Долгосрочный проект в старшей группе детского сада «Наш дом - природа»
Экологический проект в детском саду. Старшая группа
АннотацияПроект: «Наш дом - природа».
Тема: «Деревья в нашем городе».
Команда участников - дети старшей группы №27 (21 человек). Координаторы - воспитатель группы №27: Локман Любовь Викторовна
В нашем проекте мы познаем с детьми деревья на территории ДОУ и в нашем городе и их значимость для окружающей нас среды, учимся бережно и ответственно относиться к растительному миру, экономить природные ресурсы. Конечный продукт проекта: выращивание ростков вербы; макет дерева в плане его экологического значения с применением учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы»; выставка творческих работ; создание гербариев; театрализованная сказка «Ивовые росточки»; создание мультфильма; показ презентации и сказки другим детям детского сада; коллективный сбор макулатуры. Срок реализации проекта: 05.2018-12.2018
Цель проекта: Познакомить детей с деревьями нашего города, с их значением для жизнедеятельности человека и живой природы. Формировать бережное и ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи:
1. Узнать какие деревья растут в Москве и почему они нужны нашему городу;
2. Научить детей выращивать ростки деревьев на примере ивы;
3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам ;
4. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление у детей;
5. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей;
6. Формировать познавательный интерес, готовность к совместной деятельности.
Методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.
Полученные данные: В ходе проектной деятельности мы узнали, какие деревья растут на территории ДОУ и в нашем городе,какие условия необходимы для их жизни; вырастили росточки ивы. Дети пришли к выводу, что деревья необходимы для жизнедеятельности человека и окружающей среды; вырастить дерево нелегко, поэтому надо беречь и охранять природу окружающую нас.
Выводы: Данный проект помог детям получить информацию о деревьях в нашем городе, их значении для жизнедеятельности человека и живой природы; помог сформировать начальные азы бережного отношения детей к окружающей среде, понимания необходимости охраны растений; стимулировал познавательную активность и самостоятельность у дошкольников. Продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли развить художественные, творческие и рационализаторские способности детей.
Подготовительный этап
1. Ознакомление с методическим пособием Н.А.Рыжовой «Наши деревья» (Экологический проект для детского сада и начальной школы);
2. Ознакомление с методическим комплектом «Юный эколог»;
3. Работа с познавательной,художественной литературой и рассматривание иллюстраций о деревьях с детьми;
4. Предварительные беседы и наблюдения с детьми;
5. Подготовка материалов и оборудования для проведения сюжетно-ролевых,театрализованных, дидактических и подвижных игр, опытов и творческих процессов; 6. Установление веточек вербы в вазу с водой;
7. Рассказ родителям на собрании о целях и задачах проекта; убедить их в необходимости оказания помощи в исследованиях детей;
8. Подготовка группового альбома «Наши деревья».
Основной этап (исследовательский)
1. Знакомство и наблюдения за деревьями на территории ДОУ и при путешествиях с родителями по городу в разное время года; 2. Знакомство с ивой; 3. Выявление факторов необходимых для жизни дерева; 4. Выращивание и ухаживание за ростками ивы; 5. Исследование листьев; 6. Исследование почвы; 7. Исследование коры; 8. Исследование плодов и семян; 9. Исследование корней; 10. Исследование животных, связанных с деревом; 11. Занесение результатов исследований и наблюдений в групповой альбом «Наше дерево»; 12.Изготовление кормушек и подкормка птиц; Заключительный этап
1. Создание игрового стенда - макета дерева «Ивушка» с загадками и дидактическими играми на основе учебно-методического комплекта «Юные экологи Москвы» и игр предлагаемых Н.А. Рыжовой; 2. Выставка творческих работ и поделок из природного материала;
3. Создание библиотеки гербариев из листьев с деревьев нашего города;
4. Сочинение и театрализация сказки «Ивовые росточки»;
5. Создание мультфильма ; 6. Показ презентации проекта и сказки другим детям детского сада.
7. Сбор макулатуры в акции «Береги деревья».
Основная часть.
