Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Поощрения и наказания детей

Поощрения и наказания детей

Что выбрать «Кнут или пряник?»

Практика показывает, что большинство родителей придерживаются крайних позиций в воспитании малыша: либо строгость, либо безграничная вседозволенность. Приходя на игровые площадки или в магазины, мы постоянно сталкиваемся с проявлением то одного, то другого метода воспитания.

Мы наблюдаем, как одни мамы готовы «съесть» чужих детей и их родителей за один единственный взгляд, косо брошенный на их чадо, даже если это чадо наносит «моральный и физический ущерб» другой малышне с помощью увесистой лопатки. Другие родители просто шагу не дают ребенку ступить, не критикуя, не понукая и не угрожая «больше никогда сюда не прийти» и «ничего больше не купить».

Правильно ли это? Кто-то справедливо может заметить, мол, это и есть то, что мы обсудили выше — придерживаться своей позиции до конца. Да, но подобные линии поведения все-таки выходят за рамки одной сложившейся ситуации и распространяются на всю жизнь малыша. А значит, граничат не с воспитательными мерами, а с родительской негибкостью и, если можно так сказать, «немудростью». Опережая установленный порядок, мы подошли к причинам подобного родительского поведения.

Источник проблемы

Нечуткость и нежелание что-либо менять в собственной стратегии воспитания — главная причина всех родительских крайностей.

Кнут или пряник? Так ли эффективна подобная стратегия, и что к ней толкает?

Начнем с приятного. «Пряник» — это всегда приятно, и дарящему, и получающему. Родители, избирающие стратегию вечной похвалы, нередко действуют без особых педагогических размышлений. Как показывает практика, редко кто из них готов мотивировать свои поступки. Чаще всего «раздача пряников» происходит на довольно бесконтрольном уровне и причина в искренней любви лежит только у 10 % родителей. Остальные поступают так лишь с целью дистанцироваться от ребенка, либо с целью обеспечить ребенку жизнь «как у всех нормальных детей».

Думаю, что не надо быть специалистом, чтобы увидеть незрелость и того, и другого воспитательного принципа. А вот и соответствующие примеры.

Даша — избалованная девочка, у нее много кукол, сумочек и прочих девичьих радостей. Каждый выход на улицу заканчивается пополнением ее коллекции игрушек и одежды. Можно было бы позавидовать юной принцессе, однако она пришла с мамой к детскому психологу с «вечно плохим настроением и недовольством». К тому же у девочки в последнее время повысилась плаксивость и нарушился ночной сон. Разговор с мамой дал психологу исчерпывающую информацию и показал, что работу вести целесообразно не с дочкой, а с мамой. Александра — молодая женщина, которая не очень отягощена материнскими заботами. Дочь появилась незапланированно, в разгар активной социальной жизни. Женщине проще «откупаться» подарками от дочери и занимать ее внимание чем угодно, только не собственным обществом. Отсюда появилось несколько детских ноутбуков, бессчетное количество кукол и других игрушек. «Девочка должна заниматься сама, чего мне с ней сидеть, она уже большая», — уверяла психолога мама, а девочка тем временем тихо завидовала подругам, проводящим время в зоопарке и за семейными играми.

А мама Татьяна стремилась покупать все игрушки, которые только появлялись у друзей ее сына, Андрея. Иногда мальчик отказывался от предлагаемой игрушки и обращал внимание мамы на что-то более интересное для него. Но мама негодовала и настаивала на своем. Любимая фраза Татьяны: «Сынок, ну посмотри, какая игрушка, у всех есть такая, а ты — умничка, хорошо себя ведешь, давай такую же купим, чтобы тебе не было обидно». В результате видимая щедрость родителей оборачивалась скрытым конфликтом, ведь мальчик имел все, кроме искренне желаемого. Лишь спустя несколько лет, став взрослым и самостоятельным, Андрей признался в своих детских чувствах.

Теперь о «кнуте». Когда мама вечно недовольна и требует от ребенка еще большего подчинения себе, едва ли карапуз чувствует заботу и любовь в достаточной мере. А ведь слишком строгие мамы в большинстве своем искренне любят своих деток и таким образом лишь пытаются привить более высокие моральные нормы, добиться большего развития чада и подготовить его к самостоятельной жизни.

Ирина, 35 лет, мама семилетнего Влада: «Нет, а что я должна его по голове без конца гладить? Не младенец уже, а жизнь — суровая штука, пусть привыкает держать удар, крутиться». Ирина — бизнесвумен, у которой день расписан по минутам, в том числе и общение с ребенком. Она признается, что вынуждена подстраивать сына под свой график — «так сложилась моя жизнь», иными словами, так ей удобно, и смена любого из звеньев устоявшейся жизни создаст явный дискомфорт для мамы.

