Социально-педагогические аспекты информационной безопасности обучающихся старших классов
Из опыта работы учителя информатики
Автор: Хасбулатова Анжелика Валерьевна, учитель информатики МБОУ "СШ №42", г. Нижневартовск, ХМАО-ЮграСтатья по теме: Социально-педагогические аспекты информационной безопасности обучающихся старших классов
Аннотация:Данный материал будет полезен для учителей, работающих в старших классах, а так же для преподавателей в ССУЗов при составлении рабочей программы или факультатива по информационной безопасности. В статье рассмотрена актуальная в наше время проблема – это проблема информационной безопасности подростков (защита интересов подростков в сфере информации, самообучение информационной безопасности, способствующее развитию отвержения враждебной и антисоциальной информации и формированию нравственных и этических норм).
Цель:
1. Помочь читателю решить для себя вопрос о том, насколько близка ему рассматриваемая в статье проблема и стоит ли пробовать реализовать свой творческий потенциал в данном направлении.
Задачи:
1. Предоставить читателю максимум информации о проблеме информационной безопасности подростков;
2. Побудить преподавателя реализовать свой творческий потенциал в данном направлении.
Статья по теме:
«Социально-педагогические аспекты информационной безопасности обучающихся старших классов»
В нашей стране в сфере образования информационная безопасность является комплексной проблемой, определяющей явную связь между общественными, государственными и личными интересами подростка, а так же четко устанавливающую границы прав в сфере информации и интервенция государственных служб в деятельность обучающихся в информационной области.«Социально-педагогические аспекты информационной безопасности обучающихся старших классов»
Для обучающихся выделены значительные ориентиры в области «Информационной безопасности» - это защита интересов подростков в сфере информации, самообучение информационной безопасности, способствующее развитию отвержения враждебной и антисоциальной информации и формированию нравственных и этических норм. Исходя из физиологических и психологических особенностей обучающихся были сформированы данные направления. Именно они больше всего предрасположены к отрицательному влиянию информации, причиняющей вред их нравственному воспитанию и подвергающей угрозе здоровье и жизнь подростков. Следовательно, оказывается влияние на нравственное и духовное воспитание и нормальное психологическое и физическое развитие, поэтому необходимо незамедлительно разработать и применить комплекс методов для устранения информационной угрозы подростка.
Все ступени системы образования подвержены проблеме полноценной информационной защиты обучающихся. Эта проблема малоизучена и необходима ее качественная доработка.
Содержание, формы, методы, средства и цели обучения служат компонентами в структуре методической системы обучения. Исходя из данного определения, можно выделить очертания методической системы непрерывного образования, направленного на освоение области безопасности информации.
В постоянном процессе обучения подростки должны приобрести знания, умения, навыки и опыт работы с информационным технологиям и средствам телекоммуникации, реализующим роли с абсолютным следованием нормам этической морали потребителя информации и ее создателя. Этот процесс направлен на усвоение познаний и мышления обучающихся результативными методами обучения неостанавливающимися на технологических проблемах. Данные методы связаны со ступенями образования и основаны на синтезе, анализе, конкретизации и формализации информации, разрешающей формировать собственное суждение о мире или выработать свой стиль информационного мышления, миропонимание и поведения соответствующего нормам информационного общества.
На первой ступени образования целями обучения «Информационной безопасности» будет являться формирование понятия информации как источника допустимых угроз обществу или непосредственно человеку, и развитие умения обучающегося действовать в смоделированной ситуации информационной угрозы, так же в учебной и проектной деятельности.
Вторая ступень обучения служит важнейшим звеном для развития основных понятий, относящихся к «Информационной безопасности». Эти понятия систематизированы по конкретным категориям обеспечения:
• правовое;
• организационное;
• аппаратное;
• информационное;
• программное;
• математическое;
• лингвистическое;
• психологическое;
• нравственное;
• этическое.
Из вышеизложенного следует, что на второй ступени образования целью обучения информационной безопасности будет являться комплексное развитие познаний в данной области с помощью выделения в федеральном учебном плане на базовом уровне, а так же в системе дополнительного образования учебных предметов, которые содержат в себе образовательные элементы, касающиеся раздела «Информационной безопасности». В структуре каждого предмета выделяют основополагающие понятия и определения, отображающие в значительной степени содержательную часть образовательных элементов изучаемой области, касающейся данного предмета и сопоставленной с соответствующими категориями обеспечения информационной безопасности. Так же следует учитывать интеграцию предметных знаний для развития цельного суждения о разделе «Информационной безопасности».
Целью обучения Информационной безопасности на третьей ступени служит реализация профориентации и предпрофильной подготовки в данной сфере, кроме этого учитывается формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности и развитие личностных компетенций относящихся к области «Информационной безопасности».
Основы информационной безопасности в зависимости от ступени образования обязаны преподаваться с разнообразной степенью детализации. Главным образом, нужно разобрать проблемы информационной безопасности и типовых ситуаций, требующих «включения» защитных механизмов. Данный подход результативен на начальной ступени образования, когда обучающийся находится под постоянным присмотром родителей и педагогов, и набор ситуаций, с которыми может встретиться ребенок будет ограничен. Они могут быть разобраны и на уроках информатики и ИКТ, и на классных часах.
