Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада
Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Птицы прилетели»
Цель: Пополнять знания детей о традициях русского народа. Задачи: Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах. Воспитывать уважение к народному фольклору. Развивать разговорную речь, мышление, мелкую моторику кистей рук. Учить работать в коллективе, устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками. Формировать доброжелательные отношения к сверстникам. Закрепить положительные эмоции от работы на занятии.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о птицах. Наблюдение за птицами (грач) во время прогулки.
Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пение птиц. Материал для лепки.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы, познание, музыка, художественное творчество.
Ход занятия:
- Ребята, а какое наступила время года, вы знаете? (Весна) - Правильно, и вот мы с вами сегодня поговорим о весне и порадуемся ее приходу.
- А по каким приметам можно определить наступление весны?
Дети: Сильнее пригревает солнце, тает снег, возвращаются к нам перелетные птицы.
- Прислушайтесь, что это? Неужели прилетели, первые птицы? (звучат голоса птиц, записанные на кассету) .
- Ребята, а сейчас отгадайте загадки и узнаем какие птицы пели нам сейчас свои песни. 1. Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей. (Грач)
2. На шесте – дворец,
Во дворце «певец». (Скворец)
3. Хочет – прямо летит, хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот и в полях поет, поет. (Жаворонок)
- Какие чудесные песни у птиц. А сейчас давайте найдем картинки с изображением этих птиц по описательным рассказам о них.
ЖаворонокПтица размером немного крупнее воробья. Окраска под цвет пожухлой травы и бурой земли — серо- или буровато-охристая с бурыми продольными пестринками. Брюшко светлое. На голове короткий округлый хохолок. Над тёмными глазами — светлая бровь. Самцы отличаются от самок более крупными размерами и вертикальной «горделивой» осанкой, а также наличием песни, которая у самок совершенно отсутствует.
Предпочитают открытые пространства — луга, поля, степи. В лесу встретить практически невозможно.
Грач окрашен полностью в черный цвет с фиолетово-синим отливом. Окраски самца и самки одинаковы. У взрослых птиц у основания клюва и возле щек нет оперения. У молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Это придает птице отличительный вид, благодаря чему ее нельзя спутать с вороном.
Скворец - один из первых вестников весны. Скворцы прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее, самцы появляются рядом со скворечниками и дуплами и начинают петь, раскрыв клюв. Гнездо строит самка. Её партнер помогает лишь символически, изредка принося какой-нибудь строительный материал - солому, сухую траву, веточки или перья. Сидя на сучке дерева, трепеща чёрными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Хороша весенняя песня скворца. Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верными друзьями человека. Даже в самые хлопотливые дни выкармливания птенцов скворец ухитряется петь.
Ласточка – маленькая изящная птичка. Всю жизнь ласточка проводит в полете, очень редко опускается на землю. Ласточки являются насекомоядными – свой корм они ловят прямо на лету. За сезон ласточка уничтожает большое число насекомых, поэтому считается очень полезной птицей.Питаются ласточки разными насекомыми, которых чаще всего ловят в воздухе. Иногда они могут схватывать насекомых, сидящих на земле или стенках построек, а также подбирать их с поверхности воды. Пьют ласточки в полете, захватывая воду клювом.
Большей частью ласточки селятся в непосредственной близости от человека, в редко посещаемых постройках, но иногда занимают и совершенно покинутые. Их гнезда располагаются внутри здания, у самого потолка на стенах, под деревянными балками, или под коньком крыши. Материалом для гнезд, напоминающих по форме открытые сверху полусферы, ласточкам служат маленькие кусочки земли или глины, длинные травинки, склеенные их слюной. Cчитается очень полезной птицей.
Стрижи - "дети воздуха". Другие птицы способны летать и плавать, ходить и бегать по земле. Стрижи могут только летать - ни ходить, ни плавать они не могут. Ноги у них так малы, что если птица окажется на земле, в лучшем случае проползет несколько метров. Взлететь с земли стриж не может - крылья при взмахе ударяются о землю (исключение составляют черные стрижи - они способны подпрыгнуть и взлететь.) Другим, для того чтобы подняться в воздух, необходим какой-то трамплин, какое-то возвышение. Поэтому стрижи все, что им требуется, проделывают в воздухе: ловят насекомых, собирают стройматериалы и подстилку (пух, сухие травинки, поднятые ветром, и так далее). В полете стрижи и пьют и купаются. Они поистине асы неба. Стрижи настолько свободно себя чувствуют в воздухе, что даже спариваются на лету.они могут спать в воздухе. Причем не несколько минут, а несколько часов, планируя высоко в небе, изредка во сне пошевеливая крыльями. Утром просыпаются и приступают к своему обычному делу - начинают ловить насекомых.
Соловей является стройным пернатым, размером немного больше воробья, длиной около 16 см. В основном окрас перьев оливковый-рыжевато-серый, яркие оттенки на груди и горле.Соловей - птица, имеющая большие, кажущиеся абсолютно черными глаза. Когда он сидит, его прямой хвост начинает постоянно опускаться и подниматься.Зимой соловьи улетают в Южный Иран, Аравию и Северную Африку, а прилетают обратно только в середине апреля, когда появится достаточно насекомых и деревья начнут зеленеть. Соловей - птица перелетная.
Гнездятся обычно в кустах, пеньках или вовсе на земле, при этом очень хорошо маскируют гнездо. Обычно используют для постройки жилья старые весенние листья. Самка откладывает около пяти яиц уже в конце мая. В процессе кормления потомства участвуют оба родителя. С наступлением июля окрепшие птенцы покидают свои гнезда.
Рацион соловьев состоит из жужелиц, муравьев, гусениц, жуков-долгоносиков, мух и многоножек. Также на осень добавляется семена и ягоды.с
Соловьи - прекрасные певцы.
А теперь пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год! » Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».
- А сейчас задание, из букв выложить название птицы и рассказать о ней. (по желанию детей).
- Ребята, в народе говорят: птицы прилетели, на крыльях весну принесли. И вот раньше в деревнях весной, пекли из теста птичек - «жаворонков». Мамы раздавали этих птичек деткам, и дети бежали на улицу закликать весну.
- А давайте мы тоже с вами попробуем жаворонков слепить.
- Спасибо ребята, какие красивые жаворонки у нас получились.
Жаворонки, перелетушки!
Прилетели к нам,
Принесли нам,
Весну ясную, Весну красную!
Рекомендуем посмотреть:
Сказка для детей 4-6 лет про птиц Лэпбук для детей средней - старшей группы. Птицы Беседа для детей старшей группы на тему: Птицы Викторина для младших школьников с ответами и презентациейПохожие статьи:
Автор: Марина Леонидовна Стрелкова
Опубликовано: 3119 дней назад (1 июня 2016)
Просмотров: 2107
Рубрика: Без рубрики
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|