Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Опыт работы педагога школы искусств. Современные педагогические технологии на уроке сольфеджио

Современные педагогические технологии на уроке сольфеджио
Актуальность данной статьи:
Тема «Современные педагогические технологии на уроке сольфеджио» актуальна, потому что вызывает интерес к предмету «сольфеджио». Применение информационных компьютерных технологий на уроке сольфеджио не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к обучению;
- активизирует познавательную деятельность;
- способствует развитию коммуникативных умений и навыков.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса и делает его более современным.
Эта статья будет полезна для педагогов теоретиков детских школ искусств.

В организации процесса обучения в детской школе искусств с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников.

Сольфеджио как учебный предмет, вносит весомый вклад в воспитание музыканта, формирование у учащихся музыкального вкуса, всестороннее развитие слуха. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла.
Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник и нотные материалы. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а также разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, программы тестирования).
Сольфеджио - учебный курс, находящийся на стыке теории и практики, помогающий составить целостное предоставление о музыкальном произведении, правильно его интерпретировать, донести свое прочтение до слушателя. Предмет сольфеджио учит, как интегрировать информацию, полученную из множества источников, пользоваться специфическим универсальным международным языком общения - музыкальным. Музыкальное образование дает осознанное понимание современного мира и человечества в его многообразии и единстве. И чтобы учащиеся могли правильно понять духовые и культурные ценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление больших художественных познаний. Для этого учащимся необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества преподавателя и учащегося в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес учащихся к изучению предмета сольфеджио падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема и недостаточной доступности для разных групп учеников.
Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учащихся, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для детской школы искусств это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.
На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между преподавателем, учащимся и родителями. Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания: конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, теоретические и практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии.
В настоящее время применяю метод творческих проектов на уроках сольфеджио, а также компьютерных технологий.
Одним из направлений модернизации системы музыкального образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках сольфеджио не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Мультимедийные учебники - это учебники нового поколения, которые выполняют следующие функции:
- информационную, обеспечивая усвоение школьниками содержания учебного предмета;
- углубление изучения сольфеджио, использование материалов справочника, выход в Интернет не только для получения нужной информации, а в недалеком будущем и для работы в режиме дистанционного обучения;
- организация самостоятельной учебной деятельности школьников;
- контролирующую, разделы "Тесты" и "Практика" - задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
В процессе использования мультимедиа - учебников выделяются следующие положительные стороны:
- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий;
- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Часть практических заданий имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающих сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
Считаю, что использование мультимедийных учебников эффективно, так как: повышается плотность урока, появляются широкие возможности для индивидуального подхода к учащимся, для формирования ключевых компетенций, растет уровень обучаемости, изменяется роль учителя: устанавливаются партнерские отношения между субъектами учебного процесса, учитель растет профессионально, апробируя новую модель урока.
Второй год использую на уроках сольфеджио мультимедиа технологии. Мультимедиа в переводе с английского языка «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки).
На мой взгляд, проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса. Использования компьютера помогает мне решать следующие учебные и познавательные задачи: формировать мотивацию к предмету, активизировать детей на уроке, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Например, удобно использовать графическую программу для подготовки презентаций Power Point, с помощью которой можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Презентации удобны тем, что при подготовке отбираю материал именно тот, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности. Например, демонстрация презентаций к урокам по темам: «Параллельные тональности» – 2 класс, «Тритоны» – 4 класс, «Доминантсептаккорд» – 5 класс, «Характерные интервалы» – 6 класс и т.д.
Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Это значительно облегчает подготовку учителя к уроку, экономит время на уроке. Материал для презентаций беру из электронных учебников, энциклопедий, Интернета.
Таким образом, использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его более современным.
Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе. Он дает возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, что ускоряет процесс усвоения материала. Компьютерные тренажеры способствуют приобретению практических навыков. Интерактивные тестирующие системы анализируют качество знаний.
Применение мультимедиа средств и технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумное сочетание обычных и компьютерных форм организации учебного процесса дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний. Основная задача учителя - мотивировать ученика в его занятиях сольфеджио. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций и интерактивных программ. Презентация усиливает динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников, а внимание — множитель информации. Она позволяет учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха, способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию творческих способностей. Использование компьютерных презентаций делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию, материалы по различным темам, имеют возможность отслеживать динамику творческих процессов в музыкальном искусстве.
Мультимедиа курсы и интерактивные программы являются, несомненно, перспективным дидактическим средством, которое при определенных условиях может значительно повышать эффективность учебного процесса. Основными условиями являются учет индивидуальных особенностей обучающегося, его уровня компетенции и мотивации, соответствие образовательных потребностей и целей обучения.
Основной задачей учителя является мотивировать ученика в его занятиях сольфеджио. Не секрет, что многие ученики недостаточно знают фактический материал. Это затрудняет формирование у учеников интереса к предмету. Повысить интерес к сольфеджио можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов.
Устойчивый интерес, который проявляют в этом случае ученики, объясняется следующими причинами:
- работа над презентацией в программе Power Point сама по себе привлекательна;
- необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию;
- возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет;
- публичность защиты, ведь работа будет оценена не только преподавателем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны;
- создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.
Учитель имеет возможность, мно¬гократно прокручивая созданный иллюстрированный фрагмент урока, посмотреть на него со стороны, внести изменения, дополнить. Преимущество такого урока заключается в том, что демонстрация сохраняет устойчивую мотивацию у учащихся, готовит к образно¬му восприятию знаний.
Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к сольфеджио, как учебному предмету.
Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения позволяет возродить такие формы проведения занятий как исследовательский метод обучения и метод проектов. Под методом проектов понимается совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.
При проведении занятий по методу проектов обучаемые приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий. На основе телекоммуникационных сетей организация такой деятельности становится более эффективной.
На этапе разработки различных вариантов проектных идей учащиеся изучают историю выбранной темы, делают рисунки, эскизы, составляют схемы возможных вариантов, определяют их достоинства и недостатки. Преподаватель помогает ребятам найти необходимые документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Кроме этого посещение музеев, выставок, просмотр слайдов, хроникально – документальных фильмов.
Так учащиеся знакомятся с методом сбора, хранения, переработки информации. Творческие проекты, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, но уже с применением новых технологий, которые я включаю в образовательный процесс при изучении «Сольфеджио». Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и, возможно, занимать призовые места.
Поэтому объектом данного исследования стала система выполнения творческих проектов через внедрение в процесс образования ИКТ.
Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные технические средства обучения. Но в условиях компьютерного обу¬чения это делается на более мощной, совершенной основе.
Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.
Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к предмету и к процессу обучения. Ребята с удовольствием и успешно принимают участие в школьных, городских, региональных олимпиадах по сольфеджио, конкурсах, готовят и защищают проекты.
Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов:
- результаты учащихся в олимпиадах, конкурсах;
- стабильные показатели обучающихся по предмету сольфеджио;
- внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно - деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе преподавателя сольфеджио дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества.

«Список литературы»
Вахромеев В.А. «Методика преподавания сольфеджио»
Давыдова Е.В. «Методика преподавания сольфеджио»
Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003
Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007
Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006
Никольская-Береговская К. «Методика вокально-хоровой работы»
Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио»
Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2002
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. М.,2007

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальная сказка Теремок для детей Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Концерт учащихся ДМШ для детей детского сада. Сценарий с презентацией
Опубликовано: 2802 дня назад (2 марта 2017)
Просмотров: 7179
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!