Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Урок литературного чтения - 2 класс
Класс: 2Предмет: литературное чтение
УМК: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир».
Тема: Особенности творчества Бориса Сергуненкова. Сказка «Куда лето прячется». Приём олицетворения.
Цель: Конкретизация понятия о типе сказок о животных; введение понятия олицетворения.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знают признаки сказок о животных; находят в тексте, определяют значение в художественной речи олицетворений; имеют представление об особенности творчества
Б. Сергуненкова.
2. Метапредметные: оценивают работу по заданным критериям; находят в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде; анализируют литературоведческие понятия, вычленяя заданные признаки; составляют и используют модель «Типы сказок»; используют алгоритм работы с текстом; вносят необходимые коррективы в работу с текстом на основе её оценки; работают в паре, выполняя роли лидера и исполнителя.
3. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи; понимают причину успеха в учебной деятельности, сравнивая свой результат с образцом.
Ход урока.
1. Оргмомент.2. Актуализацизнаний. Проверка д/з.
- В каком разделе учебника мы рая ботаем?
- Какие произведения читали вчера?
- Какое задание вы выполняли дома?
- Напомните критерии, по которым мы будем оценивать вашу работу.
(Передача содержания, элементы импровизации,способ представления)
(Рассказы детей. Оценивание услышанного с комментированием)
- Итак, домашнюю работу проверили, что дальше?
- Хорошо ли мы изучили творчество Бориса Сергуненкова, прочитав лишь одно его произведение?
- Так какой же вывод сделаем?
- Предлагаю вам это сделать дома. Прочитайте произведение Б. Сергуненкова «Одуванчик» с. 137-138. При чтении обратите внимание, использует ли автор в этом тексте приём олицетворения.
Приложение 1. Статья о типах сказок.
3.Работа с текстом до чтения.
- Откройте учебник на странице 136.
- Кто автор произведения?
- Встречались с произведениями этого писателя ранее?
- Что вы о нём знаете? Можете рассказать?
- Послушаем, что о Борисе Сергуненкове расскажет нам…
(сообщение-презентация)
- Какие интересные слова сказал о своём творчестве Б. Сергуненков?
На доску – карточка: Я очеловечиваю мир.
- С каким произведением писателя мы сегодня знакомимся?
- Почему в заголовке нет вопроса?
- Кто сам может объяснить, куда лето прячется?
- Рассмотрите иллюстрацию – есть ли в ней ответ на вопрос: куда лето прячется?
- Как же проверить верность ваших предположений?
4. Работа с текстом во время чтения.
(самостоятельное чтение сказки)
- Так куда же прячется лето?
- Оправдались ваши предположения?
- Объясните, почему это произведение включено в раздел «Самое обыкновенное чудо»?
-Определите жанр этого произведения. Докажите.
- Вспомните, какие бывают сказки.
В соответствии с ответами детей составляются схемы: сказки народные и авторские
сказки волшебные, о животных, бытовые
- Дайте характеристику этой сказки, опираясь на схемы.
- В чём затруднение?
- Какую цель перед собой поставите?
- Какие ключи вам в этом помогут?
На доске эталон: 1. Известные знания
2. Источники информации
3. Материалы,инструменты.
- Возьмём в качестве источника информации статью о типах сказок. Приложение 1 "Статья о типах сказок".
Поработайте с ней в парах по алгоритму: читаю.., нахожу.., подчёркиваю...
- Итак, к какому типу сказок относится сказка «Куда лето прячется»?
Физкультминутка.
- Вернёмся к особенности творчества Б. Сергуненкова. Найдём в тексте, как он это делает.
(Чтение вслух по абзацам)
1-ый
-Как автор относится к лету? Докажите текстом.
2-ой
-Какой мы видим зиму?
3-ий
- Какое чувство у вас возникло к лету? Какие слова автора вызвали это чувство?
4-ый
-Как вы понимаете слова: вырвалось, выкатилось на волю.
До конца.
- Что автор очеловечивает в этой сказке?
5. Работа с текстом после чтения.
- Выпишите из текста слова, которые помогли автору очеловечить героев сказки.
(Дети работают в парах, одна пара за доской)
- Посмотрим, что у вас получилось.
(сравнивают результат на доске и у себя, при необходимости дополняют таблицу на доске)
- В чём причина того, что нашли не все слова, которые оживляют, очеловечивают?
- Как называется приём в литературе, который очеловечивает разные объекты?
- В чём затруднение?
- Какую цель поставим?
- Какой ключ для своей работы выберите?
- Что можно взять в качестве ключа? (литературоведческий словарь)
- У вас на листах написаны некоторые приёмы, проанализируйте их и выберите тот, который подходит к нашему произведению. Приложение 2 "Виды художественных выразительных средств" Работайте по алгоритму.
(Дети работают в парах)
- Как же называется этот приём?
На доске карточка: олицетворение
- Так что же такое олицетворение?
6. Итог урока.
- С каким произведением мы сегодня работали?
- Что нового узнали, работая с этим произведением?
- Оцените, как вы сегодня усвоили новые знания. Поставьте себя на лесенку, опираясь на следующие критерии: ничего не запомнил; всё запомнил, но остались вопросы; всё запомнил, нет вопросов, могу рассказать.
- Хорошо ли мы изучили творчество Бориса Сергуненкова, прочитав лишь одно его произведение?
- Так какой же вывод сделаем?
- Предлагаю вам это сделать дома. Прочитайте произведение Б. Сергуненкова «Одуванчик» с. 137-138. При чтении обратите внимание, использует ли автор в этом тексте приём олицетворения.
Приложение 1. Статья о типах сказок
На сегодняшний день принята следующая классификация сказок:1. Сказки о животных
2. Волшебные сказки
3. Бытовые сказки
Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Бытовые сказки.
Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму, смелости.
Сказки о животных.
В качестве главных героев выступают животные, а также предметы, растения и явления природы.
Волшебные сказки.
Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Волшебная сказка изобилует чудесами.
Приложение 2. Виды художественных выразительных средств.
1. Метафора – это приём, с помощью которого один признак предмета переносится на другой предмет по какому-либо сходству.2. Сравнение – изображение одного предмета путём сравнения его с другим. Используются союзы и союзные слова: как, что, будто, словно, ровно, точно.
3. Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.
Например, ветер вышел, вьюга злится, берёзки плакали.
4. Эпитет – определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. Определение-эпитет отвечает на вопрос «какой?»
Например, сахарные уста, белые рученьки, яблочное захолустье.
Рекомендуем посмотреть:
КВН по сказкам Сутеева, 2 класс Конспект урока по литературному чтению. Толстой "Косточка", 2 класс Урок внеклассного чтения во 2 классе. Книги о животных. Братья наши меньшиеПохожие статьи:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Автор: Ольга Алексеевна Камнева
Опубликовано: 2517 дней назад (20 января 2018)
Просмотров: 2150
Рубрика: Сценарии уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!