Тема: «Дымковская роспись». Тип занятия: обобщающее. Группа: подготовительная к школе группа. Цель: Расширить представления детей о разнообразии видов декоративно-прикладного искусства гжель, хохломская, городецкая, дымковская роспись. Задачи: 1. Развивающая: развить творческие способности детей, используя элементы дымковской росписи. 2.Обучающая: закрепить умения детей рисовать элементы дымковской росписи. 3.Воспитательная: поддерживать интерес к народному декоративно-прикладному искусству. 4.Коррекционная: развитие мелкой моторики, чувства цвета. Материалы инструменты и оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, компьютер, презентация о дымковской росписи, заготовки с изображением дымковских индюков, гуашь (синяя, красная, желтая, зеленая, черная, белая) кисти (белка №1, №2), салфетка, баночка непроливайка, палитра, игрушки с дымковской росписью, посуда с городецкой росписью, картинки с изображением дымковских игрушек. Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий; - знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства; - прорисовывание элементов дымковской росписи; - знакомство с дымковскими игрушками; - прослушивание русской народной музыки. Дидактические средства: - групповая форма работы; - учет индивидуальных особенностей воспитанников; - учет психологических особенностей воспитанников; - смена видов деятельности; - динамическая пауза; - наглядность; - доступность; - рефлексия. Ход занятия. I. Мотивационная часть. Дети входят в музыкальный зал. Воспитатель: Ребята давайте встанем в кружок и, чтобы в зале стала дружеская атмосфера, назовем друг друга ласково. (называют ласково друг друга) Воспитатель: Ребята, проходите за столики и садитесь на свои места. Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в садик то увидела, что к нам на электронную почту пришло письмо. Давайте его прочитаем? (Воспитатель выносит письмо из папочки дымковская роспись на доску для чтения. Чтение письма на интерактивной доске) Письмо! «Здравствуйте ребята, мы индюшата, жители Дымковской слободы. Мы яркие, красивые, любим, играть друг с другом, ходить друг к другу в гости. Но у нас произошла беда, поднялся сильный ветер и сдул с нас всю краску и теперь мы просто беленькие птички ничем ни отличающиеся друг от друга, нам теперь так грустно. Мы просим вас помочь нам! Вернуть нам нашу красивую окраску! Вот какими мы были до этого ужасного ветра.» (воспитатель выносит на интерактивную доску. из папочки фото №1 и увеличивает его) Воспитатель: Что же нам делать? (предложения детей) Воспитатель: Чтобы нам было легче помочь индюшатам нужно получше узнать про роспись которая славится в Дымковской слободе и сравнить ее с остальными. Для этого мы отправляемся в музей народного творчества. II. Основная часть. (слайд№2.) Воспитатель:Посмотрите, какое красивое здание! Это музей народного творчества. - Что мы можем в нем увидеть? Дети: - посуду с разной росписью городецкой, хохломской, дымковской, гжелью. (слайд№3) Воспитатель:Давайте посмотрим, чем отличается и похожи городецкая и дымковская росписи. (слайд№4) в городецкой росписи мы видим: Дети: Используется красный, синий, белый, зеленый, желтый, голубой. Фон может быть разный. Воспитатель: а в дымковской росписи? (слайд№5) Дети: Цвет синий, желтый, красный и черный. Фон белый. Воспитатель: а какие элементы используются в городецкой росписи? Дети: цветочки, листочки, розаны и купавки, лошадки, птицы. (слайд№4) Воспитатель: а какие элементы используются в дымковской росписи? Дети: полоски, точечки, кружочки, волнистые линии. (слайд№5) А сходство в том, что и городецкая и дымковская роспись очень яркие, красивые. Воспитатель: молодцы! А мы отправляемся дальше в Дымковскую слободу, где живут русские мастера и передают из поколения в поколение свои умения. Смотрите, какие красивые и яркие игрушки они делают. (слайд№6) И одной из таких игрушек является? Дети: индюк. (слайд№7) Воспитатель: А мы с вами обещали помочь индюкам вернуть их яркий окрас. Давайте выполним наше обещание и нарисуем им красивый, веселый и яркий наряд. Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? Дети: Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый Воспитатель:Какие элементы входят в дымковский узор? Дети: Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Воспитатель:(показ рисования воспитателя). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем. Возьмем кисточку в правую ручку и повторим, как мы пользуемся кисточкой. - не подносить к лицу; - не махать; - краски брать столько сколько нужно лишняя краска не делает нашу работу красивее. - рисуем только на своем листочке. Если мы захотели поменять кисть, то сначала вымоем ее, вытрем салфеткой, аккуратно положим рядом и возьмем другую. Рисуем прямую линию: поставили точку и аккуратно не торопясь кончиком кисточки, ведем прямую линию. Теперь рисуем волнистую линию: поставили точку и плавно повели кисточку в горку закругляем, спускаемся вниз, закругляем и снова поехали в горку. Рисуем круг. А чтобы нарисовать точки нам нужно вымыть кисточку промокнуть ее в салфеточку и перевернуть, другим концом кисти мы макаем в краску и аккуратно ставим точки, затем мы снова смываем кисть и вытираем о салфетку. А чтобы наши пальчики были послушными, давайте разомнём их. Физкультминутка: Скоро будем рисовать Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулаками) Вверх поднимем наши ручки И дотянемся до тучки (поднимают руки потягиваются) Уходи от нас скорей, Не пугай ты нас детей! (дети машут руками: прогоняют тучку) Вот к нам солнышко пришло, (дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны). Стало всем тепло, светло (шевелят пальцами над головой) Воспитатель: Приступаем к работе (звучит фонограмма русской народной песни) Самостоятельная работа детей. В ходе занятия следить за последовательностью выполнения задания, чтобы дети вначале закрашивали гладкоокрашенные части одного цвета, потом другого. Спрашивать некоторых детей, какие цвета они будут сочетать в узоре. Посоветовать, крупные элементы рисовать яркими красками. Анализ детских работ: Предложить детям выбрать самых красивых индюков, назвать элементы, которые они использовали в своих работах, отметить яркость и нарядность. III. Рефлексия. Воспитатель: какие красивые наряды для индюков получились, как вы думаете, индюшатам понравится наши работы? (ответы детей) А если вам понравилось занятие, то выходите по очереди к доске и нарисуйте веселый смайлик, а если не понравилось, то грустный. (слайд№8) Дети рисуют смайлики. Ребята, все мастера после того как они закончили работу прибирают свои места. Давайте и мы с вами тоже приберемся, краски и кисточки складываем в коробочку, а баночки относим в группу и ставим их на свои места. Воспитатель: спасибо большое за внимание. Под музыку дети уходят в группу
Здравствуйте!Очень интересный и познавательный материал!голос!Заходите в гости! Обязательно буду использовать ваш материал к подготовке к занятиям!удачи!
Здравствуйте, Яна Вениаминовна! Очень познавательная, методически грамотная разработка.Цель занятия выполнена в полном объеме. Желаю творческих успехов и удачи в конкурсе! Голос!