Занятие в детском саду в подготовительной группе с использованием ИКТ. В гости к осени
Конспект занятия «В гостях у осени». Подготовительная группа
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, вызвать интерес к исследовательской деятельности, прививать навыки практической работы, формировать научные объяснения о явлениях природы, расширять кругозор по окружающему миру природы.Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• способствовать приобретению навыков исследования и делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
• Развивать умение выявлять причинно-следственные связи.
воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
• воспитывать желание участвовать в экспериментальной деятельности и высказывать собственное суждение.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Оборудование:
Волшебный листочек, коробочка с картинками, корзинка с овощами, два подноса, фрукты (яблоко, груша, банан, слива, апельсин), сухие листья настоящие (большие и маленькие разной формы), картинки с изображением птиц, маленькие птички на палочке.
Кусочек белой ткани, зеленый лист, лупы, деревянный кубик (на каждого ребенка).
Для опыта: ступка, пестик, спирт, фильтровальная бумага, пробирки, бензин.
Ход занятия:
Организационный момент (слайд 2)Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют действия по тексту:
«Здравствуй небо, (руки вверх)
Здравствуй земля, (приседают)
Здравствуйте мои друзья, (руки вперед)
1,2, 3, 4, 5 (загибаем пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять, (беремся за руки)
Будем что то узнавать».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придет гостья. А кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
Кто же это?
Дети: Осень (слайд 3)
Воспитатель: Правильно, Осень. А пока мы ее ждем, скажите, осень это хорошо или плохо? Почему хорошо? А почему плохо?
Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)
Стук в дверь. Заходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! Вот и заканчивается время моего правления. На дворе последние осенние деньки. Я знаю, что вы много говорили обо мне, поэтому я приготовила для вас небольшое задание.
У меня есть волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени. (слайд 4)
Дидактическая игра «Назови примету осени».
Воспитатель: Ребята, передавайте друг другу этот листочек и называйте приметы осени.
1. Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.
2. Птицы улетают в теплые края.
3. Животные готовятся к зиме. (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку)
4. Солнце светит, но не греет.
5. Часто идут дожди.
6. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
7. В лесу появились грибы и ягоды.
8. Люди собирают урожай.
9. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
10. Дует сильный ветер.
11. Насекомые прячутся.
12. Цветы вянут.
13. Трава желтеет.
14. Небо серое, хмурое.
Осень: Молодцы, ребята! Много примет назвали.
А сейчас у меня для вас второе задание. Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете? (Ответы детей)
Задание: Посмотрите на картины и определите, к какому периоду осени они относятся! (3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя. Картины висят на доске)
Дети: Первая картинка солнечная, весёлая. Это ранняя осень. В сентябре ещё тепло, листья зеленые и немного желтые. Желтеет и высыхает трава. Охлаждается вода в реках и озерах. Люди собирают урожай на огородах, в садах. Идет уборка хлеба. В лесу собирают грибы. (слайд 5)
Второй период осени – это золотая осень. Листва на деревьях всё больше желтеет и краснеет и начинается листопад. На юг улетают перелетные птицы. Чаще идут дожди. Дни короче, ночь длиннее; солнце светит мало; ветер срывает листья с деревьев, цветы вянут, ночью заморозки, насекомые исчезли, звери заканчивают подготовку к зиме, завяла трава и цветы. (слайд 6)
Третий период осени – это поздняя осень. Листья почти все опали, на деревьях осталось несколько листочков. Лежит первый снег. Впадают в спячку звери и насекомые. Полностью завершается листопад у деревьев и кустарников. Появляются зимующие птицы. Водоемы затягиваются молодым льдом. (слайд 7)
Воспитатель: Действительно, на одной картине ранняя осень, на другой – середина осени и на третьей - поздняя осень. А сейчас у нас за окном какая осень?
Осень: Молодцы! Вы все правильно рассказали.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Осени есть три брата? Кто же это? (ответы детей). Правильно, месяцы. Послушайте загадки.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, -
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Ноябрь)
Знаете, ребята, какой интересный факт я заметила. Давайте выпишем первые буквы осенних месяцев. Первый месяц – сентябрь. На какую букву он начинается? Выписываем букву С; второй месяц – октябрь, он начинается с буквы… О, третий месяц – ноябрь, он начинается с буквы… Н. Давайте прочитаем, что получилось: СОН. Как вы считаете, случайно ли у нас получилось такое осеннее слово? (слайд 8)
Заслушиваются ответы детей, затем воспитатель обобщает их: осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные тоже впадут в спячку, остальные будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.
Осень, довольна ли ты ответами наших детей? (слайд 9)
Осень: Да, вы молодцы! И моих братьев знаете. А хотите побывать у них в гостях? Они тоже приготовили для вас интересные задания и игры.