Наш детский сад находится в одной из живописных частей города Москвы — районе Строгино. Тема проекта возникла после одного случая на прогулке с детьми весной. Ребята копошились в своих играх на участке, как вдруг раздался крик девочек: «Любовь Викторовна, мальчики ветку сломали !» Возле вяза толпилась расстроенная кучка детей, а испуганный Илюша держал в руках большой сломанный сук. «Что здесь произошло ?»-поинтересовалась воспитательница. Мальчики рассказали, что они играли в туристов, которые пошли на пикник и решили пожарить шашлык. Для этого они стали собирать веточки, чтобы развести костер. Илюша хотел сделать как лучше и обломал большой старый сук, теперь на месте которого зияла дыра. Любовь Викторовна пожалела дерево и сказала,что оно живое и ему больно. Она пояснила ребятам, что человек и природа неразрывно связаны между собой, поэтому деревья в нашем городе нуждаются в любви и заботе. Но не все детки поверили,что дерево может быть живым и не согласились с данной гипотезой. Коллектив разделился на верующих и не верующих словам воспитателя. Поэтому и те и другие охотно согласились на предложение педагога проверить так ли это. Никто не ожидал, что данная тема выльется в большой и увлекательный проект «Деревья в нашем городе».Подготовительный этап.
Мы с детьми начали проводить наблюдения за деревьями на территории нашего детского сада и обнаружили большое их разнообразие. По ходу наблюдений у детей возникали вопросы: для чего деревьям почки; почему цветочки на вишне опадают, а «что-то зелененькое остается»; что делают осы в цветах деревьев и надо ли их бояться; почему одни деревья маленькие, а другие большие, и что необходимо для того чтобы они выросли; от чего дерево может погибнуть и как надо беречь деревья; можно ли с ними разговаривать … На эти и другие вопросы мы поискали ответы в энциклопедиях и художественной литературе, а позже провели наблюдения и исследовательские эксперименты. Работники детской библиотеки провели тематическую беседу по данной проблеме с нашими детьми с использованием подобранной ими литературы и иллюстраций. Они рассказали детям для чего людям и животным нужны деревья и как их надо беречь и охранять.
Мы использовали учебно-методический комплект «Юные экологи Москвы», который нам помог в нашем проекте. Мы его использовали как демонстрационный и дидактический материал, впоследствии определив ему место при созданном нами игровом стенде - макете дерева «Ивушка».
Иеромонах Амвросий при Храме Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино подарил веточки вербы ребенку нашего сотрудника, которые и оказались в нашей группе. Воспитатель с ребятами поставили их в вазу с водой, а когда те дали корни — посадили на участке нашей группы и стали за ними ухаживать. В последствии эти события легли в основу сюжета нашей сказки «Ивовые росточки».
Для проведения исследований мы подготовили: групповой альбом «Наши деревья», где в ходе проекта отображали результаты наших наблюдений; пособия для творчества; линейку, лупу, емкости для проведения экспериментов; кормушки для птиц; волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке»; ящик ощущений; модель дерева «Ивушка»( изготовили из старой коробки и использованной бумаги с применением клея ПВА, воды и гуаши ); коробку для коллекции. Во многом нам помогло методическое пособие Н.А.Рыжовой «Наши деревья».
Родители наших воспитанников согласились активно сотрудничать с нами, стали со своими детьми на прогулках изучать деревья в нашем городе и осенью собирать гербарии, делать поделки из природного материала. Три семьи даже провели летом собственные небольшие проекты по заинтересовавшим их детей вопросам, а именно - «Оса — друг или враг» и «Мы идем в поход»( о правилах поведения на природе). Презентации этих работ мы показали детям нашей группы и обсудили проблемные вопросы.
Воспитатель Локман Л.В. провела с воспитанниками виртуальную экскурсию по экологической тропе в «Серебряном Бору» с помощью презентации. Она увлекательно рассказала детям о деревьях и животных данного природного ландшафта, провела дидактические игры по теме «Деревья». На данном этапе были проведены беседы с детьми о деревьях и их значении для жизни человека и живой природы. Использовались подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры с детьми из методического пособия Н.А. Рыжовой и других источников.
Основной этап (исследовательский)
На этом этапе мы вели наблюдения за жизнью деревьев на территории нашего ДОУ. Нас поразило большое многообразие деревьев, среди которых были: тополь, осина, береза, ель, туя, клен, вяз, ясень, ива, рябина, слива, вишня, яблоня, каштан, липа. Родители в свою очередь со своими детьми проводили наблюдения за деревьями в городе и оформляли гербарии.Используя наблюдения и игры дети усвоили строение дерева. Оно состоит из ствола с ветками, листьев, корней и коры. Результаты оформили в групповой журнал «Наши деревья».
