Консультация для родителей средней группы. Воспитание самостоятельности
Консультация для родителей дошкольников в ДОУ «Работаем над самостоятельностью малыша»
Ребенок быстрее станет самостоятельным (значит, станет хорошим помощником, а со временем — и достаточно надежной опорой для мамы), если ему больше в быту доверять — к примеру, доверять ему пользоваться несложными бытовыми инструментами или приборами. Разумеется, контроль со стороны взрослых при этом еще необходим. Мы уже говорили о том, что ребенку можно доверить включение и выключение телевизора, музыкального центра, включение и выключение торшера, настенного светильника, можно доверить ему и телефон.
Можно идти и дальше. Всякий раз, когда папа занимается починкой того или иного предмета, он может попросить помощи у своего малыша — подавать инструменты, где-то подержать, что-то принести, а какие-то простейшие операции и выполнить. Четырех-пятилетний ребенок вполне готов потихоньку осваивать молоток, плоскогубцы, отвертку и другие простейшие инструменты. Если папа найдет время и не пожалеет нескольких гвоздиков, малыш под его руководством сумеет вбить эти гвоздики в старую доску. Может попробовать малыш — опять же, под контролем папы или мамы — разбивать молотком грецкие орехи. Следует ожидать, что ребенок пару раз промахнется, а пару орехов превратит в лепешку, но потом он научится соразмерять силу удара, и чаепитие с орехами выйдет на славу. Правда, придется его научить и освобождать ядра от скорлупы и внутренних перегородок — занятие, которое многие дети считают довольно нудным. Почему-то одни дети предпочитают махать молотком, другие — возиться со скорлупой. Иногда дети и удивляют своих родителей. Один мальчик, выслушав речь папы о молотке, пальцах и разлетающейся по комнате скорлупе, сбегал на кухню и принес щипцы со словами, что, мол, мама его дружка только этим управляется с орехами, даже если слабая женщина способна, папа тем более научится...
Потихоньку рекомендуется осваивать навык пользования ножом. Начинать следует с детского пластмассового ножика или с подходящей щепочки — разрезать фигурки, сформированные из влажного песка, разрезать кусочки глины или теста. Когда действия ребенка станут достаточно уверенными и ловкими, можно взяться и за кухонный нож — вместе с ребенком приготовить несколько бутербродов. Не спеша, осторожно нарезать хлеб, нанести на него масло, порезать сыр или колбасу. Сопровождать эти действия словами о том, что нож опасен, что, работая ножом, нельзя ни на минуту забывать о его опасности. Нужно показать, как класть нож на стол, как убирать его в ящик или в специальную подставку; нужно объяснить, какой нож ребенку по руке, а какой для него велик и вообще предназначен для других целей — например, это разделочный нож для мяса или ножик с «клювом» для фруктов. Когда в очередной раз ребенок проголодается и попросит бутерброд, опять приготовить бутерброд вместе. Не за горами время, когда малыш и сам превосходно справится с задачей. Между прочим, четыре-пять лет — это как раз тот возраст, когда ребенка в старину приучали прямо сидеть за столом и пользоваться приборами — вилкой, ножом, причем набор вилок и ножей существовал для нескольких перемен блюд и нужно было не только без напряжения «употреблять» все это разнообразие, но еще и не путать назначение похожих предметов. Разумеется, за общий стол ребенок попадал не часто, но обучен был.
Рекомендуется ребенку этого возраста начинать осваивать и навык пользования таким важным инструментом, как ножницы. Начать можно с освоения детских пластмассовых ножниц. Несколько позже ребенку доверяются и металлические ножницы — с закругленными концами. Всем детям очень нравится резать бумагу ножницами, и они могут резать ее часами, вдоль и поперек, на самые мелкие кусочки. Сначала для ребенка привлекателен сам процесс резания: «хочу — отрежу так, хочу — отрежу этак, и все будет ровненько, как по волшебству; отрезать — не то что оторвать». Потом становится привлекательной возможность вырезать какую-либо фигурку — квадрат, круг, треугольник и пр. (Хочется предупредить родителей, дети которых посещают детский сад: если им случится услышать от ребенка слово «вырезывать», поправьте его; норма — «вырезать»; первый вариант хоть и существует в словарях, на деле встречается только как странное порождение педагогической системы.) Ребенку очень интересно вырезать геометрические фигуры из цветной бумаги, интересно играть с этими фигурами (которые вырезал сам!). Наконец, малыш настолько осваивает навык пользования ножницами, что может вырезать различные фигуры из старого (который уже предназначен на выброс) журнала с картинками. Мальчик с удовольствием вырезает из журнала машины, корабли, самолеты и потом играет с ними; девочка — вырезает фигуры девушек и юношей, вырезает из бумаги наряды и обряжает бумажные фигурки в эти наряды. Многими издательствами специально выпускаются книжки для детей, любящих вырезать ножницами различные фигурки. Содержание книжек — тематическое и развивающее; в книжках есть что рассматривать, рисунки лучших детских художников развивают у малышей вкус; одни книжки ориентированы на мальчиков, другие — на девочек. Таких книжек, конечно же, рекомендуется купить малышу побольше. Вырезание фигур и игры с вырезанными фигурами становятся интереснее, если делом занята целая компания малышей. Мама очень порадует своего ребенка, если купит большой альбом и аккуратно наклеит в этот альбом все те бумажные фигурки, которые ребенок навырезал...
Похожие статьи:
Влияние родителей на формирование личности ребенка
Консультация для родителей детского сада «В магазин с ребенком»
Типы семейного воспитания и их характеристика
Нет комментариев. Ваш будет первым!