Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна 2025»

 

Свидетельство о публикации бесплатно

Русские народные праздники в январе

Народный календарь на январь
Январь-просинец
Трещит морозный январь, льды впросинь красит. С прибавкой света и холода прибавилось. И все-таки — «Новый год — к весне поворот», — говорили люди.

Январь — середина зимы. Впереди еще будут и жгучие холода, и седые вьюги, но уже отходит пора тусклых, коротких дней. Солнце повернуло на лето — это ль не радость! Зимний солнцеворот — самое заметное и самое радостное событие сезона. Прибавка света означала, что на смену дряхлеющему году заступает во всем величии новый год, а с ним и новый цикл земледельческих работ. Русские люди издавна справляли Новогодье сразу же после зимнего солнцеворота: землепашество — главное их занятие в прошлом — всецело зависело от тепла, посылаемого солнцем. Солнечное происхождение новогодних празднеств, видно, досталось русским со времен язычества, потому-то эту обрядность вполне можно назвать реликтовой. Интересно, что когда христианские миссионеры перенесли в Древней Руси новолетие на март, а с 1348 года — на сентябрь, простые люди Новый год по-прежнему отмечали после зимнего солнцеворота. Никакие угрозы церкви не смогли изменить исконную традицию. С 1700 года летоисчисление в нашей стране ведется с января.
Только с этой поры новогодние народные забавы и увеселенья получили признание. Больше того, правящие сословия придали им даже некоторую светскость, а князья церкви попытались согласовать православную обрядность с народной, уходящей корнями в языческую старину. Но ни светскость, ни бытовое православие не переделали народную новогоднюю обрядность: она, как и раньше, выражала свою аграрносолнечную сущность, свою крестьянскую подоплеку. Впрочем, это относится ко всей календарной поэзии русских людей.
Кстати, богословы, подгоняя свои воззрения к «круговращению времян», к временам года, старались по-своему истолковать просветление дня в январе. Так, Григорий Нисский, живший в IV веке нашей эры, в одном из своих «Слов» замечает: «Ныне мрак начинает умаляться, и свет, увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи. Гибельная ночь греха, вырастая до последней крайности и беззакониями всякого рода доведенная до последней крайности и нечисти, ныне начинает умаляться и редеть». Иными словами: обновление года необходимо, чтобы очиститься от накопленных прегрешений.
1 января — если ночь на первое января звездная, то быть по лету большому урожаю ягод. Каков этот день, таков и первый день лета.
6 января — сочельник, канун Рождества. Наступают морозы. Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Ясный день — к хорошему урожаю. Коли тропинки черны — урожай на гречу. Звездист небосвод — ждет ягодный год и на скот велик приплод. Дня прибыло на куриную ступню.

7 января — Рождество Христово. Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Двунадесятый праздник православного календаря.
«На Рождество и солнце играет», — гласит народная поговорка. День этот стал днем всепрощения, днем светлых чувств и чистой любви, которую принес в мир Христос. Рождественское настроение — это смесь волшебства и веры в будущее, надежды, которые спешат разделить с самыми близкими людьми. Дом, привечающий рождественских гостей, светит путникам, как Вифлеемская звезда, обещая чудо.
8 января — Бабий праздник, праздник каш. В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит. Столярничают, играют на музыкальных инструментах.
12 января — Анисьи зимние. Гость, гостинек, взойди на порог. Перед гостем на стол — и грибы, и разносол, и варево из печи на стол мечи.

