Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Панно в смешанной технике "Коза-Дереза" своими руками для детей от 7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото

Панно в смешанной технике "Коза-Дереза" своими руками для детей
Мастер-класс с пошаговым фото Коза-Дереза
Автор: Ильина Алиса 7 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.

Описание: работу можно выполнить с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть полезен воспитателям, педагогам, детям и их родителям, всем кто увлекается творчеством.
Назначение: участие в творческих выставках, украшение интерьера, подарок родным и друзьям.
Цель: создание декоративного панно "Коза-Дереза".
Задачи:
-познакомить детей и историей сказочного и мифологического образа козы, дать детям понятие о козе, как символе славянской культуры;
-развивать творческое воображение детей посредством самостоятельного выбора материалов и техники исполнения работы;
-развивать умение подбирать соответствующие цвета, продумывать цветовой колорит работы;
-воспитывать интерес к славянской культуре.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о одном из первых прирученных человеком животных-козе. Одомашнена она на Ближнем Востоке несколько тысяч лет назад. Предком домашней козы был дикий безоаровый козел, до сегодняшнего дня встречающийся от греческих островов в Эгейском море через Малую Азию до Средней Азии.
У большинства представителей этого вида есть борода, а тело покрыто шерстью. Ее длина и качество зависят от породы. Например, ангорских коз шерсть длинная и шелковистая, а у кашемирских славится толстым пуховым подшерстком.
Питаются козы травой и молодыми побегами деревьев и кустарников. Они быстро поглощают большое количество корма, а в промежутках между едой пережевывают жвачку.
Коза очень неприхотлива и способна выжить в местах, где другой скот страдал бы от голода. Она может переносить сильные морозы и жару, но плохо приспособлена к влажному климату. Козы прекрасно лазают, нетребовательное, умное и доброжелательное животное, любознательны, быстро привыкают к человеку.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!
Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал потешки, прибаутки, сказки. Их чаще всего рассказывают теперь детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад). Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.
Сказки не претендуют на достоверность своего повествования. Но в них изображаются как фантастические лица и предметы, так и реальные явления в фантастическом освещении.
Сказки о животных считаются одним из наиболее древних видов сказок. В дошедших до нас сюжетах рассказывается о диких и домашних животных, о птицах, рыбах, насекомых, об их совместной с человеком жизни.
Каждому герою сказки свойственен индивидуальный характер и только ему присущие черты. Есть Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Зайчик-Побегайчик, Лисичка-Сестричка, Волчок-Серый бочок, а есть Коза-Дереза.

Коза в русских народных сказках обычно бойкая и дерзкая своевольница: «коза ярая», «коза рьяная», «коза-дереза», «коза-рогоза». Она говорит о себе так:
«Я коза рухлена, половина бока луплена. Выйду, все бока повыбью» (в «Сказке о лупленной козе», рухлёна-это значит проворная, подвижная).
«Я коза-дереза,
За три купы куплена,
Полбока луплено,
Топу, топу ногами,
Заколю тебя рогами!
Ножками затопчу,
Хвостиком замету!»
(Сказка «Коза-дереза»)
Козой-Дерезой принято называть неспокойного подвижного человека. Дереза произошло от слова дерзай, дерзкий то есть смелый человек, который может дерзнуть, осмелиться на какой-нибудь поступок. Иногда слово Дереза связывают со словами дёргать, дерётся. Существует мнение, что Козой-Дерезой называют этих милых животных от того что козы очень любят есть растение типа облепихи-Дерезу. Это трава с мелкими листочками и мелкими бело-сиреневыми цветами, козы её едят в свежем и в засушенном виде. По народным поверьям трава использовалась, чтобы посеять раздор в семье. Поэтому дереза ещё означает раздорная личность.

Кого из нас в самом раннем детстве не баюкали так:
"Козлятушки, детятушки!
Отопритеся, отворитеся!
А я, коза, в бору была;
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка в копытечко,
Из копытечка в сыру землю!"? (Сказка "Волк и коза").
Перед нами предстает совсем другой образ козы-наивной и доверчивой (сказка «Коза и кума Лиса»), заботливой и ласковой-образ мамы из сказки «Волк и семеро козлят», использующей для спасения своих козлятушек смелость и смекалку.

«Наша коза - стара дереза
С Киева шла, всю Русь обошла.»
В народных представлениях славян коза являлась символом и стимулятором плодородия, будущего урожая. Эта связь возникла в наивном (а вернее-в недалёком) языческом сознании из сравнения козы с другим домашним скотом: коза оказывается наиболее плодовитой-приносит до пяти козлят, а ягниться может два раза в год. Живая коза или ее маска-постоянный персонаж календарных обрядов, связанных с аграрной магией.
Святые дни между Рождеством и Крещением(по-простому-Святки) знают два обряда колядования. Один-христианский: хождение со звездой, исполнение духовных песен. Второй-языческий, когда по дворам ходили ряженые. Маски могли меняться, но маска Козы в этом славянском карнавале должна быть всегда. Иногда в действии участвовала и живая коза. Её водили по полям, приговаривая «где коза, там и жито».
Ядром восточно-славянского рождественско-новогоднего обряда «вождения козы» является песня с припевом «О-го-го, коза».
Где Коза ходит там Рожь родит
Коза ногами Рожь копами
Где Коза Рогом там Рожь Стогом
Где не бывает там полегает
Го-го-го Коза го-го-го Серая
Ого Рогатая го-го Лохматая
Ты расходись развеселись
Коза-милая поскачет немного
Коза упала неживая стала
Протянула рожки вытащила ножки
Коза-Козунь ой воспрянь
Хозяину-и-хозяйка низко поклонись
Несут щедривки в ведро водки
В миске Орешки еще и Кольцо Кишки.
Песня сопровождалась танцем-пантомимой, центральным моментом которого было «умирание» и «воскрешение» козы, символизировавшее круговорот времени и возрождение природы.

