Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Виртуальная экскурсия в Полесский радиационно-экологический заповедник

Конспект занятия «Виртуальная моноэкскурсия в Полесский радиационно-экологический заповедник»
Описание: Виртуальна моноэкскурсия рассчитана на учащихся начальной, средней школы и предназначена для знакомства с Полесским радиационно-экологическим заповедником, с одним видом животного - барсуком, обитающим на территории заповедника. Во врем виртуальной экскурсии учащиеся знакомятся с образом жизни барсука, особенностями его питания. Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений образования, учителей биологии. Экскурсия разработана в рамках экологической акции, проводившейся в Слуцком районе "Марш парков в Слуцком районе".
Автор: Ясенецкая Светлана Вадимовна, педагог дополнительного образования ГУО Слуцкий ЭБЦУ
Цель: знакомство учащихся с ролью барсука в экосистеме Полесского радиационно-экологического заповедника.
Задачи:
Обучающая – способствовать изучению образа жизни барсука обыкновенного.
Развивающая– способствовать развитию экологического мышления и творческих способностей.
Воспитывающая – способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к барсуку обыкновенному.
Форма организации мероприятия: экскурсия.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация «Барсук в Полесском радиационно-экологическом заповеднике».
Возраст участников экскурсии: 7-13 лет.
Продолжительность мероприятия: 1час.
Ход экскурсии
Педагог:
- Здравствуйте дорогие гости. Сегодня нас ждет необычное, увлекательное путешествие, в котором мы откроем новое удивительное место на карте Беларуси, познакомимся с его неописуемой красотой, с удивительными обитателями живописного уголка Беларуси. Мы отправляемся с вами в Полесский радиационно-экологический заповедник.
Посмотрите на экран (слайд 3).

Педагог:
- Это уникальное место. После страшной аварии на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года, радиацией было заражено огромное количество земель. Больше всех пострадала территория современной Беларуси. В радиусе 30 километров от ЧАЭС была образована особая зона — зона отчуждения, запрещённая для свободного доступа территория, которая подверглась наиболее интенсивному загрязнению радионуклидами. Все жители этих территорий были отселены в другие районы.
А в 1988 году в белорусском секторе 30 километровой зоны отчуждения был создан Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, который занял площадь в 216 тысяч гектаров на территории Хойникского, Брагинского и Наровлянского районов Гомельской области. До аварии здесь находилось 92 населенных пункта. Посмотрите, это карта современного заповедника (слайд 4).

Педагог:
- Главными задачами заповедника являются работа по предотвращению переноса радионуклидов на менее загрязненные территории, пожарная охрана, радиационно-экологический мониторинг и контроль изменения радиационной обстановки, защита окружающей среды и научная работа.
Посмотрите на экран (слайд 5). Иными словами, сотрудники заняты тем, что обеспечивают «покой» зоны отчуждения. Прежде всего, заповедные земли защищаются от посторонних людей — въезд на территорию зоны строго ограничен. Попасть сюда без специального пропуска нельзя.
В условиях полного отсутствия человеческой деятельности природа на этой территории ожила. В заповеднике созданы все условия, чтобы можно было изучать развитие дикой природы в условиях абсолютного отсутствия вмешательства в нее человека.

Педагог:
- Исследования состояния популяций диких животных в заповеднике проводятся с 1996 г. Выполнены учеты численности и распределения диких животных, зимние маршрутные учеты, а также весенние учеты численности. В условиях полного отсутствия человека животные должны были приспосабливаться к изменению экологических условий, что повлекло за собой не только изменение их численности, но и перераспределение по территории. Полесский радиационно-экологический заповедник фактически превращается в резерват для сохранения, восстановления, приумножения малочисленных, уязвимых, редких видов. А как же здесь красиво! Посмотрите (слайд 6).

Педагог:
- В Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике зарегистрирован 1251 вид растений, 18 из них занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу Республики Беларусь. Фауна включает 54 вида млекопитающих, 25 видов рыб, 280 видов птиц. Более 40 видов животных относят к редким и исчезающим. И сегодня во время нашей экскурсии мы познакомимся с одним из них.
Посмотрите, что это за животное? (слайд 7).