13 января — встреча Нового года, Васильев вечер.
Встреча Нового года. Васильев вечер
Но вот и новогодний, щедрый, или, как говорили когда-то, Васильев вечер. Крестьянские семьи усаживались в эту пору разбирать свиную голову. По народной символике свинья олицетворяет плодовитость, благополучие. Чтобы во весь год дому сопутствовал достаток, и усаживались «вепреца ломать»: глава семьи разделял вареную голову на части, раздавая куски по старшинству. Самый маленький из ребят залезал под стол подражать хрюканью поросенка. Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут: пусть свиньи не переводятся. Потом семья принималась есть кашу, затертую из разных полевых злаков и гороха. Перед тем как выложить кашу из горшка и сдобрить ее конопляным маслом и медом, приметливые хозяйки присматривались к тому, как она выглядит в горшке: коли каша румяная, раздымчатая — предстоящий год сложится удачливым.
Садоводы в полночь стряхивали снег с яблонь — для урожая. Знающие люди примечали: если в ночь ветер дует с юга — год будет жарким и благополучным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов.
Ряженые под Новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик-всадник. Образ лошади был весьма дорог для хозяина- землепашца.
На Новогодье в старой русской деревне «кликали овсень». Колядовщики, а в иных местах — пастухи ходили по домам разбрасывать из рукавов зерна - на плодородие. Если встречали приветливо, кликающие пели песню, в которой сулили хозяину густую, ужинистую рожь, от которой «ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог». Хозяева благодарили колядовщиков «козульками» — фигурным печеньем и пирогами. «Кто не даст пирога — мы корову за рога», — стращали балагуры.
С зимними праздниками связано множество красивых и добрых традиций. Обычай дарить подарки под Новый год с пожеланиями удачи и счастья был установлен еще древними римлянами 1 января 153 года до нашей эры. Тогда же начали складываться и первые приметы. Считалось, например, что каков будет первый день, таков будет и весь год. Поэтому следовало в Новый год веселиться, отложив все заботы, одеваться красиво и во все новое. Традиция украшать жилище зелеными ветвями существует также с древнейших времен. Обычай этот имеет магические корни. Елка — это не просто украшение комнаты, а еще и символ жизни, здоровья и благополучия. Первое упоминание о новогодней елке относится к 1600 году, она была установлена во французской провинции Эльзас. В то время елку украшали бумажными розами. Но чаще всего несколько веков назад елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами.
С 1737 года в германских княжествах стали «одевать» елку в мишуру и бумажные обрезки. Золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Из листов латуни возникали елочные феи. А спустя 38 лет на елочках появились позолоченные и посеребренные картофелины, бывшие тогда редкостью в Европе. Начиная с 1815 года, на елках стали зажигать свечи. В 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии были сделаны первые елочные шары. Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.
В России обычай украшать ели сначала распространился в городах, среди аристократии, а позже — и в сельской местности.
Гадания
Повсеместны были святочные гадания. Гадали в основном вечером или ночью — в одиночку и группами, а порой собирались целыми семьями. Хотя гадали на протяжении всех Святок, самым подходящим временем считали Васильев вечер и ночь под Крещение. Люди отдавали себе отчет, что входят в контакт с потусторонней силой, но никакие церковные запреты не могли удержать их от искушения приподнять завесу времени.

Гадания 2
Во время гадания использовали самые разные предметы: сельскохозяйственные орудия, украшения, растения, цветы. Гадали на каше, на блинах и на кутье. Каждая вещь имела символическое значение. Например, кольцо, венок, платок были символами брака. Зерно означало достаток, а зола — болезнь.
Людей крестьянствующих, естественно, в этот вечер больше всего волновал будущий урожай: какой хлеб больше уродит, будет ли лето ненастным или сухим, долго ли протянется зима? Чтобы предсказать урожай того или иного злака, убеленные сединами старики отправлялись под Новогодье в риги, набирали там соломины с колосками разных хлебов, затем отправлялись чародействовать по оврагам. Там они втыкали соломины в снег и уходили. Наутро шли читать предвещания: какая соломина покроется инеем, тот злак и будет в предстоящем году урожайным.
Ну а молодежь гадала о своей судьбе: девушкам хотелось знать о суженом, о свекрови, о доме, где придется жить; парням — о невестах.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

