Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка»
Автор: Дергилёва Татьяна Александровна, МБОУ «Блюментальская основная общеобразовательная школа», село Блюменталь, Беляевского района, Оренбургской области Описание работы: Представляю вам конспект НОД на тему «Русская матрёшка», предназначенный для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Так же возможно использование материала для урока рисования в начальном звене школы. Этот конспект интегрированного занятия, направленный на знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель:
Знакомство детей с матрёшками, отражение представлений об них в изобразительной деятельности.
Задачи:
Познакомить детей с разнообразием матрешек.
Развивать умение удерживать в уме последовательность операций, добиваться конечного результата.
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета, композиции.
Воспитывать бережное отношение к поделкам, изготовленным своими руками.
Предварительная работа: Беседы, рассматривание экспонатов мини-музея «Русская матрешка», чтение художественной литературы по данной тематике.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Матрешки разных размеров, форм, расцветок,ноутбук и проектор,принадлежности для рисования по количеству детей(бумага,краски,кисточки,баночки,салфетки).
Ход занятия
Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.Воспитатель загадывает загадку :
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель ведёт детей к выставке матрешек. Дети рассматривают ее и самостоятельно делают вывод о том, чем они сегодня будут заниматься.
Воспитатель: Дети, вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о матрешках, и раскрасим матрешек.
Рассказ воспитателя
(сопровождается показом слайдов)
Воспитатель: Матрёшка— русская игрушка из дерева в виде расписной куклы, внутри неё находятся такие же куклы меньшего размера. Число вложенных друг в друга кукол может быть от трех и более. Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Дети: Овал.
Воспитатель: Плоская фигура овал, а объемная матрешка имеет форму, которая называется овоид.(Эту объемную геометрическую фигуру мы не изучаем ,но можно сообщить в качестве ознакомления. ) Дно игрушки делают плоским для устойчивости. На что похожа матрешка?
Дети: На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик.
Воспитатель: Давайте посмотрим, из скольких частей состоит матрешка и сколько их у нас вложено друг в друга.(Дети открывают и считают)
Дети: Матрешки состоят из двух частей, только последняя, самая маленькая- из одной.
Воспитатель: Существует легенда, согласно которой, жена Анатолия Мамонтова привезла из Японии, где она долго путешествовала, удивительную игрушечную фигурку японского бога Фукорокодзю. В России она получила название Фукурума. Игрушечная фигурка была необычной. Она разделялась на две половинки, а внутри находилась ее уменьшенная копия, также состоявшая из двух частей.
Первая матрешка состояла из восьми кукол, которые изображали девушек и мальчиков разных возрастов. Первая матрешка была расписана собственноручно художником Сергеем Малютиным(1859-1937).
Также художник Сергей Малютин расписал матрешек, так чтобы за девочкой шел мальчик. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину. Хорошо режется ,мягкая и податливая липа, реже делают из ольхи или березы.
Подходящее дерево рубят ранней весной, снимают частично кору, чтобы дерево сохло медленно. Сушат несколько лет, следят чтобы хорошо проветривалось.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Вот как обрабатывают на станке заготовку.
Самую маленькую куклу , не разборную делают первой. Потом начинают делать вторую куклу, чуть побольше. Измеряют высоту, отпиливают необходимую заготовку, разделяют её пополам.
Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Изготовив вторую куклу, приступают к третьей и так необходимое количество раз.
Посмотрите на этом фото видно в разрезе, как матрешки расположены внутри.
После изготовления заготовок их еще сушат, покрывают лаком. Затем уже её красят художники. Используют разные краски, но чаще гуашь.
Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане .Но сейчас авторская роспись матрешек может быть очень разной, посмотрите- тут и сказочные герои и политики и различные природные сюжеты.
Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается.
ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами распишем матрешку. Использовать будем акварельную краску. Какие части тела и одежда рисуются на заготовках матрешек? (ответы детей) У всех матрешек прорисовывается лицо, платок. А руки рисуются не в каждом наборе матрешек. Это зависит от замысла художника. Мы будем использовать готовые шаблоны матрешек. Остается только раскрасить их. Обсудим- какие цвета используем.Во время работы воспитатель оказывает необходимую помощь.
Вот такие шаблоны предоставлены детям.
Если вы хотите использовать материал в начальных классах,то тогда шаблоны могут быть такими:
Итог
Что нового и интересного вы узнали? Какие моменты вам больше понравились и почему? Рисунки после высыхания поместим на выставку работ.
Не удивляйтесь,что так мало работ.У меня всего двое детей в подготовительной группе.А вся группа разновозрастная.А вот так нарисовала на досуге моя дочь София,ученица 4 класса.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Рисование "Гжельская посуда" в детском саду своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото. Русская матрёшка для детского сада. История, стихи, загадки Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. Российский флаг Рисование парохода масляными мелкамиУчастник №11 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
+23↑ Голосов: 23 |
Комментарии (15)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|