Ответы учащихся.
Педагог:

- Это барсук обыкновенный. Всего различают три подвида барсука, у нас обитает барсук обыкновенный. Один подвид живет в Италии и Испании, еще один в таёжных лесах России. В Беларуси барсук обыкновенный занесен в Красную книгу как вид, подверженный риску вымирания в случае любого, даже незначительного изменения окружающей среды.
На территории ПГРЭЗ барсук является аборигенным видом. В настоящее время численность этого зверя в заповеднике находится в пределах 30-40 особей.
Посмотрите внимательно на этого зверя (слайд 8).

Педагог:
- Немногие видели барсука. Это от того, что он ведёт ночной образ жизни (слайд 9).

Педагог:
- Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью. Барсук обыкновенный — представитель семейства куньих. Он является самым большим в своем семействе. Длина его тела составляет 65-85 см, хвоста 12-18 см, масса тела 8-10 кг, но осенью, перед залеганием в спячку, этот зверь накапливает много жира и подкожного сала, и его масса увеличивается в 1,5-2 раза. Самки незначительно меньше самцов. Мы видим. что туловище у барсука массивное, приземистое, вытянутое, сзади широкое. Ноги короткие, сильные, приспособленные к рытью почвы. Уши маленькие, хвост короткий. Мех длинный, лохматый.
Педагог:
- Давайте посмотрим, чем питается барсук (слайд 10).



Педагог:
- Барсук всеяден, но предпочитает животную пищу. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, а также грибами, ягодами, орехами и травой.
А вот и жилище барсука (слайд 11). Это нора, но не простая, как у лисицы или другого зверя. Барсучьи норы – это целые подземные города.



Педагог:
- Барсук предпочитает селиться в местах, где растет много травы и кустарников с наиболее удобной почвой для рытья нор - это опушки, склоны и балки. Звери из поколения в поколение придерживаются излюбленных мест. Как показали специальные исследования, некоторым из барсучьих городков несколько тысяч лет. Жилище барсука - "городище" - обычно имеет от 2-3 до 20 и более наружных отверстий, но зачастую звери используют для входа и выхода лишь небольшую их часть. Мы видим, что отверстие норы имеет полукруглую или арочную форму, высоту 20-30 см, ширину у основания 35-50 см. Недалеко за отверстием ход норы понижается и, образуя колено или несколько колен, заворачивает в сторону. В подземелье барсуки роют сложные лабиринты.
Нору барсук делает на совесть — глубокую и разветвлённую. Прямо целый подземный город у него получается. В городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток – не для него.
Педагог:
- А сейчас попробуйте отгадать загадку: древние славяне обожествляли барсука, считая его хранителем медицины. Почему?
Ответы учащихся
Педагог:
- Для древних славян барсук был священным животным, воплощением чистоты. Считалось, что многим знахаркам, обладающим большой силой, помогает этот зверь. Барсука называли «хранителем корней медицины» за то, что он видит все корни трав заживления, свешивающихся в норе. Эти корни - ключ к быстрому выздоровлению, они могут заземлять отрицательную энергию в землю, позволяя болезни уйти.
Барсуки довольно часто встречаются в мифологии (слайд 12).

Педагог:
- В Европе барсук ассоциируется с климатическими условиями - умеет предсказывать погоду; в Китае – с преображениями; для коренных американцев барсук представляет собой решимость, силу и защиту. Кроме того, барсук рассматривается как символ мудрости в выборе друзей.
Педагог:
- А как вы считаете, есть ли у барсука враги?
Посмотрите (слайд 13).

Педагог:
-Территориальными конкурентами барсука являются лисица и енотовидная собака, нередко занимающие пустующие или даже жилые норы.
Обычно это происходит в период, когда хозяин норы находится в спячке. Поселившиеся лисица или енотовидная собака занимают боковые отнорки и используют их вплоть до выведения потомства.
Чаще барсук не терпит таких соседей и, проснувшись, отгораживается от них подземной перемычкой, а то и просто выгоняет их вон. Правда, отмечены случаи, когда выводки барсучат и лисят благополучно вырастали по соседству. Барсуки могут отпугнуть крупных хищников, не применяя силы. Как вы думаете, каким образом они это делают?
Ответы учащихся
Педагог:

- Для того чтобы отпугнуть своего противника, барсуки обычно распыляют пахучую жидкость из своих желез. Они могут прогнать сравнительно крупных млекопитающих, таких как волк, медведь.
Барсук ведет оседлый образ жизни. Имея благоустроенное жилище, он не отходит от него далеко и не отдыхает, где придется, подобно волку или лисице. Среди хищников это самый большой домосед. Живут барсуки семьями или поодиночке. Все зависит от плотности популяции. Если численность популяции на одном участке очень большая, барсуки живут маленькими семейными группами. У таких групп есть главная нора, глава семейства - преимущественно самый старый самец группы - и доминантная самка.
Педагог:
- Давайте посмотрим, как барсук выводит свое потомство (слайд 14).