Подтверждая эту мысль, Ирина говорит, что очень недовольна сыном, когда он нарушает заведенный порядок, что-то не успевает, не доделывает, не слушает мать. Она все время апеллирует к его «большому» возрасту и почему-то «недотягивающей» до взрослой сознательности. Наказания, увы, в семье не редкость и случаются даже по малейшему поводу. Влад привык, он сам об этом говорит: «Вот я не успел что-то сделать, мама опять будет ругать», «Она всегда меня ругает или наказывает, не разговаривает со мной, отдает билеты на представления другим детям».

Выход есть!

Не по себе? Еще как! Ребенок говорит о своей ситуации спокойно. Кажется, он давно свыкся с характером мамы, и для него такая жизнь привычна, хотя, конечно, он хочет, чтобы мама стала более мягкой, близкой к нему.

Вопрос о наказании детей очень непростой, и родители порой не понимают, когда и как нужно наказывать. Наказание, безусловно, способно регулировать поведение ребенка, однако главное правило подобных действий гласит: наказание только тогда может быть оправданным, когда оно соразмерно проступку.

Наказание — это всегда негативный опыт для ребенка и сильные отрицательные эмоции. Психологи бы еще употребили заковыристые слова «фрустрация» и «депривация», что на более доступном языке означает неудовлетворение и угнетение актуальных потребностей.

Стало быть, наказывать стоит в том случае, когда проступок действительно серьезен, например, несет угрозу здоровью ребенка или здоровью его окружающих, или когда ребенок демонстрирует жесткий протест и вышел из-под контроля. Хотя со вторым случаем надо быть осторожнее, ведь подобное поведение может быть следствием ранее примененных наказаний.

Можно ли подобрать наказание за малый проступок? Мне кажется, нет, или это сделать очень сложно. В противном случае вы рискуете переборщить с силой наказания, обострив ситуацию и настроив ребенка против себя.

Вопрос о том, как наказывать, тоже остается открытым и индивидуальным для каждой семьи. Однако сторонников физических мер воздействия осталось ничтожно мало. И я — с большинством. Физическая сила, направленная против собственного чада, не способна его убедить настолько, насколько вам хочется, она может показать лишь ваше превосходство. Которое... временно.

Сложнее, но эффективнее наказать ребенка словом и делом, например, лишить развлечения. Наконец, специалисты строго- настрого запрещают наказывать непослушное чадо посредством еды, придерживаясь по этому вопросу небывалого единодушия. По их мнению, подобное наказание может извратить отношение к еде и даже привести к серьезным психологическим проблемам, связанным с нею.

Также наказывать следует в таких пределах, чтобы ребенок не усомнился в вашей родительской любви, ибо нет ничего страшнее для ребенка, чем оказаться ненужным и нелюбимым. К сожалению, расхожая фраза «Будешь так делать, перестану тебя любить» — наносит непоправимый вред психологическому развитию малыша.

Принимая решение о наказании, не забывайте и о том, что ребенок берет с вас пример, и, повышая голос или занося руку, подумайте, хочется ли вам привить именно эти черты ненаглядному, хотя и провинившемуся чаду.

Еще один способ смоделировать поведение крохи — похвала. Она, безусловно, полезна для самооценки и приобретения ребенком положительных эмоций. Хвалить малыша — значит поощрять его инициативу, закрепляя сколько-нибудь значимые достижения в сознании и переводя их в полезный опыт.

Но даже похвала имеет подводные камни. Наши предки говорили: «Хвали, да не захваливай!» Фольклор указывает на очередную тонкую грань, переступая которую, родители рискуют обесценить силу хвалебного слова, а значит, потерять столь ценный рычажок воспитания. Коварное «молодец», повторяемое слишком часто и без реальной причины, может взрастить в ребенке «наполеоновскую» самооценку. Именно такие карапузы, подрастая, зарабатывают обидные прозвища «воображала» и «задавака».

Юля, 8 лет, любит быть в центре внимания. Ее мама, Настя, привела девочку к психологу, чтобы решить проблему с общением, возникшую у дочери. «У нее нет подруг, а в школе ее часто игнорируют или даже поддевают>>. Заявления мамы довольно серьезные, ведь в этом возрасте ребенку очень важно найти близких себе по духу друзей. Однако уже на первой беседе с психологом четко выявился «корень» проблемы. Слова и действия были насквозь пропитаны превосходством, которое было возведено в абсолютную степень и запросто могло задеть любую потенциальную подружку. Беседа с мамой только укрепила уверенность психолога — девочку нещадно захваливали и ставили на вершину всевозможных олимпов.

