Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. Носов «Живая шляпа»

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа» (продолжение)
Цели урока:
• продолжить работу над произведением Н.Н.Носова "Живая шляпа”;
• формировать умение определять и анализировать композицию произведения;
• развивать умение анализировать характер и поступки героев;
• развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
• совершенствовать навыки выразительного чтения;
Оборудование:
учебник "Родная речь” авт. Климанова Л.Ф., портрет писателя Носова Н.Н., выставка книг писателя, аудиозапись, смайлики.
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
– Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Н.Н.Носова "Живая шляпа”.
– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?
– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.
III. Проверка понимания произведения.
(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)
– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.
– Откройте учебник на с. 54
– Дома вы ещё раз прочитали рассказ Н.Н.Носова и разделили его на части.
– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? ( Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).
– Как звали котёнка? (Васька)
– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? ( Володя и Вадик)
– Чем занимались ребята? (Играли)
– Что вдруг случилось? ( Они услышали, что где-то что-то упало)
– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)
– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)
– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)
– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков? ( Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)
IV. Изучение нового материала.
– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа. Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)
– Послушайте в записи начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки.( Запись рассказа до слов "Что-то плюхнулось– упало на пол")
– Что вы заметили, когда слушали запись рассказа? (Не соответствует тексту в учебнике).
– Н.Н.Носов именно так написал рассказ, как мы сейчас с вами прослушали. В нашем же учебнике, авторы учебника изменили эту часть. Они сделали это для того, чтобы вы, читатели, смогли более точно представить себе картину развития .
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как котёнок ловил мух)
– Как можно озаглавить эту часть? ( Котёнок играет)
– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)
– Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).
– Какой смайлик подходит для первой части?
– Как развивались события дальше? Прочитаем вторую часть по ролям.
– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)
– Подготовьте чтение.( Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям).(Дети читают до слов "Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.)
– Какой смайлик подходит для этой части?
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)
– Придумайте название этой части. (Испуг)
– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом)
(Дети читают до слов "…прибежали на кухню”.)
– Какой смайлик подходит к этой части?
– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)
– Придумайте название этой части. ( Решение ребят)
– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.
– Какой смайлик подходит к этой части?
– О чём эта часть рассказа? ( О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)
– Придумайте название этой части. ( Мальчики раскрыли "секрет” живой шляпы)
-Что испытали мальчики, когда узнали "секрет” шляпы? (Облегчение).
План:
1. Котёнок играет.
2. Испуг.
3. Решение ребят.
4. Мальчики раскрыли "секрет” живой шляпы.
– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 5 с. 59. Молодцы мы с вами?
Ф/М
– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Оденьте шапку для размышления– 4 раза.
V. Закрепление изученного материала.
– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации).
– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.
– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто– Володя? Докажите своё мнение.
– Как художник передаёт, что мальчики "тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на второй и последней картинках. Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).
– Художник должен "перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок.
Игра "Блиц опрос”.
– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова "Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):
1. Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?
2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?
3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?
4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?
5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?
Игра "Восстанови слово”
– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.
к м д В л д В д к
ш л п с т л д в н
к х н к м н т к р з н
к т н к к р т ш к Н с в
– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить?
К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…
VI. Итог урока.
– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?
– О чём этот рассказ?
– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?
VII. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по плану с. 59, в. № 5.

Рекомендуем посмотреть:

КВН по сказкам Сутеева, 2 класс Конспект урока по литературному чтению. Толстой "Косточка", 2 класс Урок внеклассного чтения во 2 классе. Книги о животных. Братья наши меньшие

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Крылов «Ворона и лисица»

Крылов «Мартышка и Очки»

Крылов «Волк на псарне»

Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Опубликовано: 2822 дня назад (3 марта 2017)
Просмотров: 5858
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Подгорных Ольга Михайловна # 11 марта 2017 в 10:38 0
если с каждым писателем так знакомить детей, то у них явно появится интерес к художественной литературе, спасибо.+1
Валентина Михайловна Скрипникова # 11 июля 2017 в 08:48 0
замечательная методическая разработка!