Конспект урока технологии, 7 класс. Валяние из шерсти
План-конспект по технологии по теме: «Валяние заготовки цветка для броши»
План-конспект по технологии разработан для учителей технологии. Подходит для школьников 7 класса.Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!
Цель: Ознакомить с историей возникновения валяния войлока и технологией валяния на примере заготовки цветка.
Задачи: обучающая: изучить стиль русского народного творчества, обучить работе с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, рукоделию, развитию самостоятельности, способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся, уметь анализировать, делать выводы, развивать коммуникативные умения через групповую деятельность.
воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь при выполнении работы? Точности.
Методы и приёмы обучения: наглядные, беседа, практическая работа.
Инструменты и принадлежности для работы:
• Компьютер.
• Образцы изделий.
• Шерсть для валяния
• Мыло
• Ванночка для воды
• Пленка и подложка
• Москитная сетка
• Полотенце
• Ножницы
• Шаблоны цветка
Ход урока
1. Организационный момент.• проверка готовности к мероприятию;
• проверка присутствующих;
2. Объявление темы урока.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения валяния, выполним заготовки цветка для броши способом мокрого валяния.
Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость вашего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть.
3. Изучение нового материала.
• Словесно-иллюстрационный рассказ (История валяния)
Я рада представить вам один из самых древних видов рукоделия – валяние из шерсти.
Существует красивая легенда о первом валяном изделии и связана она с Великим потопом. Когда Ной собирал зверей в свой ковчег, он пару овец закрыл тесном загоне, во время плавания овечья шерсть падала овцам под ноги. Они топтали ее своими копытами, шерсть уплотнялась, и в конце плавания Ной обнаружил в загоне войлочный ковер. Войлок – от тюркского – «покров, покрывало». Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н.э.. Древние люди собирали шерсть диких животных в период линьки и из нее изготавливали первую примитивную одежду, и лишь спустя века они научились прясть, вязать и ткать.
В мировую культуру войлок вошел как изобретение кочевников евразийских степей, горных скотоводов Тибета, Памира, Алтая, Кавказа.
В Россию техника валяния пришла вместе с монголо-татарским игом и прижилась благодаря суровым зимам. Самое распространенное русское валяное изделие, конечно же, валенки, хотя помимо них на Руси изготавливалось сукно и войлоки для хозяйственных нужд, валяные шапки, кисеты для хранения табака. Белорусы также использовали войлок в изготовлении валенок, верхней одежды ( например, юбок), утеплении домов.
Сегодня в России войлок один из самых старых, традиционных материалов вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды , а не только как декора, этакой "изюминкой" в одежде и интерьере.
Сегодняшняя технология валяния не сильно изменилась, и мы попробуем сделать войлочное украшение своими руками.
Существуют два способа валяния: сухое и мокрое.
Мокрое валяние - это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким способом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), а при изготовлении полу объёмных войлочных изделий, применения плоских форм-макетов ( сумки, обувь).
Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.
Перед вами в коробочке находятся материалы и инструменты, необходимые в работе: полотенце, подложка, пупырчатая клеенка, москитная сетка, трафарет изделия, ванночка для воды, ножницы, мыло, шерсть для валяния.
А для начала давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами.
4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии
• На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
• Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
5. Практическая работа. Изготовление заготовки цветка. Текущий инструктаж.
Этапы работы:
1. Раскладка шерсти на трафарет. Вытягиваем шерсть из ленты тонким прозрачным слоем. Отрывать не нужно, именно вытягиваем без усилий. Все движения осторожные, плавные, нежные. Далее раскладываем шерсть радиально по трафарету, следующий слой по окружности и снова радиально. Обращать внимание на толщину, она должна быть равномерна. Не следует раскладывать слишком толстый слой, если не хотим получить в результате валенок.2. Украшаем наш цветок различными волокнами тонким слоем, что бы придать «живость» цвета.
3. Накрываем изделие москитной сеткой, сбрызгиваем мыльной водой.
4. Начинаем притирать шерсть через сетку. Все движения осторожные, нежные. Сетку время от времени приподнимаем, отделяем от шерсти, иначе она намертво сваляется и работа будет испорчена.
5. Когда верхние волокна сцепились, убираем серку и продолжаем валять с двух сторон руками, постепенно усиливая нажим и меняя направления движения
Физкультминутка.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазам и рукам отдохнуть. Сделаем несколько упражнений.
В сторону отложим заготовку и войлочную прядь,
В работе нужен отдых – это надо знать!
Пальчики по парте отбивают такт,
Словно на рояле играет музыкант.
А теперь мы встанем с ваших мест друзья
И поаплодируем – без этого нельзя!
Влево мы посмотрим, а затем направо,
А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.
Глазками покрутим по стрелке часовой,
Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.
Сделаем глубокий очень вдох, друзья,
Жить без кислорода нам никак нельзя.
Ручки опустили, на носочки поднялись,
Сели, успокоились, работой занялись.
Взяли мы заготовку, взяли войлочную прядь,
Снова мы готовы знания получать!
Отдохнули. Теперь продолжим работу.
6. Вырезаем лепестки
7. Доваливаем.
Поскольку мы с вами делаем мак, нам нужно свалять маковую коробочку. Для этого туго сворачиваем зеленую шерсть, смочив в мыльном растворе, катаем шарик, сначала осторожно, постепенно усиливая нажим. В итоге шарик должен получиться достаточно твердым.
В заключении необходимо прополоскать обе заготовки, отжать в полотенце, придать нужную форму и высушить.
Мы скатали все слои и теперь нам необходимо раскрыть пленку и выжать все лишнюю мыльную воду.
• Выжимаем цветочки и создаем объемную форму цветка.
Лепим как из пластилина.
• Как только мы создали форму, мы снова сминаем и убираем излишки воды.
• Затем опять лепим форму. И так до полного высыхания.
• Как только мы получили нужную нам форму цветка, с минимум водой. Мы споласкиваем их под проточной струей, удаляя все мыло.
• И заново лепим форму. Не бойтесь шерсть запоминает форму сразу же и затем ее восстанавливает. Поэтому уделите ей внимание в начале лепки.
• Все ваши цветы готовы.
• После того, как все высохнет, пришиваем серединку цветка к лепесткам, украшаем бисером, пришиваем застежку.
Домашнее задание: Хорошо высушить работу.
Уборка рабочих мест
6. Анализ работы
Педагог: Молодцы, у всех получилась замечательные заготовки дя цветочка. Подведение итогов – анализ цветов (оригинальность идеи, аккуратность).
• поощрение обучающихся. Что получилось? Что было сложнее всего?
• Оценка настроения и интереса детей, результатов работы.
Рекомендуем посмотреть:
Сухое валяние Лошадь своими руками пошагово с фото Бусы. Мокрое валяние из шерсти. Мастер-класс с пошаговыми фото Сухое валяние из шерсти. Мастер-класс с фото Зайчик Конспект урока СБО, 7 класс. Северная кухняПохожие статьи:
Автор: Маргарита Сергеевна Голубева
Опубликовано: 2850 дней назад (22 февраля 2017)
Просмотров: 5146
Рубрика: Конспекты занятий
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!