Педагог:
- Брачный период у барсука обыкновенного длится с февраля по сентябрь. Самки вынашивают потомство около года.
Некоторые зоологи барсуков сравнивают с лебедями. Как вы думаете, в чем же их сходство?
Ответы учащихся
Педагог:

- Барсуки моногамны, как и лебеди. Они находят себе пару раз и на всю жизнь. Потомство самки приносят в начале - середине апреля. Обычно в одном выводке появляются на свет 2-3 малыша. Максимальное количества малышей, которое может принести самка — 6. Барсучата рождаются на свет глухими и слепыми. Слышать они начинают уже через месяц, а открывают глаза только в пятинедельном возрасте.
Для новорожденных малышей первый год жизни один из самых опасных и тяжелых, в это время барсучата наиболее уязвимы.
Добывать пищу малыши учатся в возрасте 3-3,5 месяцев. С переходом на самостоятельное питание барсучата быстро набирают вес и уже к осени по размерам догоняют своих родителей.
Педагог:
- Посмотрите на экран (слайд 15).

Педагог:
- Почти все лето и половину осени барсук готовиться к зимней спячке, накапливая за этот период дополнительный жир, чтобы пережить зиму. Это единственный представитель в своем семействе, который спит зимой. Остальные куньи активны круглый год.
В начале декабря барсук впадает в спячку. Иногда зимой барсуки могут просыпаться и выходить из своих нор. Случается такое чаще всего в периоды зимней оттепели. В странах с более теплым климатом барсуки зимой не спят, там они ведут активный образ жизни круглый год.
Педагог:
- Продолжительность жизни барсука в дикой природе в среднем составляет 5-6 лет. Долгожителями считаются особи, дожившие до 10-12 лет. В неволе барсуки могут прожить дольше. Самый старый барсук-долгожитель прожил 16 лет (слайд 16).

Педагог:
- А какова же роль барсука в природе?
Ответы учащихся
Педагог:

- Барсуки регулируют количество мелких грызунов и самых различных вредителей леса и сельскохозяйственных полей – слизней, гусениц и т.д. Более того, часто барсуки ищут еду, перерывая лесную подстилку. Это хорошо сказывается на растительности.
Как мы уже видели, барсуки строят удивительные большие норы, которые время от времени заселяют другие животные. Таким образом, звери имеют возможность спокойно выносить и родить новое потомство.
К сожалению, многие не понимают важность барсуков в природе, поэтому животные часто страдают от браконьерства.
В настоящее время барсук оказался в Красной книге не только в Беларуси, но и в Красной книге Международного союза охраны природы. Причин тому несколько. Во-первых, у барсука есть естественные враги, занимающие его норы и выщемляющие с мест обитания, во-вторых, изменяются условия обитания: вырубаются леса, преобразовываются ландшафты. Для Полесского радиационно-экологического заповедника не свойственно антропогенное преобразование ландшафтов, но енотовидные собаки здесь широко распространены. В недалеком прошлом человек специально массово уничтожал барсука как переносчика бешенства и вредителя посевов. Все эти и причины привели барсука в Красную книгу (слайд 17).


Педагог:
- На этом наша экскурсия заканчивается. Было приятно с вами работать. В завершение нашей экскурсии я предлагаю вам викторину на проверку знаний о барсуке.
Викторина «Барсук»
1. К какому семейству принадлежит барсук?
2. Сколько сантиметров может достигать длина тела барсука?
3. Сколько килограмм весят барсуки перед спячкой?
4. Сколько темных полос на морде у барсука?
5. Сколько подвидов у барсука?
6. Что является убежищем для барсука?
7. Сколько лет могут насчитывать барсучьи «городки»
8. В какое время суток барсук наиболее активен?
9. Какую пищу предпочитает барсук?
Рефлексия
Предлагается учащимся облако «тегов», которые необходимо дополнить:
• Сегодня я узнал...
• Я понял, что…
• Было интересно узнать, что…
• Меня удивило…
• Мне захотелось…
Педагог:
- Любите природу, берегите природу, не вмешивайтесь в природу!
Спасибо за внимание!