Образ козы в вертепе один из самых мистических. Он связан также с уважением и почитанием умерших предков. Ведь души усопших-это защитники дома, помощники, а также покровители сельского хозяйства и скотоводства-именно их и символизирует коза, кроме всего вышеперечисленного. В образе козы важную роль занимает переодевание, а это также символизирует связь с потусторонним миром, а значит, и с умершими родственниками. Наиболее характерными признаками такой одежды у исполнителя роли Козы есть маска(или намазывают лицо сажей или мукой) и вывернутый шерстью наружу кожух.(Кстати используют вывернутый кожух и в обрядах во время "проведьї"-похоронный обряд). Вывернутый кожух считается знаком причастности к потустороннему миру, в котором все не так, как в мире живых-все "наизнанку". Что здесь мертвое-там живет, здесь слезы- там радость... Кроме этого, признаками причастности к миру умерших является и лохматость, необычность одежды, изменение голоса того кто играет козу. Сама же маска или грим на лице-также символизирует «не такое как здесь». Она тоже обозначает козу как представителя потустороннего мира, свидетельствует об особой магической силе, которой эта коза владеет.

Перед тем, как колядникам зайти в дом, они спрашивают у хозяев можно ли завести козу. Если позволяют, то все заходят в дом, и начинается представление. Коза смешно прыгает, кувыркается, мекает-бекает и все для того, чтоб чтобы хозяева хорошенько, от души посмеялись. Ведь смех-это символ жизни. Считается, что необходимость вызвать искренний смех, эту эмоцию имело цель сохранить жизнь и не дать лиху войти в этот дом, зарядить положительной энергетикой, чтоб покойников в этом году в данном доме не было.
Колядники(молодежь и дети) заранее изготавливают обереги-Козочек(для взрослых, для детей, для семьи). Такую козу хозяева дома, куда пришли колядники, выкупают у последних. Потом эта Коза целый год служит сильным оберегом. Это целое событие и, кстати, такой оберег действительно работает.

Коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) используется как оберег. По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой(или черт) и потому не вредит лошадям. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не дает колдунам приблизиться к отаре(польские Бескиды). В Костромской губернии от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим-это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины.

Коза изображена на гербах некоторых городов: Самара, Козельцы, Козова, одного из районов Вены. Именно коза стала символом города Тверь, там же существует единственный в мире музей козла, где собрана огромная коллекция рогатых. Всё, наверняка, слышали, как жителей области величают«тверскими козлами», но мало кто знает, откуда пошло это, на первый взгляд обидное, именование. Существуют несколько легенд, так или иначе связывающие город Тверь с этим животным.
Героическая:
Козел спас Тверь от нашествия монголо-татарского войска. Как когда-то гуси спасли Рим, как колючки Репейника остановили нападение викингов на шотландскую деревню, так и Козёл, мирно щипавший травку возле церкви, случайно стал жевать веревку, которая спадала на землю с колокольни. Ударил колокол, да не просто ударил, а в набат. Жители города бросились на стены и увидели приближающуюся татаро-монгольскую конницу. Врагу не удалось застать город врасплох, и набег был отбит.
Царственная:
Однажды в Тверь приехала Великая императрица Екатерина II, но ее почему-то никто не встретил. Улицы были пусты. И вдруг откуда-то раздался звон колокольчика. Царская особа велела привести к себе того единственного, кто хоть как-то поприветствовал ее. Ей и привели запутавшуюся в кустах козу с колокольчиком.
Самая Правдивая:
Тверская губерния веками славилась своими сафьяновыми сапожными мастерами. Ведь именно это животное, а вернее, тонкие сафьяновые кожи, которые выделывались из шкур этих животных, были «визитной карточкой» экономического процветания древнего тверского края.

В ушедшем 2015 году в мире произошло много трудных событий, Однако, среди событий последних месяцев есть одно, которое звучит наперекор всем потрясениям. Это невероятная история козла Тимура и тигра Амура! Козел и тигр на фоне бурлящего разногласиями человечества мирно щиплют травку и живут бок о бок вот уже больше двух месяцев, словно говоря нам-возможен мир, согласие и общий язык в самых неожиданных ситуациях. Именно с Козлом оказались связаны самые положительные и обнадеживающие впечатления! Пусть 2016 станет таким для всех, кто готов преодолевать обыденное, банальное и привычное. Желаем вам в этом, дорогие друзья, смекалки, доброго юмора и помощи друг другу!

