Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики
Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики
Цель: знать основные событии Великой Отечественной Войны 1941 – 1945гг.; уметь устанавливать связи между ранее изученным материалом и новым, выяснять причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков исторических личностей; рече – мыслительные навыки обучающихся (речевую компетентность), умения работать со справочной литературой (интеллектуальную компетентность); воспитывать уважение к героическому прошлому жителей своего региона, толерантное отношение к культуре других народов.Планируемые результаты:
предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования научно-популярных и учебных текстов;
метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа предложенного материала в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (патриотизм, гордость за свою Родину), знание и умение оперировать понятиями «качества личности», «справочная литература», К — ответы на вопросы на основе научного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление уважения к людям старшего поколения.
Оборудование: аудиозапись «Священная война» , видеозаписи: «Начало войны», «День Победы 1945 года», презентация «Белорусская операция. Освобождение Белоруссии и Прибалтики», компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, справочная информация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок – беседа.
Ход урока
Эпиграф урока: Все помнится, ничто не забыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
1. Организационный этап
– Ужасно интересно
Все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.
– Проверим готовность к уроку
2. Постановка цели и задач урока
Работа с деформированным предложением
- Соедините части пословиц.
Дружно за мир стоять —
Война трудна,
Тучам солнца не скрыть,
да победа красна.
войне мир не победить.
войне не бывать.
- Подумайте, что объединяет все пословицы?
- Как, по-вашему, это связано с темой сегодняшнего урока?
3. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Работа в парах. Один ученик индивидуально
- Ребята, давайте подумаем, а какими качествами личности должен обладать воин, чтобы одержать победу над врагом? (Предположительно: смелым, храбрым, ответственным, мужественным…)
- Сейчас ваша задача за 2 минуты вычеркнуть на листочке качества, которые могут помешать совершить подвиг, победить. Работать будете в парах, как сидите.
Слова: смелость, трусость, доблесть, храбрость, безответственность, мужество, отвага, героизм, сила духа, любовь к Родине, родным и близким, равнодушие, вера в Победу.
Тот, у кого нет пары, будет работать индивидуально над другим заданием, так как сидит один. Ему за это время надо запомнить как можно больше слов и назвать их.
Слова: Солдат, оружие, снаряд, атака, герой, победа, самолет, разведчик, снайпер, медсестра, госпиталь, отвага, вооружение, шинель, батальон, мужество, подвиг, Родина, доблесть, решительность, Отечество, снаряд, смелость, салют.
4. Актуализация опорных знаний
1) Составление кластера со словом Отечество.
2) Работа со словарем:
На экране слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина.
3) Мозговой штурм «Что вы знаете о великой Отечественной войне?»
- Когда она началась? (22 июня 1941 года.)
- Сколько лет длилась война? (4 года)
- Когда наш народ отмечает День Победы (9 мая)
- Каких полководцев великой Отечественной войны вы знаете? (Жуков Рокоссовский, Конев, Малиновский)
- Назовите города-герои? (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Киев, Волгоград, Одесса, Тула, Керчь, Мурманск, Смоленск).
5. Первичное усвоение новых знаний
1) Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы узнаем, как была освобождена от немецко-фашистских захватчиков территория Белоруссии и стран Прибалтики.
2) Справочная информация:
На момент начала Великой Отечественной войны Белоруссия являлась составной частью Союза Советских Социалистических Республик и вторжение гитлеровских войск на её территорию началось с первого дня войны — 22 июня 1941 года.
3) Работа с картой военных действий на территории Белоруссии и Прибалтики 1941 – 1945 г.г.
- С какими странами граничила Белоруссия на западе? (Германия, Польша)
- С какими – на востоке?
- На севере? (Литва, Латвия)
- На юге? (Украина)
Слово учителя:
- На белорусской земле Великая Отечественная война (22 июня 1941г. – 9 мая 1945г.) длилась 3 года 1 месяц и 6 дней – с 22 июня 1941-го по 28 июля 1944 года. Здесь проходили масштабные сражения и военные операции, среди которых:
героическая защита Брестской крепости уже в первые дни войны;
"Багратион" – одна из величайших наступательных операций в истории человечества…
крупнейшее в Европе партизанское и подпольное движение.
6. Физкультминутка
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз, левой - раз,
Посмотрите все на нас.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
7. Первичная проверка понимания
1) Работа в группах. Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
1. Чтение справочной литературы (Приложение 1).
2. Каждый обучающийся заносит информацию в таблицу индивидуально.
3. Обмен информацией в группе.
4. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» идей, которая оформлена на доске.
1 группа «Защитники Брестской крепости»
2 группа «Участники операции Багратион»
3 группа «Члены партизанского движения»
8. Первичное закрепление
1) Заполнение таблицы «Тонких» и «Толстых» вопросов:
Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...?
Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Объясните, почему...?
Почему вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?
2) Прием «РАФТ»
Написать письмо от имени защитника Брестской крепости.
9. Рефлексия
Прием «До и После»
Что вы знали об освобождении Белоруссии и Прибалтики до начала урока и по его завершению?
Если вы считаете, что урок прошел для Вас продуктивно, можете прикрепить гвоздики в нашу поздравительную корзину. (Гвоздики изготовлены заранее.)
Приложение 1
Справочная информация
Партизанское движение в Белоруссии
На протяжении всех годов ВОВ бывшие солдаты Красной армии, которые по причинам ранения не могли воевать на фронте, организовывали активное партизанское движение. В начале войны, в 1941 г., партизанское движение в Белоруссии насчитывало 12 тыс. человек, к концу войны эта цифра увеличилась до 370 тыс. человек.
