Как проверить уровень развития ребенка 3 лет
Особенности развития ребенка трех лет
Каждый родитель желает знать, что можно ожидать и что требовать от своего ребенка в том или ином возрасте. Надо отметить, что главной особенностью дошкольников является то, что ребенок начала нового года своей жизни очень сильно отличается от ребенка окончания этого года. Проще говоря, ребенок, которому только исполнилось три года, очень сильно отличается от ребенка, которому через 2-3 месяца исполнится четыре года.
Поэтому родители, работающие с этой книгой, должны учитывать эту особенность, и выбирать игры, соответствующие возрасту своего ребенка. Не сердиться на него и не требовать от него большего, чем он может выполнить в этот момент. Через месяц, два, пять ваш ребенок обязательно справится с этим заданием, заинтересуется этой игрой. Главное, чтобы вы сами не утратили интерес к игре со своим ребенком.
На третьем году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование. Ребенок становится более терпеливым, может дольше заниматься одним делом, не отвлекаясь. Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например сразу прекратить игру, чтобы пойти обедать, или ответить даже на хорошо знакомый вопрос.
Моторное развитие ребенка становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.
На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, лепить из пластилина, пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2,5-3 лет отказываются от самостоятельных действий. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз, нужно проявить твердость; если ребенку стало скучно, то следует усложнить требования к нему. Ведь ребенку присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено, — идите дальше.
Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я». Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного.
Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже должны не умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они зачастую пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок таким образом тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.
Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
Если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Как тетя залезла в телевизор? Почему у слона такой нос?» и т. д.
Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, — глубоко мыслить будет и он.
Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д.
Ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций ребенка трех лет важнейшими являются:
❀ знание и умение назвать цвет, величину, форму, расположение предмета в пространстве (близко, далеко);
❀ умение группировать предметы одного цвета, формы, размера;
❀ умение сравнивать по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
❀ умение выделять основные свойства предметов (форма, величина, цвет);
❀ умение координировать движения рук и зрения;
❀ оперировать числовыми представлениями (один, два, много, мало, меньше, больше).
Вы должны помочь ребенку за этот год с помощью чтения, игр и развивающих упражнений обогатить представления о мире и получить знания:
❀ о явлениях природы;
❀ о животном мире;
❀ о растительном мире;
❀ о профессиях.
Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, игр, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.
Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь того колоссального объема информации, необходимого вашему малышу для нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком — он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
Тесты для оценки уровня развития ребёнка трёх лет
Предлагаемые тесты помогут определить уровень развития вашего ребенка, определят проблемные места, на которые вам следует обратить внимание и скорректировать развитие малыша с помощью предложенных в книге игр и развивающих упражнений.
❀ Тест с кубиками
Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.
Попросите ребенка построить башню из 6-8 кубиков, поставив кубики один на другой. Ребенок должен это сделать без показа. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. После этого ребенок должен повторить упражнение за вами.
❀ Тест с геометрическими фигурами
Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит из двух частей.
Ребенок самостоятельно складывает из двух частей круг и вкладывает его в соответствующее отверстие. Оценивается начальное понимание отношения части и целого.
❀ Тест с пирамидкой
Оценка способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта
Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием вложить 6-7 матрешек одна в другую. Возможно, от взрослого потребуется помощь при закрывании матрешек.
❀ Тест на оценку памяти
Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу из 6-7 слов, например: «Летом в лесу было много грибов и ягод», а затем назвать подряд три цифры, например: 2, 5, 9.
Ребенок хорошо отвечает на вопросы, без ошибок повторяет фразу, а также называет три цифры.
❀ Тест на развитие пространственных представлений
Сядьте за стол, напротив друг друга. Разложите по две одинаковые игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Перемещайте игрушки в разные направления и просите ребенка повторить ваши действия. Например: посадите куклу сзади медвежонка, затем посадите медвежонка слева на край стола и т. д.
Затем спросите, где верх, где низ, что означает пойти вперед, а что — назад, что лежит в коробке и под коробкой.
Ребенок трех лет выполняет задания с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях.
В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.
❀ Тест «Парные картинки»
Оценка внимания и зрительного восприятия
Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и капуста, мишка и лукошко и т. д.).
Положите перед ребенком две картинки. Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у него и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.
Ребенок справляется со всем заданием, сразу понимает инструкцию.
❀ Тест на оценку словарного запаса
Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках.
❀ Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики)
К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.
❀ Тест на оценку тонкой моторики
Ребенок может после показа нарисовать круг, крест, человечка. Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит это задание.
❀ Тест-наблюдение «Культура общения»
В процессе общения с взрослыми и детьми ребенок трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.
Успехов вам и вашему ребенку!
Автор: Н. Коскова
Похожие статьи:
Консультация для родителей. Развитие двигательной активности детей раннего возраста
Консультация для родителей «Ваш ребенок идет в детский сад»
Игры с песком в младшей группе
Консультация для родителей группы раннего возраста по эмоциональному развитию
Консультация для родителей в детском саду. Игры дома с детьми 3-4 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!