Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Белые перышки

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"»
2 класс
Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.
Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать произведение; развивать коммутативные умения; участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования; воспитывать чувства доброты и сопереживания.
Оборудование: иллюстрации с изображениями лебедей, глухаря, осеннего леса; Учебник «Литературное чтение». Автор - Л.А.Ефросинина.
Ход урока:
1 этап. Организационный.
—Долгожданный дан звонок.
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И внимательно читать.
Учитель: 1. – Ребята , взгляните на плакат на доске , послушайте отрывок из песни, попробуйте сами определить, с какими произведениями мы будем сегодня работать. ( Это сказки )
- А какую сказку вы читали дома? ( « Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» )

2. – Вы читали сказку по ролям, а я приготовила вам маски .
Давайте попробуем инсценировать.( Чтение по ролям. )

Сделайте вывод , какая это сказка. ( Авторская , о животных )
Упражнения для развития голоса:
Учитель:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

— Чистоговорки, которые вам больше всего понравились:
Юля: На-на-на - в лесу растёт сосна.
Игорь: Ло-ло-ло- на улице тепло.
Саша: Су-су-су - ты не зли осу.
Оля: Оль-оль-оль - мы купили соль.
Вика: Ор-ор-ор - Маша ушла в бор.
Кристина: Ул-ул-ул - у нас сломался стул
2 этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

Учитель: - Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением ,наше путешествие в сказку продолжается . Называется она « Белые пёрышки» . Можно ли по названию определить, предположить, о ком она ? ( О птицах)
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела .
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица)
– Да, в этой сказке речь пойдёт о птицах: удивительно умных, красивых и верных. Кто эти птицы? (Лебеди). И вот об этой птице: большой, крупной, зимующей у нас. Как её называют? (Показываю - глухарь)
Глухарь. Рассказ ребёнка о птице .
Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой — хвоей сосны, почками осины и лиственницы.
Гнездится как в хвойных, так и смешанных лесах. Из хвойных лесов предпочитает сосновые боры. Гнездится в заболоченных сосняках и в сухих борах. Гнездо располагает на земле.
Глухарь - оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния . Они токуют и выводят птенцов.
Лебедь. Рассказ ребёнка о птице .
Лебеди – птицы долгоживущие , сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров . Лебеди – перелётные птицы . У них очень развита летательная мускулатура , позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно .Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц . Всё в нём прекрасно : и белое пушистое оперение , и чёрные глаза , и гибкая красивая шея . Особенно лебедь красив , когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера Сочетание белоснежного пышного оперения, небесной и водной лазури изумрудной зелени - воплощение красоты .
3 этап урока. Знакомство с темой произведения (Слушание сказки «Белые перышки»)
Беседа на выявление впечатления.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?
- Подумайте, к какому жанру относится услышанное вами произведение.
(Сказка о животных, птицах)
-Докажите, что это сказка.
-Откройте учебники на с.30, прочитайте название сказки и назовите автора произведения .
(Ответы детей: Русская народная сказка «Белые перышки»).
Учитель: Как вы думаете, чем мы дальше будем заниматься на уроке?
(Ответы детей: учиться выразительно читать сказку)
Воспроизведение последовательности сказки по иллюстрациям
Учитель: Посмотрите внимательно на иллюстрации. Вспомните, как начинается
сказка.
-Какая иллюстрация соответствует началу сказки?
-Какими строчками из произведения можно подписать эту иллюстрацию?
(Дети зачитывают строчки из сказки, учитель подписывает указанную детьми иллюстрацию. Таким образом разбирают шесть рисунков, располагая их в последовательности,соответствующей сюжету сказки и подписывая каждую цитатой из сказки).
4 этап: Аналитическое чтение.
-Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало
сказки?
(Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)
Учитель:-Как развиваются события дальше?
(лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.)
Учитель:-Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова
глухаря?
(Ответы детей: Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.)
Учитель:-Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?
(Ответы детей: Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их
слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством
).
Учитель:-Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать
нужную интонацию и темп чтения.
(дети упражняются в чтении диалога)
Учитель:-В какой момент, почему глухарь обрадовался?
(Ответы детей: Когда лебеди решили взять его с собой).
Учитель:-Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?
(Ответы детей: Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь
полёт лебедей на юг не зависит от глухаря
)
Учитель:-Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость
глухаря.
(дети упражняются в чтении диалога).
Учитель:-А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям
ветками?
(Ответы детей: С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.)
Учитель:-Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, Он еле -еле машет крыльями,
поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость;
Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).
(упражнения в чтении).

