Конспект урока - закрепление пройденного по истории, 6 класс. Русь при наследниках Ярослава Мудрого
Урок-закрепление пройденного материала по истории "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах"
Автор: Федорова Людмила Николаевна, учитель истории МКОУ Калачеевская СОШ № 6.Возраст участников: 6 класс.
Описание: данный методический материал рекомендован для учителей истории,преподающих в 6 классе с целью закрепления пройденного материала. Он содержит план-конспект урока, необходимое оборудование для проведения урока.Тема: "Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах" (п.8), автор учебника История России А.В. Торкунова.
Цель: развивать интерес к истории своей Родины.
Задачи:
Образовательная задача: повторение материала о наследниках Ярослава Мудрого, Владимире Мономахе.
Воспитательная задача: патриотическая воспитание, воспитание интереса к исторической науке, чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.
Развивающая задача: развитие познавательной деятельности учеников при работе с дополнительным материалом, развитие эрудиции и кругозора обучающихся.
Продолжить формировать умения и навыки анализировать и работать в команде, обобщать, делать выводы, работать с документами.
Необходимое оборудование: музыкальные заставки («Черный ящик», «Звук волчка», «Начало игры»), волчок-юла со стрелкой, ватман (круг, разделенный на сектора), презентация с вопросами, конверты с вопросами, черный ящик, чистые карточки-листы для ответов команд, ручки каждой команде, предмет, находящийся в черном ящике (бутылка с квасом), медали для участников команд, художественное оформление доски.
План:
Представление команд.
Правила игры.
Состязание знатоков.
Подведение итогов.
Награждение победителей (медали, оценки самым активным ученикам).
Методические рекомендации к проведению игры:
1. Участвует 3 команды (общее количество учеников в классе, разделенное на 3).
2. Необходимо подготовить презентацию – наглядный материал, черный ящик, волчок, игровое поле, музыкальное оформление.
3. Команды рассаживаются за отдельные столы.
4. В игре предусмотрены различные виды конкурсов: вопросы командам, блиц-опрос (по 3 вопроса каждой команде, вопрос «Черный ящик»).
5.На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц-опроса, состоящего из 3 вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).
6. Ответы сдаются учителю в письменном виде.
7. Основной показатель, по которому определяется место команды - количество правильных ответов
Ход урока:
Учитель: - Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим интеллектуальное состязание по истории России. Тема - «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах». Сегодня каждый из вас может показать свой ум, находчивость, логику мышления. За игровыми столами у нас соревнуются три команды, которые были сформированы в случайном порядке (например, по нумерации в журнале и т.д.). (звучит музыка к передаче «Что? Где? Когда?»)
– А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе игровой круг, который разделён на сектора. На каждом секторе находится конверт с вопросом.
– Знатоки должны ответить на вопрос. На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 очко.
– Вопрос под названием – «БЛИЦ-ОПРОС». В этом конверте целых 3 вопроса, на которые должны ответить знатоки. По количеству правильных ответов присуждаются очки, т.е. вы можете заработать +3 дополнительных балла в данном конкурсе.
- Итак, с правилами познакомились. А теперь немного посовещайтесь и выберете капитана команды. Ему будет предоставлено право крутить волчок.
- Команды, представьте ваших капитанов…
Желаю удачи!
- Итак, счет 0:0:0. Первый раунд.
- 1 команда, крутите волчок (звучит музыка).
Основные вопросы:
1 минута на размышление каждого вопроса
1. Сколько было сыновей у Ярослава Мудрого? (5)
2. Как назывался документ, который содержал Свод законов, предусматривающий наказание на княжескую собственность, жизнь людей, управлявших княжеским хозяйством? («Правда Ярославичей»
3. Как назывались воинственные племена, которые в 1068 году совершили первый крупный набег на Русь? (половцы)
4. Кем приходился Ярославу Мудрому черниговский князь Святослав? (вторым сыном)
5. Как по линии матери, византийской принцессы, называли сына Всеволода Владимира? (Мономах – Единоборец)
6. В каком году по настоянию Владимира Мономаха внуки и правнуки Ярослава Мудрого собрались на съезд в г. Любече? (1097 г.)