Дети заметили, что деревья изменяют свой внешний вид в разное время года. Свои наблюдения они отображали в рисунке, лепке, аппликации на занятиях художественно - эстетического развития и в свободном творчестве. Мы понаблюдали, что из почек весной появляются листочки нежно салатового цвета. Листья растут и к лету достигают больших размеров, меняя свой цвет на более темно зеленый. Осенью деревья окрашивают свои листочки в яркие цвета: желтый, оранжевый, красный и ближе к поздней осени постепенно сбрасывают свои «одежды». Причем те листочки которые растут на дереве с северной стороны, опадают быстрее, чем те которые находятся на южной стороне. Опавшие листья, которые долго пролежали на земле, становятся темно коричневыми. «Скоро деревья совсем разденутся и лягут спать»- говорят дети . «Да, они живые и готовятся к зимнему сну»,- отвечает воспитатель. А мальчик Степа добавляет: «Люди каждый день ложатся спать, а они один раз в год. Значит у деревьев год как один день». Во время наблюдений мы проводили игры: «Добеги до названного дерева», «Найди такой же листочек», «Раздели листочки по возрасту», «Дерево — это», «Что будет, если...», «Предъявите билет», «Деревья и дождевые черви», «Как семечко выросло», «Найди свое дерево», «Что от чего», « Наше дерево умеет» и другие. Очень интересными наблюдения оказались за соцветиями вишневого и грушевого деревьев. Оказалось, что осы и шмели помогают ветру разносить пыльцу с одного цветка на другой. После чего в цветочках появляется «зелененькая детка», которая растет, меняет свой цвет и превращается в вкусный плод. А в плоде есть семечко из которого тоже может вырасти дерево! «Я теперь косточки от сливы выбрасывать не стану, а все их буду сажать в землю», - сказала Арина Моргунова. Уже в октябре месяце дети обнаружили около подъезда садика в кустах маленький росточек клена и очень удивились. Ведь поблизости клены не растут. Мы с ребятами обошли здание сада к месту, где росли клены, и стали думать: «Как семечко клена перебралось через стены нашего садика?» Предположения оказались разными: какой-то мальчик поднял семя клена и посадил его; птичка схватила покушать и выронила; сильный ветер дул и перенес семя; кот играл и утащил его. Воспитатель согласилась со всеми вариантами и отметила, что в любом случае это загадочное событие помогло маме-клену посадить и вырастить «своего ребеночка», поэтому все участники наших версий — помощники.
В апреле нам подарили веточки вербы, которые мы поставили в вазу с водой. Их было шесть. Вскоре из пушистых почек стали появляться листочки, а внизу веточек выросли нежные белые корешки. Мы узнали, что иву называют в народе вербой и нашли маму-иву на территории сада. Мама-ива была очень красивым и высоким деревом,а ствол был настолько толстым, что только трое ребятишек взявшись за руки смогли обхватить его. Мы подняли с земли упавшую после сильного ветра ивовую ветвь и измерили ей толщину ствола ивы, в группе разложили ее на столе и по линейке определили диаметр ствола - 162см. Высота нашей мамы-ивы соответствовала примерно четвертому этажу рядом стоящего дома. Дети заметили,что ветки ивы напоминают длинные распущенные волосы,как у девочки и назвали ее «Ивушка-красавица ». На весеннем субботнике родители помогли посадить ивовые росточки на нашем участке. Ребята стали за ними ухаживать: поливать,когда земля пересохнет; беседовать с ростками; сорняки выдергивать. Все шло хорошо, но случилась беда!!! Как всегда, выйдя на прогулку, ребята подбежали к ивовым росточкам. А их не шесть, а четыре! Что такое? Стали выяснять, у охранника спрашивать. Оказалось, что дворник косил траву и два наших росточка принял за сорняки. Некоторые девочки даже расплакались. После этого случая мы сделали из старых деревянных лопат таблички с надписью «Осторожно! Верба!» и воткнули их рядом с саженцами. Но на этом беды не закончились. В другой раз мальчики играли в футбол, и один из них нечаянно наступил и сломал третий росток. А четвертый росток засох, так как земля вокруг него стала плотной и не пропускала воду. Осталось только два ивовых росточка! Очень расстроились ребята и стали более внимательнее ухаживать за саженцами: рыхлить землю, вовремя поливать, во время игр осторожно обходить.