Материалы и инструменты:
-лист белого картона А4
-карандаш простой, ластик
-пластилин
-гуашь, кисти
-зубная щётка
-стакан для воды
-тряпочка для кистей
Ход мастер-класса:
Начинаем работу с карандашного наброска нашей героини.

Затем работа с пластилином. Начинаем с головы козочки, белым пластилином затягиваем овал головы. Маленькими порциями примазываем пластилин к листу картона.

Чтобы сделать носик нам потребуется толстый столбик. Расплющиваем его по середине овала головы и пальчиками вылепливаем нужную нам форму. Далее маленькие белые ушки с розовыми капельками внутри.

Смешиваем между между собой жёлтый и оранжевый пластилин и делаем рожки(примазывание пластилина к бумаге). Затем причёска-для чёлки скатываем тоненькие коричневые колбаски, укладываем их на лоб козочки. Для косы-примазываем коричневый пластилин по её силуэту. Выполняем глазки из тоненьких чёрных колбасок.

Розовым пластилином вылепим губки красавицы и бантик. На ушки разместим серьги.

Платье Козы-Дерезы выполняем красным пластилином. А украсим его шарфиком. Для шарфа смешаем между собой белый и розовый пластилин, скатаем колбаски и расплющим их на силуэте шарфа.

Пришло время работы с гуашью. Синим цветом рисуем фон внизу работы-это заснеженная земля, и белые снежинки.

Коза очень мифический и загадочный персонаж, мы решили исполнить его на фоне звёздного ночного неба. Оставшийся фон заполняем чёрным цветом(гуашь).

Далее будем работать в технике"набрызг". Обмакиваем зубную щётку в чистую воду, стряхиваем излишки воды, набираем немного нужного цвета и пальчиком начинаем его стряхивать с щётки. Цвета мы использовали разные, главное после каждого цвета промыть щётку.

Нам остаются последние детали-рисуем месяц и ёлочки усыпанные снегом на линии горизонта.

Вот такая красавица, Коза-Дереза!


Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Магнит Овечка из соленого теста своими руками. Мастер-класс с фото Мягкая игрушка из фетра Козочка своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Сухое валяние из шерсти Козочка. Мастер-класс с пошаговыми фото Игрушка Козочка своими руками для детей 5-7 лет
Участник №41 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» c 15 ноября 2015 года по 15 февраля 2016 года
Новогодний плакат в школу своими руками с фото | Панно в смешанной технике "Снежная Баба" своими руками для детей от 7 лет
Опубликовано: 3223 дня назад (25 января 2016)
Просмотров: 3599
+12
Голосов: 12
Комментарии (7)
Татьяна Николаевна Дворецкая # 25 января 2016 в 22:09 +3
Наталья Александровна прекрасная Коза-Дереза joke Красавица! Примите мой голос №2
Светлана Васильевна Лапатина # 26 января 2016 в 03:56 +3
Наталья Александровна, заглянула в гости: моему восторгу нет предела! До чего же хороша ваша разработка мастер - класса.Собран большой материал по познакомству детей с историей сказочного и мифологического образа козы, дано детям понятие о козе, как символе славянской культуры.Вспомнили сказки, потешки,три исторические легенды.И,конечно, ваш
мастер - класс, как и всегда,понятен, доступен, красочен.Ваша воспитанница Алиса молодец,
замечательно выполнила панно "Коза - Дереза".Спасибо за интересную разработку.Примите мой
голос + 3.
Альбина Анатольевна Печникова # 26 января 2016 в 10:49 +1
Отличный мастер-класс!Всё соответствует правилам! Замечательный материал дан вами,Наталья Александровна, во вступлении по мифологии!Это и отличает ваши работы-информативное вступление! Молодец!
Коза-симпатяга получилась у Алисы!Яркая,самобытная, дерзкая! Такая и должна быть! Спасибо большое!+5
Светлана Вениаминовна Блинова # 28 января 2016 в 15:30 +3
Голос за козу!
Алла Ивановна Ефимова # 29 января 2016 в 22:45 +3
Замечательное и увлекательное, а главное познавательное и интересное предисловие. Работа просто супер. Алиса умничка, педагогу особое спасибо. С удовольствием голосую.
Вера Валерьевна Ляпина # 1 февраля 2016 в 19:16 +3
Спасибо отдельное за познавательный материал, который у вас, Наталья Александровна, всегда на высоте! Сама работа заслуживает высокой оценки. Алиса -МОЛОДЕЦ!В своих работах вы развиваете умение подбирать соответствующие цвета, продумывать цветовой колорит работы, творческое воображение.Браво! Голос
Валентина Ивановна Никифорова # 11 февраля 2016 в 18:38 +1
Здравствуйте. Наталья Александровна! Увлекательная работа у вас получилась.Очень много нового узнала о козе, очень интересный материал, разнообразный и необычный. Согласна с коллегами. что у вас всегда можно поучиться чему то новому . Портрет дерезы тоже очень милый получился.Голосую!