Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Зимние забавы»

 

Конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья

Рекомендации для родителей по повышению психологического иммунитета.
Автор: Панфилова Любовь Анатольевна, педагог дополнительного образования, педагог-психолог МБУДО «ДДК «Ровесник» г. Челябинска», г. Челябинск.
Описание материала: Предлагаю вниманию педагогов методичку-раздатку для родителей на тему «Как повысить свой психологический иммунитет». Наш опыт создания и использования этих рекомендаций в работе с родителями в учреждении дополнительного образования говорит об огромном интересе с их стороны к проблеме профилактики психологического здоровья. Этот методический продукт будет точно так же интересен и полезен и родителям учащихся общеобразовательной школы, а также самим педагогам. В методичке, в готовом виде представляющей собой лист А4 с тремя колонками текста с обеих сторон, кратко и ёмко дается информация о симптомах снижения психологического иммунитета, об основных причинах и конкретных способах профилактики.
Методические рекомендации для родителей по повышению психологического иммунитета.
Цель: ознакомление взрослых участников образовательного процесса с приемами рефлексии своего психологического здоровья и методами самопомощи.
Задачи:
1. Актуализация знаний о физическом и психологическом иммунитете, их логической связи.
2. Ознакомление с методом отслеживания уровня личного психологического иммунитета.
3. Стимулирование к использованию методов профилактики снижения психологического иммунитета, методов самопомощи для улучшения психологического здоровья.
Введение.
Возрастающий интерес к психологии, популярность психологических знаний дают надежду, что в ближайшем будущем роль этих знаний в психологическом оздоровлении нации будет заметно возрастать. Значит, если смотреть в будущее, то уже сейчас необходимо думать о том, какими наилучшими способами соединить этот возрастающий интерес к психологии с имеющимися возможностями системы образования, чтобы использовать эти факторы на психологическое оздоровление нации. Мы считаем, что для положительного результата, необходимо проводить «психологическую иммунизацию» в массовом порядке.
Под психологическим иммунитетом мы понимаем способность личности поддерживать и восстанавливать свое психическое здоровье посредством использования психологических знаний. Приобретение психологического иммунитета — это профилактика возможных психологических проблем личности посредством включения в познавательную сферу индивида психологических знаний о моделях поведения в различных ситуациях, методах преодоления воздействий негативной психологической среды, умений и навыков самопомощи.
Психологическое состояние, жизненный настрой во многом сказываются на здоровье и самочувствии. Но о понятии «психологический иммунитет» многие люди и не слышали. Родители и педагоги далеко не всегда владеют знаниями о методах отслеживания уровня своего психологического здоровья, а также о методах и способах самопомощи для профилактики снижения психологического иммунитета.
Все три категории взрослых участников образовательного процесса – родители, педагоги, администрация – могут использовать эти знания, чтобы не только приводить в норму свое физическое и психологическое здоровье, но и в доступной форме донести до детей соответствующую возрасту информацию.
Считаем обязательным включение в структуру воспитания навыков здорового образа жизни также воспитание навыка здорового образа мыслей. Но вначале развить такой навык нужно у самих родителей и воспитателей. То есть необходимым условием является развитие интереса у родителей и педагогов знаний о психологическом иммунитете и стимулирование их к самостоятельному использованию этих знаний для повышения иммунитета.
Наш подход к составлению методических рекомендаций для родителей отличает простота и логичность изложения, обозначение понятной тесной связи физического и психологического иммунитета, а главное, наличие конкретных рекомендаций для воздействия на конкретные причины снижения психологического иммунитета.
Содержание методических рекомендаций.
1 колонка.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДДК «Ровесник». Как повысить свой психологический иммунитет. Рекомендации родителям. Челябинск, 2018 год.
2 колонка.
В 2005 году ВОЗ признала, что в России каждый пятый гражданин страдает сниженным психологическим иммунитетом.
Что, по вашему мнению, означает понятие «здоровье»?
Ответ прост – отсутствие болезни! По крайней мере, так его квалифицируют эксперты ВОЗ, Всемирной Организации Здравоохранения.
А что такое психологическое здоровье?
Логично будет сказать – отсутствие психологических проблем.
Болезнь видится одинаково:
- сложность или невозможность выполнять прежние функции (известную деятельность)
- снижение качества жизни
- болевые синдромы
Противодействие болезням создает иммунитет. Если мы сами не ставим свою жизнь под угрозу, то наш иммунитет поможет нам справиться с агрессивной, напичканной бактериями и вирусами, физической средой.
Психологический иммунитет помогает противостоять агрессивной психологической среде.
Определить ослабленный физиологический иммунитет несложно: повышенная утомляемость и слабость; быстрая подверженность простудам и желудочным…
3 колонка.
сбоям; стабильность и активность хронических «болячек»; постоянные переживания по поводу здоровья; раздражительность, особо, когда вокруг здоровые люди и ждут или требуют от нас прежнего уровня успешности.
Аналогично, определяем ослабленный психологический иммунитет.
1. Быстрый упадок сил и веры в себя при малом неуспехе
2. В ситуациях столкновения с любыми, даже незначительными, трудностями при достижении цели – бурные разрушительные эмоции
