Формирование любви к Родине у старших дошкольников посредством музыки. Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ
Из опыта работы музыкального руководителя детского сада на тему "Формирование любви к Родине посредством музыки". Старший дошкольный возраст
Материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальной школы для проведения праздника "Дня народного единства". В статье пишется о собственном опыте проведения этого замечательного праздника.Цель: Обратить внимание коллег на проблему воспитания у детей чувства патриотизма.
Задачи: Через какие методы, приемы и формы работы можно воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к народам, живущим в нашей стране.
* * *
Хочу начать свою статью словами Н. К. Крупской. Она писала: «Чему мы можем научиться у той или иной национальности, как поделиться с ней своим опытом - это один из тех вопросов, который для нас, Советской России, особенно близок. Мы хотим эту дружбу постоянно углублять, постоянно крепить».
Прошло много лет, но эти слова и сейчас верны и злободневны. Мы живем в многонациональной стране. Знакомя детей с народами нашей страны, мы ставим цель вызвать у ребят искренний интерес к ним, привить чувства дружбы и симпатии. К.Д. Ушинский писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями
Стихи о нашей Родине, песни разных народов, исполнение национальных танцев помогают сделать нашу работу важной по содержанию. Особенно большой силой эмоционального воздействия обладает музыка.
Когда дети переходят в старшую, а затем и в подготовительную к школе группу, они имеют огромный запас знаний и представлений о своем родном крае. Они знают много русских народных песен, плясок, хороводов.
Вместе с воспитателями мы продолжаем расширять и углублять эти знания и впечатления.
День народного единства. К этому празднику мы проводим беседы о Родине, совершаем с детьми «путешествия» по родной стране, и ребята с новым настроением обращаются к уже знакомым народным песням: поют их. («Во поле береза стояла», «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Со вьюном хожу», «Ворон», «На горе-то калина», «Калинка-малинка» и многие другие замечательные песни). Ребенку свойственно выражать свои эмоции в движении.
Чтобы дать почувствовать характер движений разучиваемого народного танца, мы часто обращаемся к конкретным образам, например: мягко ступать в хороводе - словно идти по травушке-муравушке; делать различные перестроения во время исполнения хоровода, добиваясь плавности переменного шага в русском танце, вспоминали о плывущей лебедушке («Вдоль по реченьке лебедушка плывет»)
А всеми любимые песни А. Филиппенко «По малину», «На мосточке», «Мы на луг ходили» и много других замечательных песен этого автора, по своим интонациям близкие к народным. Теперь они узнают, что полюбившиеся им песни написал украинский композитор и все дети, любят их и поют.
Позже ребята с большим удовольствием разучили песню А. Филиппенко «Гуси прилетели», а ближе к весне - народную мелодию «Becнянка».
На музыкальных занятиях мы отмечали национальный характер песен: напевность, плавность или, наоборот, бойкую веселость, свойственные народным песням слова, обороты и припевы. Дети водили хороводы, инсценировали песни, создавали собственные импровизации. В нашем детском саду много детей армян. Мы уважаем культуру и самобытность этого народа. Мы разучивали с детьми армянский народный танец. И хотя не все движения получалось выполнять четко и правильно, дети с большим энтузиазмом и воодушевлением танцевали этот замечательный танец. Также мы разучивали песню «Майрикжан», что в переводе значит мамочка.
В нашем селе живут узбеки, они приехали из далекого Самарканда, там где звезды можно достать руками. Мы разучили с детьми веселую игру «Ким оладиё», что в переводе означает «Кто достанет тюбетейку» Я попыталась создать русский вариант игры, и она зазвучала по-новому. Дети просят снова и снова играть в эту игру. Играют не только мальчики, как положено, но и девочки. А ещё есть очень выразительная, мелодичная, с ярким национальным колоритом «Песня узбекской девочки о верблюде» В. Мурадели. В этой песне мы слышим мерную поступь верблюда, звон его колокольчика, мы чувствуем тепло яркого солнца пустыни.
Дети настолько захвачены этой песней, что легко перешагнули через синкопированный ритм и даже не заметили трудностей (национальные особенности мелодии, высокое звучание). Мы предложили детям выразить свое впечатление от песни в движениях под музыку. Девочки даже пытались танцевать. Были разучены движения «красивые ручки», «плечо, плечо, нет-нет», «распускаются цветы»
Еще на празднике «Дня народного единства» к нам приходят гости из Молдавии. Девочки танцуют молдаванский танец, очень весело, улыбаясь. Просят еще и еще станцевать, так он им нравится. Маленькие гости приезжают на оленях, рассказывают об оленьих бегах на Севере, катают всех желающих. Две, купленные маски-оленьих рогов, и дети перевоплотились. Белорусские ребята танцуют веселую пляску или поют новую песню. Эта веселая, замечательная пляска «Янка», как же мы её любим!
Был проведен «вечер развлечений» на тему «А мы сегодня в гости» Гостей (подготовительную группу) принимали дети старшей группы. Комнату оформили в русском народном стиле, были собраны соответствующие предметы быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца и т. п. Родители - в русских костюмах, девочки - в платочках, мальчики в косоворотках. Гостей встречали приветствием и хлебом-солью. В заключение все были приглашены к столу, покрытому расшитой скатертью и сервированному хохломскими мисками и ложками. Затем на столе появились самовар и огромная связка баранок.
На музыкальных занятиях, повторяем элементы русского народного танца. Услышав русские народные мелодии, ребята радостно оживляются и с большим удовольствием пляшут под эту музыку. Все - и девочки, и мальчики - каждый по-своему, но очень увлеченно и выразительно, в русской манере исполняют пляску.
А еще мы играем в игры разных пародов. Это и татарская игра с платками, и игра «Юрта» и русская плетень. А с каким удовольствием дети исполняют татарский танец «Бас кызым апипа»
Мы имели возможность еще раз убедиться, как такие праздники и развлечения становятся стимулом к возникновению интереса к другому народу, вызывают к нему добрые чувства.
Открывая перед детьми все новые картины великой дружбы народов, мы вызываем у них чувство гордости за свою страну. Слово «Родина» наполняется в сознании детей глубоким смыслом, приобретает яркое, конкретное значение.
Следовательно, планируя такие формы музыкальной деятельности, как развлечения и праздники, подбирая песни, танцы, игры разных народов, мы тем самым создаем благоприятные условия для воспитания чувства патриотизма у наших детей.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей в детском саду. Воспитание любви к Родине Пособие по патриотическому воспитанию для детского сада. Моя Россия Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Подготовительная группа Патриотическое воспитание дошкольников. Презентация. Из опыта работы воспитателяПохожие статьи:
← Осеннее развлечение "День зонтиков" в детском саду в старшей группе | Сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) →
Автор: Ирина Викторовна Шилова
Опубликовано: 403 дня назад (15 октября 2023)
Просмотров: 405
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!