Учитель:-Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же
глухарь?
-Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте. (Дети находят нужное место в сказке и зачитывают: «Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»).
Физминутка.
Учитель:-Ребята, пока лебеди и глухарь отдыхают, давайте и мы отдохнём.
Мы - листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова побежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Продолжаем аналитическое чтение.
-Учитель:-Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?
(Ответы детей: Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше,
остаться на месте).

Учитель:-Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?
(Ответы детей: Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта).
Учитель:-А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?
(Ответы детей: Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта).
Учитель:-С какой интонацией, как вы думаете нужно прочитать слова-прощания
лебедя?
(Ответы детей: С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют).
Учитель:-Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?
(Ответы детей: Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать).
Учитель:-Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства
лебедей?
(упражнения детей в чтении).
Учитель:-Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы
хотели прочитать бы этот абзац?
(Ответы детей: Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:
С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей)

Учитель:-Скажите, что в этой сказке правда, а что вымысел?
(Ответы детей: правда то, что каждую осень лебеди улетают на юг. Вымысел то, что лебеди взяли с собой на верёвочке в полёт глухаря).
Учитель:-Не напоминает ли вам путешествие глухаря с лебедями какую-то другую
сказку?
(Ответы детей: Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница»).
5этап. Чтение пословиц.
Учитель:-Сейчас я предлагаю вам прочитать на доске две пословицы и подумать подходят они к нашей сказке.
(дети читают первую пословицу: Ошибся, что ушибся - вперёд наука.)
Саша: Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, но понимание
далось ему очень тяжело: он не рассчитал свои силы и сильно поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг,то есть «вперёд наука».

(дети читают вторую пословицу: Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволочёт.)
Юля: Эта пословица подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого.
Вика: Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.

6 этап. Закрепление учащимися нового материала.
Воспроизведение новых знаний.
Учитель:
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Какие ещё русские народные сказки вы знаете?
-Какие сказки других народов вы знаете?
7 этап: Подведение итогов. Информирование учащихся о домашнем
задании.

-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?
Оля: да, можно. Эта сказка учит тому ,что всегда нужно правильно
рассчитывать свои силы.
Игорь: Надо жить с верой в лучшую жизнь.

Учитель:Как вы считаете, нужно ли нам продолжать работу по изучению устного
народного творчества или можно остановиться на достигнутом?
(Дети: нужно продолжать изучать произведения фольклора, так как таких произведений очень много, а мы познакомились лишь с небольшой их частью.)

Учитель: -Теперь проанализируйте всё , что сегодня было на уроке , что вы делали , всё ли вам понравилось, всё ли удалось, оцените свою работу . Если всё удалось , достаньте из конверта белую птичку. Если что – то показалось трудным , поместите на доску голубую птичку. (Учитель комментирует)

(Птичку для рефлексии можно раскрасить или напечатать на цветной офисной бумаге, учитывая количество детей в классе)
Домашнее задание.По желанию подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.

Учитель- Хочется закончить наш урок стихами:
Что такое сказка – это знает каждый,
Кто в стране той дивной побывал однажды.
Так порой хочу я сказку сделать былью
И в мечту умчаться на волшебных крыльях …

P.S. Можно детям предложить по желанию раскрасить картинку глухаря и лебедя.


Рекомендуем посмотреть:

КВН по сказкам Сутеева, 2 класс Конспект урока по литературному чтению. Толстой "Косточка", 2 класс Урок внеклассного чтения во 2 классе. Книги о животных. Братья наши меньшие

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Крылов «Ворона и лисица»

Крылов «Мартышка и Очки»

Крылов «Волк на псарне»

Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Опубликовано: 3249 дней назад (31 января 2016)
Просмотров: 5981
Рубрика: Иду на урок
+3
Голосов: 3
Комментарии (3)
Галина Николаевна Отургашева # 2 февраля 2016 в 18:59 +1
Здравствуйте!Мне очень понравился ваш материал.Интересный и красочный.
Марина Анатольевна Куркина # 3 февраля 2016 в 17:59 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Тамара Александровна Новичкова # 4 марта 2016 в 00:17 +1
Марина Анатольевна, мне понравилось ваше занятие. Конспект оформлен методически грамотно. Вы использовали разнообразные приёмы и методы, что позволило выполнить поставленные задачи. Дети рассказывают о птицах, идёт слушание и анализ произведения, используются пословицы, чистоговорки. Интересно прошла рефлексия. +1