3. Постоянство мыслей о плохом, моментальная «фокусировка» на негативной информации
4. Постоянные переживания по поводу своей «ненужности», «неуспешности», «не соответствии» и т.п.
5. Отсутствие радости от своих успехов и раздражение от успехов других людей
Просим оценить каждый пункт из данного списка в процентах и отметить, какой из пунктов имеет повышенный (выше 50%) уровень, а также каков общий процент по всем 5-ти пунктам данного несложного теста.
Если ответ в среднем превысил 50% или дошел до 75% - необходимо срочное принятие мер по восстановлению психологического иммунитета.
4 колонка.
Учтем, что в человеческом мозгу связи организованы в сети: одна из них содержит позитивную информацию о нас самих и об окружающем мире, другая – негативную.
Если в результате наших умозаключений информация определяется как негативная, то она включается в негативную сеть, а у нас возникают эмоции безысходности, страх, гнев и т.п. А если наши мысли определили информацию в позитивную сеть, у нас появляются положительные эмоции, такие, как любопытство, азарт, радость и восторг
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ: УЧИТЕСЬ ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ!
Что позволит поднять психологический иммунитет? Работа с причиной!
Причина - стрессы, неожиданные «вызовы» судьбы. Нужная реакция: Чему меня эта ситуация учит? Как и что во мне развивает? Что я могу активировать в себе? Что в сходной ситуации мне когда-то помогло?
Причина: переутомление, «переработка». Реагирование: Как и где я могу переключаться? Когда и сколько времени я могу отводить на отдых, и какой мне нужнее отдых? Распланировать отдых на 5-7 минут КАЖДЫЙ ЧАС! Отдых на пол дня -1 день В НЕДЕЛЮ! Отдых на 1 полный день - В МЕСЯЦ! На неделю отдыха - В ПОЛ ГОДА! На 2 недели отдыха - В ГОД!
5 колонка.
Причина: недосып.
Реагирование: Планировать сон и находить, что успокаивает.
Причина: психологически неблагоприятная «экология».
Реагирование: Снизить до минимума общение с неприятными людьми, увеличить по возможности общение с любимыми (чаще улыбайтесь им!!). На критику отвечать: «Возможно, здесь есть доля правды. Но я талантлив, я справлюсь!»
Причина: вредные привычки мысли, моментально начинаем мыслить негативно («Всё пропало, Лёлик, всё пропало!», см. к/ф «Бриллиантовая рука»).
Реагирование: Цель - развить навык позитивного мышления. Вместо мысли «Она старается меня унизить» - подумать «Как её жаль, она не верит в себя, видит во мне весомого соперника её авторитету».
Причина: бесконечный просмотр телепередач и новостей с обилием негативных освещений событий.
Реагирование: Как не смотреть ТВ и не читать газет? «Пролистывать» в интернете. И при просмотре чужих бед думать: Чем могу помочь? Деньгами? Молитвой? Помогай им Господь!
Причина: Недостаток всесторонней физической активности.
6 колонка.
Реагирование: Ответить на вопросы: Где я могу взять время на спорт? Что это за занятия должны быть? С кем я буду обсуждать и реализовывать программу поддержки физической активности?
Признаем свою ответственность за свой психологический иммунитет!
Напишем ДОГОВОР с самим собой, где включаются поощрения и санкции за выполнение или недоработку поставленных задач.
Помните: санкции также должны работать на повышение психологического иммунитета. Например, если вы не выполнили пункт «увеличение физической активности (спорт)», то в санкциях может быть: «Встаю на полчаса раньше и делаю пробежку до…гипермаркета и назад»
Педагоги МБУДО ДДК «Ровесник» всегда поддержат своих воспитанников и их родителей на пути развития здоровья, повышения психологического иммунитета. Мы мыслим позитивно:
ВЫ - ТАЛАНТЛИВЫ, ТОЛЬКО ПОВЕРЬТЕ В СЕБЯ!
А МЫ В ВАС ВЕРИМ!
Выводы.
Методичка не просто раздается педагогами в руки каждому родителю, что было бы уже неплохо. Надо сказать, что раз в месяц, в одну из суббот, мы приглашаем родителей на информационные встречи с психологом, по сути семинары-практикумы. И помимо приемов и методов воспитания, обязательно периодически обсуждается и тема психологического здоровья.
Таким образом, верно подобранная психологическая информация, просто и доступно поданная, да к тому же остающаяся на руках в виде печатной продукции, методички, которую мы делаем именной (подписываем на обложке имя отчество родителя) – все это идёт в копилку знаний родителей наших воспитанников. И это позволяет считать реальным наш вклад в дело повышения психологического здоровья челябинцев.
Литература:
1. Васютин А.М. Наука радости/ 77 рецептов психологического здоровья. - Ростов-на Дону: изд-во Феликс, 2005.
2. Кирейчев А.В. Психологический иммунитет как фактор развития зрелой личности.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(53). – Новосибирск: СибАК, 2015.
3. Милова Ю.В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. —№3,2010.
4. Образ жизни/ Профилактика для иммунитета.
5. Психологический иммунитет.
6. Ханне Х. Брурсон. Мыслевирусы: Как не отравлять себе жизнь вредоносными мыслями. — М.: Альпина паблишер, 2015.
Скачать Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья

Рекомендуем посмотреть:

Специфика работы с одаренными детьми Семейный оздоровительный клуб в подготовительной группе детского сада. План работы
Участник №37 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2018 года
Опубликовано: 1646 дней назад (8 августа 2018)
Просмотров: 2697
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Елена Ивановна Буторина # 10 августа 2018 в 19:28 0
Здравствуйте, Любовь Анатольевна! Актуальная тема, очень своевременная! Спасибо Вам за публикацию! v Спасибо за "психологические" советы! Примите голос поддержки за обмен опытом. С уважением, Елена Буторина.