Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Сценарий открытого мероприятия в творческом объединении

Сценарий «ЧУДЕСНЫЙ КОРОБ»
Педагог-организатор высшей квалификационной категории Н.Н. Овсянникова МУДО Дом детского творчества, г. Георгиевск Ставропольского края
Сценарий открытого занятия в творческом объединении "Театр миниатюр"
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить детей с русским народным творчеством - песнями, сказками, играми, загадками.

ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности;
- формирование навыков чтения потешек;
- привитие любви к русскому фольклору.

ЛИТЕРАТУРА:
«Древо жизни». В.Руднев Лениздат, 1989
«Чудесный короб». Г. Науменко, М.Детская литература, 1989
Толковый словарь В.Даля
Русский детский фольклор Сост.М.Мельников, М.,1987.

ОБОРУДОВАНИЕ: короб, кукла-Петрушка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть. Оргмомент. Сообщение темы занятий
Педагог: Ребята, фольклор - это русские народные песни, сказки, игры, загадки, пришедшие к нам из далекой древности. Интерес и фольклору - одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, и его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве, и то, и другое людям также необходимо, как хлеб, воздух, общение.
Слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, торжестве справедливости и победе над злом, но и запечатлевал в них быт и нравы людей, смену времен года, законы животного и растительного мира, крестьянский календарь.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с устным народным творчеством: песнями, сказками, играми, загадками, потешками.

2. Основная часть
Педагог: Богато устное народное творчество не только фольклором, но и былинами, байками потешками, загадками. Что ж обозначают они?
Байка - от глагола «баять», «баить» - говорить. Более древнее определение этого слова - «шептать», «заговаривать». Колыбельные байки — это еще и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери обе¬регали своих детей. Например,
Тихо светит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказку.
Песенку спою.
Спи, дитя, мое родное, баюшки-баю.
Я седельце боевое шелком обошью.
Спи, дитя, мое родное, баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду,
И казак душой.
Провожать тебя я выйду.
Ты махнешь рукой.
Спи дитя, мое родное, баюшки-баю.
Тихо светит месяц ясный в колыбель твою.
Загадка – что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство, иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
Ребята, обратите внимание на загадочный, чудесный короб, который находится в нашем кабинете. Оказался он здесь не случайно, а потому, что мы сегодня говорим о фольклоре. Собраны в этом замечательном чудесном коробе загадки и потешки. Давайте его откроем.
(Педагог открывает короб, там спрятан Петрушка, одевает его на руку, озвучивает куклу)
Петрушка: Привет, друзья, а вот и я,
Вы, конечно, все узнали меня? (Дети отвечают)
Конечно, это я веселый, озорной Петрушка.
Педагог: Ребята, узнали вы этот персонаж?
Да, Петрушка - это неотъемлемый герой
русских праздников и ярмарок.
Петрушка: Я, ребята, загадаю вам загадки, а вы отгадайте.
1. Ходит князь по двору,
Придирается ко всему.
Двойная бородка, царская походка,
Набок колпачок, рябенький сюртучок.
Раньше всех он встает, громко песенки поет /Петух/.
2. Синяя дорожка осыпана горошком
Никто не соберет, ни царь, ни царица.
Ни красна девица, ни бела рыбица /Звезды на небе/ (Петрушка прячется в короб)
Педагог: Интересны тексты считалок. Как вы знаете, считалка - это стихотворный текст, служащий для определения, кому водить в игре. «Анзи, дванзи, тринзи, луб. Яятам, латам, шатам, луб!». Можно, конечно догадаться, что «анзи» - это один, а «дванзи» - два.
Что означает нежное и теплое слово потешка? Потешка - забава, игрушка, утеха, занятие от скуки, безделья; увесельнье, зрелище.
Говорим так: «Являй на потешку, белому свету на диво /напосмешку/. Потешка - веяная детская игрушка, а потешные балаганы – игры. Мы говорим: «А тебе потешно глядеть?» - значит, смешно, забавно, приятно, весело».
А теперь давайте позовем Петрушку, пусть он нас потешит /педагог достает из короба куклу/.
Петрушка: Чини-чики, чиналочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Иди, зайчик, не проси.
Сам орешков натруси.

Ай, тюк, тюк, тюк,
Наловил дед щук.
Баба рыбку пекла,
Сковородка потекла.

Тешки-тетешки,
Овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок,
На опарушке мешок.
Высоконько взошел
Гоп! Гоп! Гоп!
Все потешки добрые и веселые, забавные и поучительные. Придуманы специально для увеселения малых ребят. В них доброта, теплота русской души, характера.
(Педагог достает из короба картинки с изображением матрешки, балалайки, печи, крынки и т. д.)
Наш чудесный короб приготовил для вас сюрприз. На каждой картинке текст потешки, считалки, байки. Я хочу, ребята, чтобы вы их записали к себе в тетрадь, выучили к следующему занятию.
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Валенька пойдет,
Он посадит и польет.
Топ, топ, топ.

Тра-та-та, тра-та-та,
Пожалуйте, решета,
Мучки посейте.
Пирожки затейте.
Пирожки - то на дрожжах.
Не удержишь на вожжах.

Ай, качи, качи, качи,
В головах - то калачи,
В ручках прянички,
В ножнах яблочки.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.

А дыбы, дыбы, дыбы,
Шел дед по грибы,
Шел по орешки -
Ванюшке для потешки.

III. Закрепление материала
Ребята, подходит и концу наше занятие «Чудесный короб». Вы сегодня узнали много нового о фольклоре, потешках, загадках, в которых сохраняется народная мудрость, образное поэтическое слово.
Я прошу вас запомнить, что «человек позабывший свое прошлое - не имеет будущего». Поэтому любите русские народные сказки, загадывайте русские загадки, веселите младших братишек и сестренок потешками, и устное народное творчество далыше будет передаваться из поколения в поколение.
Опрос: Теперь давайте вспомним, что такое потешка? Байка? Загадка? Что такое фольклор?

IV. Подведение итогов
Ребята, вы сегодня были очень внимательны, активны, многое узнали и, я надеюсь, запомните и расскажите о сегодняшнем занятии родителям, бабушкам и дедушкам. Спасибо нашему Петрушке и, конечно, чудесному коробу.

V. Домашнее задание
Выучить наизусть записанные потешки. Попросить вспомнить родителей считалки, кричалки, байки, потешки и рассказать всем на следующем занятии.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект итогового занятия в творческом объединении. «Я - техник» - первый год обучения Конспект занятия танцевального кружка для школьников

Похожие статьи:

Внеклассная работа в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе

Внеклассные мероприятия, 2 класс

Внеурочные мероприятия в начальной школе

Театрализованные посиделки в летнем лагере для младших школьников. Сценарий
Опубликовано: 3037 дней назад (11 июля 2016)
Просмотров: 2337
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!