Чтобы лучше ухаживать за ростками, стали выяснять, что им необходимо для жизни. Результаты исследований решили заносить в групповой альбом «Наши деревья». Мы выяснили, что деревьям для жизни необходимы:
1. Солнце — источник света и тепла. Оно как художник окрашивает листья в зеленый цвет. Но от очень жарких лучей на листьях деревьев могут появиться ожоги. А зимой, когда солнышко почти не греет и сильные морозы, растение может замерзнуть. Поэтому мы решили осенью росточки накрыть опавшими листьями, а зимой — снежным одеялом. Еще солнце является часами для деревьев, так как к зиме светит меньше и предупреждает, что растениям пора спать. К лету наоборот день увеличивается, и природа просыпается. 2. Вода. Ее деревья пьют как и люди. Но оказывается, что не все деревья любят много влаги. Чтобы не навредить нашим росточкам, мы выяснили, что ива любит расти около водоемов, а значит любит влагу. 3. Воздух необходим деревьям для дыхания, но если он грязный — дерево может погибнуть. Из книг мы узнали, что деревья помогают очищать воздух и поэтому очень нужны нашему городу. 4. Ветер. Он переносит пыльцу и семена деревьев. Его полезные забавы мы видели во время наших наблюдений. 5. Шмели, осы, бабочки и другие насекомые прилетают к цветкам за соком и нектаром, помогают переносить пыльцу. Поэтому мы их решили не пугать, пусть они занимаются своими делами. 6. Птицы питаются плодами деревьев, распространяют семена, питаются насекомыми живущими на дереве. Для птиц мы решили сделать кормушки, так как к зиме все насекомые попрятались. 7. Дождевые черви. Они участвуют в образовании почвы, пропуская через себя комочки земли, сухие листья и разрыхляют почву, улучшая воздухообмен. Чем больше червячки переработают пищи, тем больше питания будет для дерева. Поэтому ребята назвали их поварами. Некоторые дети теперь во время дождя спасают червячков и переносят их с асфальтированных дорожек под деревья. 8. Любовь и забота человека. Деревьям как и всему живому необходима наша любовь: мы можем с ними поговорить, погладить, обнять, укрыть во время холодов, полить во время жары. Люди не должны загрязнять воздух, ломать деревья, вырубать их в большом количестве. Ведь деревья дают человеку питание, тепло и прохладу, мебель, бумагу и чистый воздух. Красотой деревьев можно наслаждаться в любое время года.
На прогулке и в группе мы проводили исследования.
1. Исследование листьев. Листья бывают простые и сложные, они имеют черешок с помощью которого крепятся к веточке. На каждом листочке есть жилки. У каждого дерева своя форма листьев и конфигурация жилок. Листья летом имеют зеленый цвет, так как на солнце в них вырабатывается хлорофилл. Все листья и даже сами деревья состоят из мелких клеточек, которые можно увидеть в микроскоп. Дети с интересом рассмотрели под микроскопом желтый и зеленый листок вяза, узнали строение микроскопа, понаблюдали как приготавливается материал для исследования. Больше всего их поразила новость, что не только листочки, но и все мы состоим из маленьких клеточек.
2. Исследование почвы. На участке мы обратили внимание, что старые опавшие листья перегнивают и становятся похожими на землю. Оказалось, что листья таким образом превращаются в питательные вещества для деревьев. Теперь дети каждый раз «кормят» деревья, сгребая опавшие листья под их корни. Ранее мы наблюдали за дождевыми червями и узнали, что они тоже подкармливают деревья и рыхлят почву, после чего в ней больше становится воздуха. Наличие воздуха в почве мы подтвердили экспериментально в группе, опустив кусок земли в воду. Дети увидели, что из воды стали подниматься кусочки воздуха. Из своего горького опыта дети уже знали, что земля у корней растений не должна быть затоптанной, так как через нее не сможет поступать вода в корни деревьев. Для большего убеждения мы провели опыт. В один пластмассовый стаканчик поместили утрамбованную землю, а в другой — рыхлую. В оба стакана налили немного воды. Там, где земля была рыхлой, вода впиталась сразу, а в утрамбованную — нет. Какие слои имеет почва, мы узнали, выкопав яму на лужайке и попытались воспроизвести их в группе. Для этого мы взяли высокую стеклянную вазу и слоями стали в нее укладывать камешки, песок, чернозем, а сверху — мох, листья, мелкие палочки. Даже дождевых червячков туда запустили. Последний момент больше всего понравился детям.
3. Исследование плодов и семян. На основе собранных гербариев мы смогли провести сравнительный анализ плодов и семян с разных деревьев. Из игр и наблюдений дети уже знали, что ветер, птицы и животные могут переносить семена в другое место. Попав в хорошие условия семена прорастают, так как в них живет маленький зародыш. Этот зародыш мы смогли хорошо рассмотреть в семенах клена.
