюканью». Дети, с которыми родители много разговаривают и играют, развиваются значительно быстрее тех, кто лишен такого внимания.
Занимаясь и общаясь с ребенком, не забывайте о том, что младенец не реагирует на то, что не находится в поле его восприятия, что не действует на него в данный момент непосредственно.
Похожие статьи:
Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста
Игры в психическом развитии ребенка младшего дошкольного возраста
Литературный праздник-игра для детей 1 младшей группы
Консультация для родителей младшей группы детского сада. Темперамент - основа поведения ребёнка
Нет комментариев. Ваш будет первым!