Источники
1. Википедия.
2. Википедия.
3. Фауна Беларуси. Млекопитаие.
4. Барсук. Красная книга Беларуси
5. Барсук.
Презентация на тему: Виртуальная моноэкскурсия «Барсук в Полесском радиационно-экологическом заповеднике»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии для школьников ко Всемирному дню защиты слонов Экологическая акция для школьников "Осторожно, слетки!" Экологическое исследование для школьников. Птицы - Грачи Внеклассное мероприятие по экологии для школьников: Всемирный день рыболовства
Участник №25 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 марта по 30 мая 2020 года
Рассказ для младших школьников «Грибная пора» | Занятие для школьников 4-6 класса с презентацией. Герои мифов и легенд Беларуси
Опубликовано: 1709 дней назад (18 апреля 2020)
Просмотров: 2974
+18
Голосов: 18
Комментарии (13)
Галина Владимировна Козюкова # 20 апреля 2020 в 05:40 0
Светлана Вадимовна, у Вас получилась замечательная экскурсия, интересная и познавательная. Голосую.
Наталья Васильевна Дегтярцева # 20 апреля 2020 в 09:01 0
Интересный и познавательный , хорошо иллюстрированный материал занятия. Хорошо подобран викторина. Голос.
Елена Николаевна Салихова # 22 апреля 2020 в 23:03 +1
Сегодня я узнала что существует радиационно-экологический заповедник.
Я поняла, что на этой страничке меня ждёт много интересной информации.
Было интересно узнать, что барсуки настолько полезные обитатели леса.
Меня удивило что это животное является символом мудрости в выборе друзей. Теперь буду думать почему.
Мне захотелось познакомиться получше с этим замечательным заповедником и я посмотрела большой познавательный фильм о нём.
Я с удовольствием заполнила итоговые теги, которые Вы, Светлана Вадимовна, предложили своим ребятам. А ёщё с удовольствием отдаю голос за столь информативную публикацию!
Светлана Александровна Баскакова # 23 апреля 2020 в 00:32 0
Спасибо,за виртуальную экскурсию по заповеднику! Очень много интересной информации я узнала о барсуке. Продолжайте развивать кругозор не только детей, но и взрослых.Желаю удачи и примите мой голос!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 23 апреля 2020 в 17:43 0
Люблю экскурсии,с большим удовольствием посетила заповедник!Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 30 апреля 2020 в 19:28 0
Светлана Вадимовна,спасибо за приглашение на «Виртуальную моноэкскурсия в Полесский радиационно-экологический заповедник", которая рассчитана на учащихся начальной, средней школы и предназначена для знакомства с Полесским радиационно-экологическим заповедником, с одним видом животного - барсуком, обитающим на территории заповедника. С большим интересом познакомилась с образом жизни барсука, особенностями его питания.Ваш материал, представленный для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений образования, учителей биологии, безусловно, вызовет интерес и применение в педагогической практике. Голос +1 , в копилку публикации.
Ирина Сергеевна Бобина # 4 мая 2020 в 14:34 0
Здравствуйте, Светлана Вадимовна! С интересом познакомилась с Вашей разработкой. Очень познавательный материал . Все понятно , красиво и интересно. Мой голос ВАШ!
Оксана Анатольевна Данильченко # 5 мая 2020 в 10:54 0
Замечательная публикация. Проведение таких мероприятий способствует развитию у ребят ответственного отношения к природе. Иллюстрации удачно дополняют материал. ГОЛОС
Елена Владиславовна Пимонова # 10 мая 2020 в 13:20 +3
Доброго времииени суток! Спасибо за приглашение в гости. Замечательный сценарий виртуальной экскурсии. Материал изложен ясно, доходчиво и чудесно проиллюстрирован. Удачи в творчестве и примите голос! v
Наталия Юрьевна Мурашова # 18 мая 2020 в 07:01 0
Виртуальная экскурсия удалась!
С уовольствием голосую за качественный, подробный и полезный материал
Ирина Юрьевна Шаклеина # 26 мая 2020 в 12:11 0
Добрый день, Светлана Вадимовна! Информация, представленная в виртуальной экскурсии интересна, познавательна и детям, и нам, взрослым.
Примите мой голос!
Светлана Рубеновна Гаспарян # 2 ноября 2020 в 14:26 0
Спасибо!
Ольга Сергеевна Дьякова # 6 декабря 2020 в 11:44 0
С большим интересом познакомилась с вашей работой! Замечательное занятие и чудесная презентация! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!