В исследованиях коры, корней и животных, связанных с деревьями мы придерживались рекомендаций Н.А. Рыжовой из методического пособия «Наши деревья». Кора как броня оберегает дерево от повреждений, по ней снизу вверх по стволу поступают питательные вещества, она не тонет в воде, и в ней есть воздух. Во время наблюдений и исследований насекомых мы обратили внимание детей на то, что дерево — это столовая и дом для многих животных. Из комплекта «Юный эколог» мы использовали для закрепления наблюдений раскраски с птицами и насекомыми. Все проводимые нами исследования и наблюдения мы старались обозначать в групповом альбоме «Наши деревья». А интересные предметы, связанные с деревьями собирали в коробку для коллекций.
В ходе исследований и наблюдений ребята узнали, что деревья приносят пользу людям и животным. Они растут, дышат, питаются, размножаются и умирают. Поэтому деревья живые, нуждаются в нашей заботе и неразрывно связаны с человеком.
Заключительный этап
На этом этапе мы обобщили и проанализировать с детьми полученные результаты проекта «Деревья в нашем городе»; закрепили понимание того,что человек и природа неразрывно связаны между собой; сформулировали правила бережного и рационального отношения к природе.
Выставки творческих работ наших воспитанников мы выставляли регулярно для обзора всех желающих. В своих работах мы использовали разнообразные методы художественного творчества с детьми ( лепка, рисование, аппликация с использованием природного и бросового материалов, оригами и конструирование). Конкурс поделок из природного материала «Шишка-малышка» был организован нашим руководством для всего ДОУ.
Так же с помощью родителей была создана великолепная библиотека гербариев из листьев с деревьев нашего города.
Мы сочинили сказку «Ивовые росточки» и показали ее постановку детям нашего сада. В этой сказке отображается история произошедшая с нашими ростками вербы, только росточки, муравьи, бабочки и птички умеют в ней разговаривать и танцевать.
Также мы изготовили с детьми игровой стенд — макет «Ивушка», который включает в себя: загадки, развивающие и дидактические игры, наглядные пособия, материалы из комплекта «Юный эколог». Все эти игры спрятаны в волшебной коробочке Ивушки. Данный макет послужил и декорацией к нашей сказке.
Мы создали презентацию по нашему проекту и показали ее вместе с нашей сказкой детям из других групп.
Заключение.
В ходе проектной деятельности мы с воспитанниками узнали, какие деревья растут на территории ДОУ и в нашем городе, какие условия необходимы для их жизни; вырастили росточки ивы. Все дети в конце проекта согласились с начальной гипотезой: «Человек и природа неразрывно связаны между собой, поэтому деревья в нашем городе нуждаются в любви и заботе». Ребята пришли к выводу, что деревья необходимы для жизнедеятельности человека и окружающей среды; вырастить дерево нелегко, поэтому надо беречь и охранять природу окружающую нас.
Выводы: Данный проект помог детям получить информацию о деревьях в нашем городе, их значении для жизнедеятельности человека и живой природы; помог сформировать начальные азы бережного отношения детей к окружающей среде, понимания необходимости охраны растений; стимулировал познавательную активность и самостоятельность у дошкольников. Продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли развить художественные, творческие и рационализаторские способности детей.
Список литературных источников
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика – Синез, 2005.
3. Журавлева Л. С. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Солнечная тропинка.- М.: Мозаика – Синез, 2006.
4. Кочкина Н.А. Метод проектов.- М.: Мозаика – Синез, 2012.
5. Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар,1996.
7. Николаева С. Н. Система работы в средней группе детского сада. Юный эколог.- М.: Мозаика – Синез, 2010.
8. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.- М.: Мозаика – Синез, 2011.
9. Рыжова Н.А. Наши деревья. Экологический проект для детского сада и начальной школы. - М.: Мосприрода, 2015.
10. Рыжова Н.А. Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту «Юный эколог». - М.: Мосприрода, 2014.
11. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика – Синез, 2014
Рекомендуем посмотреть:
Проект "Лондон". Английский в детском саду Краткосрочный Новогодний проект для детей 5-7 лет. Санта Клаус и его друзья Краткосрочный информационно-познавательный проект "О лыжах" для детей старшей группы Информационно-познавательный краткосрочный проект для детского сада. Старшая группа← Конспект интегрированного занятия в детском саду. Старшая группа | Конкурс чтецов в детском саду. Сценарий для детей средней - старшей группы →
Автор: Любовь Викторовна Локман
Опубликовано: 2377 дней назад (20 мая 2018)
Просмотров: 7306
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|