Благодаря большому количеству лесов, озёр, рек и болот партизаны успешно скрывались и мешали проведению карательных мер со стороны немцев.
Главная задача белорусских партизанских бригад состояла в том, чтобы помешать подвозу немецких подкреплений. По территории государства проходило шесть крупных железнодорожных магистралей, которые использовались немцами.
Одним из первых отрядов белорусского партизанского движения стал отряд «Красный Октябрь», во главе которого стали Федор Константинович Павловский и Тихон Пименович Бумажков.
28 марта 1942 года в Витебском районе в сражении с карателями отличился М. Ф. Сильницкий – молодой пулеметчик, входивший в состав партизанского отряда Райцева. После многочасового сражения он прикрывал огнем из пулемета отход своего отряда. В результате неравной рукопашной схватки Сильницкий геройски погиб.
В 1944 году основной задачей партизан Беларуси было помешать отступающим гитлеровцам уничтожить города и сёла. С этой целью по всей территории республики были организованы лесные лагеря для мирного населения. Враг при этом не оставлял попыток ликвидировать партизан.
В последний день мая 1944 года началась подготовка к военной операции «Багратион», в которой действия 4 фронтов Красной армии координировали партизаны. В следующем месяце они подорвали более 60 тысяч рельсов и уничтожили десятки вражеских эшелонов с техникой и живой силой. Для наступающей Советской Армии партизаны построили 312 переправ и мостов.
Партизанское движение в Прибалтике
Вскоре после вступления на территорию Советского Союза нацисты, реализуя генеральный план «Ост», развернули против местного населения жесточайший террор.
Перед партизанами была поставлена задача не дать гитлеровцам закрепиться на советской земле, нарушать их тыловые коммуникации и наносить постоянные удары. Народные мстители осуществляли диверсии, занимались разведкой и контрпропагандой везде, где это было возможно.
Против гитлеровцев была развёрнута «Рельсовая война», не позволявшая германскому командованию в желаемые сроки перебрасывать подкрепления, оружие и боеприпасы на фронт.
Весной 1943 года одним из наиболее беспокойных районов для нацистов стала Брянщина.
Гитлеровское командование приняло решение провести в мае 1943 года на Брянщине масштабную карательную операцию под кодовым названием «Цыганский барон».
Результаты карательной операции «Цыганский барон» были двойственными. С одной стороны, германское командование смогло вытеснить партизан. В этом смысле операция была успешна. С другой — уже в сентябре советские войска освободили Брянщину.
Освобождение города Бреста
Брест был освобождён 29 июля 1944 года в результате операции под командованием Маршала Советского Союза К.К.Рокоссовского.
Гитлеровцы создали в районе Бреста мощный глубоко укреплённый район, насыщенный минными полями и других укреплениями, связанных между собой ходами сообщения. В систему обороны были включены форты Брестской крепости.
К 20 июля были освобождены более 400 населённых пунктов, в том числе районные центры Волынской области: Любомль, Ратно, Турийск, Заболотье и др.
24 июля войска 2 танковой армии овладели г. Люблин. 16 частям и соединениям I Белорусского фронта было присвоено почётное наименование «Люблинских».
В результате Люблинско-Брестской операции завершилось изгнание немецко-фашистских захватчиков из территории Белоруссии. В ходе операции советские войска продвинулись до 260 км и, овладев плацдармами на Висле, создали благоприятные условия для последующего разгрома противника на Варшавском стратегическом направлении и полного освобождения Польши.
Белорусская наступательная операция «Багратион»
23 июня 1944 года началась одна из крупнейших наступательных операций Красной армии - операция "Багратион".
Операция была проведена в два этапа. На первом этапе (23 июня–4 июля 1944 года) были проведены: Витебско-Оршанская, Могилевская, Бобруйская, Полоцкая и Минская фронтовые наступательные операции. На втором этапе операции «Багратион» (5 июля–29 августа 1944 года) провели: Вильнюсскую, Шауляйскую, Белостокскую, Люблин-Брестскую, Каунасскую и Осовецкую фронтовые наступательные операции.
Первый этап операции:
Наступление началось утром 23 июня 1944 года. Под Витебском Красная Армия успешно прорвала немецкую оборону, стремительно продвигалась и уже 25 июня окружила западнее города пять дивизий противника. Ликвидация витебского «котла» завершилась к утру 27 июня, в этот же день освободили Оршу. Северный фланг группы армий «Центр» был фактически уничтожен, погибло более 40 тыс. немцев и попало в плен 17 тыс. человек.
Второй этап операции:
Немцы отчаянно пытались нормализовать положение. Глава генштаба сухопутных войск Курт Цейтцлер предложил перебросить группу армий «Север» на юг, чтобы с помощью её войск построить новый фронт. Но этот план был отвергнут Гитлером по политическим соображениям. Кроме того, выступило против флотское командование - уход из Прибалтики ухудшал сообщения с той же Финляндией и Швецией, приводил к потере ряда военно-морских баз и опорных пунктов на Балтике.
В результате двухмесячного наступления была полностью очищена Белоруссия, отбита часть Прибалтики освобождены восточные районы Польши.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа о начале войны для младших школьников Битва под Москвой. Беседа для детей Беседа о Сталинградской битве для младших школьников Беседа «Битва на Курской дуге» для 4 классаПохожие статьи:
О героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. для детей 3-4 класса
Мероприятие «День памяти и скорби - 22 июня» в летнем лагере
Автор: Татьяна Петровна Малыгина
Опубликовано: 1734 дня назад (22 февраля 2020)
Просмотров: 6109
Рубрика: Разработки уроков
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (1)
|
Спасибо за актуальные работы. |