Все же с повышением степени самостоятельности обучающегося во время перехода на среднею ступень образования число таких «типовых ситуаций» обладает тенденцией к резкому подъему. Более действенным на этом этапе обучения будет подход, сформированный на применении понятийного аппарата, позволяющего выделить практически во всякой ситуации общие моменты и изучить их при помощи знакомых понятий (защита информации, информационная безопасность, информационная угроза, достоверный источник информации, типовой алгоритм и других).
Основополагающий тип деятельности обучающегося - это учение, но содержание и характер учебной деятельности в переходном возрасте кардинально изменяется. Обучающийся берется за систематическое освоение основ разнообразных учебных предметов и наук. Обучение станет многопредметным вместо одного преподавателя появляется целый коллектив педагогов.
Обучение в школе учебным предметам для подростков служит особой областью теоретических знаний. Происходит ознакомление с множеством фактов. Тем не менее, намного больше их будут интересовать не сами факты, а их сущность, причины их происхождение. Проникновение в сущность не всегда различается глубиной, образы и представления занимают значительное место в мыслительной деятельности обучающегося.
Приобретенные обучающимися в средних классах школы представления об конкретных аспектах «Информационной безопасности» в процессе постижения разнообразных школьных предметов надо обобщить и систематизировать для последующей профориентации и реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени. Реализовать это можно на основе организации межпредметных связей и завлечения обучающихся в проектную деятельность.
Проектная деятельность реализуется в зависимости от информационного или технического содержания самих проектов в рамках предмета «Информатика и ИКТ». Для реализации профориентации по направления «Информационная безопасность» необходимо иметь полное представление о данной области, это позволить выявить роль и значимость обеспечения информационной безопасности в разнообразных образовательных траекториях. Опирая на приобретенные предметные знания в области информационной безопасности можно осуществить профильное обучение и предпрофильную подготовку по направления содержащим данную область.
Учитывая вышеперечисленное, отмечают следующие приоритеты в содержании обучения по информационной безопасности на старшей ступени обучения в различных образовательных траекториях:
• Естественнонаучная траектория содержит в себе теоретические основы безопасности для информационных систем, а так же специальные разделы из математики и защиты информации.
• В технической траектории необходимо разобрать вопросы, касающиеся защиты информационных технологий, разнообразное воздействие на автоматизированные системы управления и ЭВМ, способы защиты от программно-технических воздействий, способы противодействий техническим разведкам; усвоением и применением физических полей, созданных материальными объектами.
• В гуманитарной траектории нужно все внимание направить на освоение вопросов по защите от компьютерных преступлений и психологическому влиянию на подростков через Интернет и СМИ, а также различным аспектам по обеспечению информационной безопасности.
Результативным средством увеличения качества освоения определений в области информационной безопасности обучающимися служит решение задач межпредметного характера.
Для решения таких задач обучающимся необходимо установить связи между определениями, образовываемыми в процессе изучения разнообразных учебных предметов, это помогает сформировать у обучающегося естественнонаучную картину мира. Качественным способом решения данных задач служит метод проектов. Предпрофильная подготовка, реализовываемая на второй ступени обучения служит объединяющим звеном со следующим звеном обучения, для которого метод проектов определяется как социальные и познавательные факторы.
Возраст 14 лет является периодом «проектирования будущего» в этот период очень важно ввести обучающегося в ситуации содержащие социальные проблемы. Деятельность обучающегося в это время будет служить социальной практикой, в которой Интернет выступает как источник, побуждающий к противоправным действиями и носящий отрицательные характер, направленный на активное вмешательство во внутренний мир современного подростка создавая иллюзорное впечатления от виртуального общения и восприятия получаемой информации. С другой стороны на старшей ступени обучения начинают появляться образовательные интересы у обучающихся, ориентированные на дальнейшее обучение и будущею профессиональную деятельность.
В современной системе образования лидирующее место занимает классно-урочная система, которая содержит в себе работу в глобальной сети Интернет связанную с поиском разнообразных образовательных материалов по учебным дисциплинам, а так же проектную деятельность требующую самостоятельное выполнение и во внеурочное время включительно. В профильных классах в процессе изучения информационной безопасности следует ставить акцент на индивидуализацию обучения, а конкретно его контекстно-практической ориентации.
В применении средств изучения основ в области «Информационной безопасности» в процессе прохождения этапов от начального до старшего звена происходит изменение акцентов с печатных на электронные средства обучения, потому что информация в наше время предоставляется в основном в электронном виде и хранится в электронных базах данных. Следовательно, в старших классах обучающиеся должны освоить возможности современных электронных средств безопасного доступа к информационным ресурсам.
В государственной, общественной, экономической и личной сферах просматривается тенденция увеличения важности обеспечения безопасности в информационной области. Следовательно, актуальной задачей будет формирование методической системы для обучения основам обеспечения информационной безопасности в профессиональном обучении и в курсах повышения квалификации для преподавателей, как для обеспечения информационной безопасности подростков, так и для развития основ существования в информационно-опасной среде современного информационно-коммуникационного общества во время обучения в системе непрерывного образования.
Рекомендуем посмотреть:
Метапредметный подход как часть информационных технологий при обучении информатикеУчастник №69 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Опубликовано: 3056 дней назад (4 августа 2016)
Просмотров: 2182
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (8)
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|