Воспитатель: Ребята, вы согласны отправиться в путешествие?
Дети: Согласны.
Осень: Тогда отправляйтесь в дорогу, а я пойду завершать свои дела. На прощание я оставляю вам коробочку. Откроете ее, когда вернетесь. До свидания.
(Осень уходит)
Воспитатель: Ну, что же, отправляемся.
Помогут нам путешествовать осенние листочки. (Дети берут листочки)
(звучит музыка Чайковского «Времена года») (слайд 10)
Закружились листья, закружились…
В сентябре мы с вами очутились. (слайд 11)
Воспитатель: А вы знаете, ребята, в старину месяцы года назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам очень много. Сентябрь в народном календаре называется рябинник, хмурень, листопадник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? Правильно, потому что в сентябре, с наступлением первых заморозков, поспевала рябина. Есть такая примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая». А почему сентябрь –хмурень? (Небо чаще хмурится.) Название «листопадник», я думаю, всем понятно – именно в сентябре начинается листопад.
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?
Дети: Собирают ягоды, грибы. Сушат на зиму. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают сорняки, листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Воспитатель: Вы правы. Осенью кругом столько работы — ведь поспевает урожай. Урожай чего? (овощей и фруктов)
Месяц Сентябрь предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Ход игры: взрослый читает, а ребенок добавляет слова. (слайды 12,13,14)
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Воспитатель: Хорошо, все, что вы сказали. А знаете ли вы, что можно есть у того или иного растения, овоща?
Игра называется «Вершки и корешки». (слайд 15)
Перед вами корзинка с овощами. Задание такое: разложить овощи по их съедобной части. Если съедобен вершок (т. е. этот овощ растет на земле) — вы кладете его на поднос слева от корзинки, если съедобен корешок (т. е. этот овощ растет в земле) — кладете на поднос справа.
Сначала подойдут девочки.
А теперь мальчики.
Давайте проверим, все ли верно вы выполнили.
(Морковь, картофель, свекла, редька, чеснок - корешки.
Капуста, кабачок, укроп, петрушка, перец - вершки.
Лук - вершки и корешки)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас месяц Сентябрь предлагает вам узнать дары Осени на вкус.
Игра «Узнай на вкус».
Дети с закрытыми глазами определяют фрукты на вкус (яблоко, груша, банан, апельсин, слива)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями Сентября.
Отправляемся на встречу с октябрем. (музыка) (слайд 16)
Закружились листья, закружились…
В октябре мы с вами очутились. (слайд 17)
Воспитатель: Октябрь в народном календаре – листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений. Говорили в народе: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы». Смешное название «мокрохвост» говорит о частых дождях. И «грязник» оттуда же. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре, когда были закончены все сельскохозяйственные работы, на Руси праздновались свадьбы.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. А сейчас Октябрь хочет загадать вам загадку.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад ) (слайд 18)
Воспитатель: Правильно, это листопад. Скажите, а почему листья опадают?
(ответы детей)
- Потому, что деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.
А вы знаете от чего листья летом зеленые, а осенью желтеют?
Почему же это происходит, мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо переместиться за рабочие столы.
Опыт 1: «Исследование листа с помощью лупы» (слайд 19)
Воспитатель: Вам интересно узнать, как устроен лист?
(Интересно)
Для того, чтобы лучше его рассмотреть, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
(Дети с помощью лупы рассматривают листок)
Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки?! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и вы убедитесь в этом.
Воспитатель: По черенку поступает питание к листочку. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму.
Опыт 2: «Почему лист зеленый?»
Воспитатель. Давайте выясним, почему листья зелёные?
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети проводят опыт с листочком, на ткани появились зеленые пятна).
Воспитатель: Это зеленое вещество называется хлорофилл, он окрашивает лист в зеленый цвет. (Дети повторяют название вещества)
Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими: (дети называют — коричневыми, желтыми, красными). Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если очень бедна витаминами – листья красные.
А сейчас я покажу вам опыт.
Лабораторный опыт «Получение спиртовой вытяжки пигментов из листьев и их разделение»
1. Лист растения мелко нарезаем в чистую ступку. Тщательно растираем пестиком в однородную массу. Затем в ступку добавляем спирт и снова тщательно растираем. (Обратить внимание детей на то, что бесцветный спирт окрасился в зелёный цвет, т.е. хлорофилл, который имеет зелёный цвет, перешёл в спирт).
2. Полученную вытяжку пигментов фильтруем через фильтровальную бумагу в пробирку.
3. Теперь к вытяжке добавляем бензин и 2-3 капли воды. Пробирку хорошо встряхиваем и ждём.