7. В чем заключался установленный принцип князей «Каждый да держит отчину свою» (разделение Русской земли на отдельные княжества)
8. О чем договорились князья между собой на Любечском съезде? (бороться с половцами сообща, чтобы те не разоряли Русь, каждый будет править самостоятельно на земле, доставшейся от отца)
9. Назовите имя вдохновителя общерусской борьбы с половцами, который весной 1111 года собрал и нанес сокрушительный удар по половцам? (Владимир Мономах)
10. Зачем киевская знать отправила гонцов в Переяславль к Владимиру Мономаху? (В апреле 1113 года умер Святополк Изяславич. Опасаясь беспорядков, хотели пригласить на престол «отца и деда».
11. В каком возрасте князь Владимир Мономах стал киевским князем? (60 лет – 1113-1125 гг.)
12. Как назывался новый свод законов, который создал после своего вокняжения Владимир Мономах? («Устав Владимира Всеволодовича»)
13. О чем говорилось в новом своде законов Владимира Мономаха? (закон облегчал положение различного рода должников, запрещал превращать свободных людей в рабов)
14. В какие города Владимир Мономах отправил своих сыновей? (Новгород, Смоленск, Суздаль, Владимир-Волынский)
15. Как называется назидание князя Владимира Мономаха, обращенное не только к своим детям, но и ко всем потомкам? («Поучение»).
16. О чем говорится в назидании Владимира Мономаха? (о своем жизненном пути, изложил свои взгляды на то, что является главным в жизни человека, как он должен вести себя по отношению к другим людям)
17. Кто после смерти Владимира Мономаха стал править Киевом? (старший его сын Мстислав – 1125-1132)
18. Что было сделано Ярославом Мудрым для распространения христианства на Руси? (строили новые церкви, при них открывались школы, поощрялся перевод церковных книг с греческого языка на славянский).
ИГРОКИ: совещаются и записывают свой ответ на листочек, потом сдают учителю.
Учитель: – Уважаемые знатоки...
(Зачитывает ответы и называет правильный. Учитель после каждого раунда фиксирует результаты команд на доске).
Вопрос «Черный ящик»
Самым распространенным видом обуви на Руси всегда были лапти. Естественно, что к качеству этой обуви предъявлялись серьезные требования, особенно по поводу прочности. Поэтому мастер-изготовитель в присутствии заказчика (или покупателя) наливал в сплетенный лапоть жидкость, чтобы продемонстрировать качество товара. Что это за жидкость? Что находится в черном ящике? (бутылка кислых щей - кваса).
(Лапти на Руси были практически единственной доступной обувью бедных крестьян, а щи простым, повседневным дешевым блюдом. В старину на ярмарке мастер, желая продать свой товар, брал из кучи новых лаптей один и наливал внутрь бутылку кислых щей (кваса). И показывал покупателям – обувка-то добротная, лыко двойного плетения и жидкость не протекает. Отсюда и пошла поговорка «лаптем щи хлебать»).
БЛИЦ-ОПРОС:
1. Эта женщина, сыгравшая значительную роль в истории Древней Руси, при рождении была наречена одним именем, при крещении другим, а мы ее знаем под третьим. Назовите это имя.
(Речь идет о русской княгине, которую мы знаем под варяжским именем Ольга. До замужества она носила имя Предслава, а после принятия христианства – имя Елена).
2. Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили, как правило, на ней свое имя. Почему на монетах Ярослава Мудрого часто изображен Георгий Победоносец и высечено имя Георгий?
(имя, данное при крещении)
У славян почитание святого Георгия развилось рано. Имя Георгий (Юрий) получил во святом крещении сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый. В честь своего святого он основал на Новгородчине город Юрьев и Юрьевский монастырь, воздвиг храм Георгия Победоносца в Киеве. Со времен Ярослава изображение Георгия появляется на монетах.
Георгий Победоносец – небесный покровитель российской столицы. Основатель Москвы Юрий Долгорукий в память своего святого также построил несколько храмов, основал город Юрьев-Польской .
3. Литературный памятник-произведение XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц.
(«Слово о полку Игореве»)
1. Заключительное слово учителя.
(Определение победителя, подведение итогов)
- Вручаются медали лучшим игрокам команд.
Выводы:
- Какие же важные события произошли на Руси в период совместного правления Ярославичей?
- Почему борьба половцев стала важнейшей задачей русских князей?
Рекомендуем посмотреть:
Адаптированная образовательная программа для учащихся с ОВЗ по Праву. Факультатив, 6 класс Кроссворд по истории России с ответами, 6 классУчастник №27 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
Автор: Людмила Николаевна Федорова
Опубликовано: 2835 дней назад (17 февраля 2017)
Просмотров: 5284
Блог: Блог Федорова Людмила
Рубрика: Методические разработки уроков
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!