Соблюсти золотую середину в вопросе похвалы гораздо полезнее и для малыша, и для мамы. Верный прием — это не ограничиться одним «заезженным» словом похвалы, а объяснить карапузу, за что именно вы сейчас его цените и восхищаетесь им. Скажем, ребенок аккуратно раскрасил картинку. Сухое «молодец» легко заменяется более распространенной фразой: «Смотри-ка, раскрашено, как в образце. Здорово получилось! Красиво!» Садясь в следующий раз за раскрашивание, ребенок будет точно знать, к чему надо стремиться и не будет считать себя безосновательно «гением рисунка». Здоровая критика, заложенная в вашей хвалебной фразе, способна не только доставить приятные эмоции и поощрить, но и скорректировать дальнейшую деятельность ребенка, а также направить ее на развитие.

Говоря о похвале, также стоит иметь в виду мощное стимулирующее воздействие, которым она обладает: разумная похвала может стать естественным примиряющим фактором, если накануне у вас с ребенком произошел конфликт.

Несмотря на недавние разногласия и ваше недовольство поведением карапуза, вовремя сказанное доброе слово поднимет самооценку ребенка.

Маленький Илюша набедокурил, за что мама его поругала и наказала — лишила вечерних мультиков. Мальчик был расстроен и обижен. После ужина он самостоятельно решил помочь маме и поставил свою тарелочку в раковину, чего раньше не делал. Мама искренне похвалила ребенка за помощь, поцеловала и сказала, что для нее очень важен его поступок. Мультиков в тот вечер не было, мама предпочла сдержать обещание, напомнив ребенку о наказании. Но настроение у обоих улучшилось, и конфликт как таковой был завершен.

Похожие статьи:

Как научить ребёнка играть с другими детьми

Комментарии (13)
Светлана # 29 мая 2013 в 06:49 +1
Замечательные советы)обязательно пересмотрю своё поведение к доченьке и исправлю недочёты)))
Юлия Бродовская # 19 июля 2013 в 10:45 +2
есть о чем задуматься?
Марина Викторовна Вицкова # 21 ноября 2013 в 22:04 +1
да наказание для ребенка негативный опыт и сильные отрицательные эмоции.Больше хвалить ребенка,чем наказывать.
Елена Владимировна Кустова # 16 декабря 2013 в 19:48 +3
Скажу сразу- материал нужный, полезный. Наказывать или нет, это вопрос очень сложный. Строгость должна быть по отношению к каким - то проступкам, вроде драки, грубого поведения и т.д. Но главное, в воспитании - это собственное поведение взрослого, его отношение к каким - то событиям. Поощрять надо за старание, за помощь слабому. В каждом конкретном случае нельзя "рубить с плеча", надо все - таки все хорошо взвешивать.
Елена Николаевна Васильева # 16 февраля 2014 в 23:49 +3
Любовь и радость могут решить все проблемы, но в этом нелёгком мире очень трудно идти по этому пути. Постоянно учусь у детей. Как бы они не поссорились, стоит обняться, все обиды прошли. Вот бы и нам, взрослым так же. Ведь, если присмотреться, дети гораздо разумнее нас и, если мы к ним с искренней любовью, они видят лучше нас, что они не правы. Но мы, взрослые, так привыкли наказывать, что стыдно порой бывает. Ведь проще по старинке, наказать... Стыдно за себя. Поэтому учусь у детей. Спасибо, что поднимаете такие темы.
Вера Валерьевна Ляпина # 26 июля 2014 в 10:08 +3
Тема замечательная! Вот выросла моя дочь. И очень жаль, что эта тема только что возникла. Она помогла бы мне. Но думаю, что буду учить этому своих "Родителей" на собраниях. Спасибо.
Людмила Николаевна Баринова # 6 ноября 2014 в 20:33 0
Спасибо за материал. Очень своевременный.
Евгения Владимировна Чумова # 11 августа 2015 в 00:51 +1
Очень интересно и познавательно! Живя в сумасшедшем ритме, мы порой покупаем своих детей и обделяем их своим вниманием. Конечно же проще просто прикрикнуть,наказать ребенка, чем объяснить ему, в чем он не прав. Да... есть над чем задуматься... Большое спасибо. Возьму материал на заметку.
Ирина Владимировна Ерецкая # 20 сентября 2015 в 08:10 0
Спасибо, за содержательную информацию, затронута очень актуальная тема для родителей.
Татьяна Аркадьевна Миндерова # 24 сентября 2015 в 14:27 0
Очень полезная информация, потому что мы сами тоже родители. И в наше время многие так и поступают. Нет, золотой середины. Спасибо, возьму на заметку.
Ольга Николаевна Шевякова # 25 сентября 2015 в 10:15 0
Спасибо за полезную информацию. Уверена она пригодится мне в работе не только с детьми, но и родителями.
Екатерина Эдуардовна Непряхина # 28 июля 2016 в 17:19 0
спасибо за информацию! для родителя это очень важно. ведь иногда даже не у кого спросить совета по данной теме!
Ирина Сергеевна Бобина # 6 октября 2016 в 16:19 0
Очень интересная информация для родителей, не только интересно , но и полезно.