А пока проведем еще один эксперимент «Как листья опадают» (слайд 20)
Ребята, а вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? Давайте выясним, какие листья падают быстро, а какие медленно и какой листик красивее всех кружится. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же произошло в пробирке. (слайд 21)
Хорошо становятся заметны два слоя – вверху бензиновый слой, внизу спиртовой. Верхний бензиновый слой становится зелёным, т.е. в бензин перешёл хлорофилл. Нижний спиртовой слой стал жёлтым. В спирте остался пигмент ксантофилл.
Вывод: Итак, исходя из проделанного опыта, мы убедились, что в зеленом листе есть и зеленый пигмент и желтый. Как называется зеленый пигмент? (ответы детей). Хлорофилл помогает листикам в теплое время года поглощать солнечный свет, который необходим растениям для жизни. А желтый – ксантофилл, появляется в листьях тогда, когда становится холоднее и растениям не хватает солнечного света.
Ну, что же, теперь вы точно знаете, почему листья желтеют и опадают.
Пора продолжить наше путешествие.
Воспитатель: Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц.
Отправляемся на встречу с ноябрем. (музыка) (слайд 22)
Закружились листья, закружились…
В ноябре мы с вами очутились. (слайд 23)
Воспитатель: Ноябрь – подзимник, грудень. Почему «подзимник», понятно – последний месяц осени, последний перед зимой. Называли также ноябрь «воротами зимы». А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежала грудами, кучами.
Воспитатель: Ребята, месяц Ноябрь приготовил для вас задание. Вам нужно внимательно послушать вопрос и из трех вариантов ответа выбрать правильный.
Викторина «Как зимуют звери» (слайды 24, 25, 26)
1. Кто зимой белый, а летом серый?
- рысь
- лиса
- заяц
2. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают
3. Кто это сказал? «Норку утепляю, зёрнышки собираю. Зимой проснусь, наемся и холод мне не страшен».
- заяц
- мышь
- лиса
4. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой
5.Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- покой
- жировые запасы под шубкой
- тишина
6. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях?
- белка
- рысь
- лиса
7.Кто к зиме собирается в стаи?
- лисы
- белки
- волки
8.Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- зарываются в песок
- убегают в тёплые края
- меняют летнюю шубку на зимнюю
9.Кто зимой серый, а летом рыжий?
- кабан
- заяц
- белка
10. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк
11. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- еж
- заяц
12. Где будет зимовать медведь?
- в норе
- в берлоге
- в дупле
Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили правильно.
А Ноябрь еще хочет у вас спросить, как мы называем птиц, улетающих на юг? (перелетные). (слайд 27)
Как вы думаете, почему птицы улетают? (на юге теплее и сытнее.)
Все ли птицы сразу улетают?
Дети: Нет. Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, кукушки, жаворонки).
Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, грачи).
В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.
А все ли птицы улетели? (ответы детей) Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие). Назовите их. (слайд 28)
Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, дятлы. У этих птиц оперенье гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.
Воспитатель: Ноябрь хочет проверить ваши знания. Он предлагает вам выбрать картинки с изображением птиц и поместить перелетных на картинку с изображением солнышка, а зимующих на кормушку.
Игра «Птицы» (слайд 29)
Воспитатель. Молодцы. А сейчас поиграем в игру «Маленькая птичка»
(Дети берут маленьких птичек на палочке) (слайд 30)
Надо внимательно следить одними глазами за указательным пальцем правой руки.
Показываю:
Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит за ним глазами).
Птичка влево полетела (отводит палец влево, следит за ним глазами).
К нам на нос она присела (подводит палец к носу).
Посидела, посидела
И куда-то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).
А теперь поиграем вместе, стараясь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы. Упражнение повторяется два раза.
Воспитатель: Молодцы! С заданиями Ноября мы тоже справились.
Пора возвращаться в детский сад. (слайд 31)
Закружились листья, закружились…
В детском садике мы с вами очутились. (слайд 31)
Воспитатель: Посмотрим, какой же подарок оставила нам Осень. Здесь много разных картинок, есть деревья, животные, птицы, солнце, облака, дети и одежда. Ребята, Осень предлагает вам составить осеннюю картину. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. (коллаж можно сделать вечером)
Воспитатель: Красивая картина у нас с вами получилась.
Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? Что нового вы узнали?
Да, мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивую картину осени. Показали себя настоящими знатоками природы!
Если вам понравилось путешествие, возьмите желтый листочек. Если что-то не понравилось, возьмите красный листочек.
Презентация на тему: В гостях у осени
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Осеннего праздника в средней группе Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Транспорт Экологическая сказка для детей на тему: ОсеньПохожие статьи:
Раскраски для детей. Времена года
Дидактическая игра для детей дошкольников старшей - подготовительной группы. Православные праздники →
Автор: Ирина Юрьевна Шишкина
Опубликовано: 2169 дней назад (15 декабря 2018)
Просмотров: 3223
Рубрика: Конспекты занятий
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!