В этой балладе В. Жуковского упомянуто большинство самых распространенных способов гаданий.
Практически везде девушки кидали башмачок. Его кидали за ворота, носок упавшего башмачка указывал направление деревни, в которую девушка выйдет замуж, а если башмак падал носком к ее дому, значит, думать о свадьбе еще рано. Ночью на перекрестке дорог девушки, очертив себя кругом, накрывались скатертью и вслушивались в ночную тишину. С какой стороны слышался звон колокольчика или лай собак, в ту сторону девица выйдет замуж. Музыка обещала свадьбу, а топот коня или скрип телеги — дальнюю дорогу. Звук топора предвещал беду и даже смерть. Иногда на перекрестке набирали в передник снег и, зарыв глаза, приговаривали: «Полю, полю белый снег на собачий след. Где собачка взлает, там мой суженый живет».
Еще, бывало, в полночь девушки выходили на улицу и становились под чьи-нибудь окна, прислушиваясь к разговору. Первое услышанное имя означало суженого, слово «иди» — замужество, «сядь» — возможность остаться в девках, а «ляг» — смерть. Чтобы узнать, каким будет жених, считали колья в плетне — три раза по девять, а по последнему определяли: если кол сучковатый, то жених будет сердитый, если без коры — бедный, а в коре — богатый. Иногда заходил в сарай с дровами и брали наугад полено. Полено с трещинками сулило сердитого, дурного мужа, а гладкое — хорошего, ласкового.
Иногда бегали ночью к овцам, стараясь в темноте дотронуться до них наугад: если овца оказывалась черной, то жених будет брюнетом, если белой — то блондином.
Очень популярным было гадание по воску, который лили в миску с водой и смотрели на застывающие в воде фигурки: если получалось колечко, значит, скоро замуж; если развалины, то быть беде.
Кроме того, девушки обсыпали колечки овсом и кормили петуха. Чье колечко обнажится первым, той первой и замуж идти.
Петух участвовал и в другом ритуале. На столе раскладывали щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь и ставили миску с водой. Затем приносили петуха. Если он сначала клевал крупу или хлеб, это предвещало жениха из богатой семьи. Коли петух станет воду пить, муж будет пьяница; если клюнет ножницы, то портной; если золу — табашник, а коли вздумает уголь клевать, то девушка не выйдет замуж совсем.
Гадали на вечеринках и посиделках, в банях и возле храмов. Для вечеринок нанимали избу вдовы или солдатки.
Разнаряженные во все праздничное девушки рассаживались на лавках вдоль стен избы, а парни садились напротив на скамейках. Посреди ставили стол. Сваха, хозяйка избы, накрывала стол скатертью, нянюшка ставила блюдо с водою. Присутствующие снимали перстни, кольца и серьги, клали на стол, загадывая при этом желание. Сваха приносила платок, накрывала им блюдо, а нянюшка сверху клала кусочек хлеба, соли, угольки и печную глину. После песни хлебу и соли все это бросали в блюдо, куда затем клали перстни, кольца и серьги. Запевалась подблюдная песня, восхваляющая жениха и невесту:
Катилося зерно по бархату.
Слава!
Еще ли то зерно бурмитское.
Слава!
По окончании песни все затянут припев:
Да кому мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется.
Скоро сбудется, не минуется.

Любили петь и о том, как «за рекой живут мужики богатые. Гребут золото лопатами, чисто серебро лукошками». После каждой песни сваха трясла блюдо. Затем одна из девушек (с завязанными глазами) начинала вынимать кольца под пение подблюдных песен. Под какие слова песни вынималось кольцо, то и должно было сбыться. В песнях предсказывалось богатство, замужество или несчастье, безбрачие. Широко употреблялись символы. Например, упоминание хлеба, золота или жемчуга предвещало благополучие, упоминание ворона — смерть, расстилание полотна — работу у чужих людей. Сани означали нежеланный уход из родного дома, а сокол, голубка, венец — скорое замужество.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем-то мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися.

Подблюдные песни завершались «хоронением золота». Игра эта была такая. Одна из девушек брала кольцо (оно в гаданиях олицетворяет супружеский союз), бывшее в блюде, и ходила вдоль рядка подруг, сидевших сложа руки. Когда хором затягивали песню, девушка незаметно вкладывала одной из сидящих кольцо в руки, а та передавала его так же незаметно в руки другой подруги. Песню при этом пели такую:
Уж я золото хороню, хороню,
Чисто серебро хороню, хороню,
Я у батюшки в терему, в терему,
Я у матушки в высоком, высоком.
Пал, пал перстень
В калину, в малину,
В черную смородину,
Гадай, гадай, девица,
Отгадывай, красная!

После песни девушка, пускавшая по рукам кольцо, начинала отгадывать, у кого оно теперь. Если отгадает — игру заканчивают, ошибется — продолжают.
Ложась спать, красны девицы клали под подушку гребешок и говорили: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать».
Хорошо известно гадание с зеркалом, которое зачастую проходило в бане. Девушка ставила его напротив себя, а рядом две тарелки и две ложки, приглашая нечистых духов разделить трапезу. В зеркале девушка надеялась увидеть суженого. Здесь уже откровенно призывалась на помощь темная сила. Многие ритуалы проводились в так называемых нечистых местах: в заброшенных домах, в овинах, подклетях, на кладбищах. В поисках контакта с духами люди снимали с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде. Девушки распускали косы, выбегали на улицу босыми, в одной рубашке. К месту гадания шли зажмурившись, прикрыв лица платком.
Частенько люди ходили на Святки к профессиональным гадателям, колдунам.
Православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу, к которой относились гадания. Поэтому после таких греховных занятий требовалось исповедоваться и причаститься.
14 января — Новый год. Васильев день. Василий Великий. Зиме середка.
Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом. В Сибири в ходу были рысистые бега: иноходцы и рысаки вихрем мчались под гиканье удальцов.
На Святки повсеместно на Руси справляли свадьбы. Считалось, что это время, вплоть до масленицы — лучшее для игры свадеб. Много невест на Святках дожидались сватов, потому-то январь иногда даже в официальных старинных документах называли «свадебником». Так и писали: «От свадеб до Вербной недели», или: «Приехал о свадьбах».

15 января — Сильвестр. Куриный праздник. Ребятам раздают петухов из глины. Январь гонит вьюгу за семь верст.
18 января — крещенский сочельник — голодный вечер. Навечерие Богоявления.
По церковной традиции, в этот день устанавливался строгий пост. До первой звезды вообще не разрешалось есть, затем на стол подавали ритуальную пищу — голодную кутью. Поэтому крещенский сочельник называли Голодною кутьею или голодным Святым вечером. В полночь люди старались увидеть Господне крещение: если колыхнется чаша (купель) с водой в храме или вода в проруби, считалось, что Христос невидимо касался воды.
Навечерие Богоявления означало конец Святок, вместе с ними колядований, ряжений, игрищ. В народе хорошо знали, что церковь отрицательно относится к этим бесовским забавам, и стремились очиститься от грехов святочных потех. Не случайно Навечерие Богоявления и Крещение считались временем изгнания нечистой силы, якобы разгулявшейся на земле за эти недели.
Полный месяц в этот вечер — к большому разливу. Люди собирали снег для беления холстов, для бани.

19 января — Крещение Господне, Богоявление. Двунадесятый праздник православного календаря.
21 января — Емельян зимний. «Емельян, накрути буран». Метель зиме за обычай. Судили о характере зимы окончательно, следили за ветром: если подует с юга — посулит грозовое лето.
23 января — Григорий Лето- указатель. Ежели иней на деревьях, стогах и скирдах — к мокрому и холодному лету.
24 января — Федосеево тепло. Если тепло, знать, на раннюю весну пошло.
25 января — Татьянин день. Проглянет солнышко — к раннему прилету птиц, снег — лето дождливое.
28 января — Петр-Павел дня прибавил. Коли ветер, будет год сырой.
29 января — Петр-полукорм, значит, домашней живностью съедена половина зимнего корма. Скрипели набитые душмяным сеном возы, раздвигая полозьями пышные сугробы. Из глухих деревень отправлялись в извоз в Москву, где содержалось великое множество выездных, ломовых и рысистых лошадей. Предместья города походили на хутора и слободы. Зерновым фуражом, раскиданным у коновязей, пробавлялись стаи голубей и воробьев. А сумерками к сенникам забегали зайцы-русаки.
30 января — Антон перезимний. Перезимник — обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет. Не верь теплой погоде зимой. Забияка-морозяка пробежал леском окоченелым, распарывая шубы стволовые.
На морозе и старик
вприпрыжку идет.
Мороз и железо рвет,
и на лету птицу бьет.

31 января — Афанасий-ломонос: Афанасий да Кирило забирают за рыло. Ломонос морозит нос. Вороны летают и кружат стаями — к морозу. «Мороз шуток шутить не любит», — причитал предусмотрительный деревенский люд, влезая в кожухи да полушубки. В легкой одежде страсть как холодно. А впереди морозы еще строже: «Это не диво, что Афанасий- ломонос морозит нос, а подожди Тимофея-полузимника (4 февраля) — тимофеевских морозцев».

Рекомендуем посмотреть:

Русские народные праздники в декабре Русские народные праздники в феврале

Похожие статьи:

Рассказы о зиме для школьников 3 класса

Пришвин «Беличья память»

Сладков «Бюро лесных услуг»

Соколов-Микитов «На лесной дороге»

Полуянов «Подснежники»

Русские народные праздники в декабре | Русские народные праздники в феврале
Опубликовано: 42 дня назад (6 марта 2025)
Просмотров: 572
+6
Голосов: 6
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!