Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Исследовательская деятельность кафедры естествознания и здоровья лицея

Исследовательская деятельность кафедры естествознания и здоровья МБНОУ лицей № 22 города Белово
Введение
Переход на ФГОС российской школы: начальной школы с 2011 г., основной с 2015 г. (пилотные школы с 2012 г.) и средней школы с 2020 г. ставит перед нами задачу вовлечения обучающихся в исследовательскую, проектную научно-познавательную деятельность. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: активную учебно-познавательную деятельность обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира. В данном аспекте именно учебные исследования и проекты являются одной из форм реализации деятельностного подхода в преподавании естественнонаучных дисциплин, где ключевое место, по нашему мнению, должна занимать экология как интегрированная дисциплина. Нужно учесть и то, что в утвержденных сегодня стандартах средней (полной) школы из естественных дисциплин только экология входит в число обязательных для изучения предметов. Биология, химия, и география будут изучаться только как профильные предметы по выбору обучающихся. Поэтому формирование устойчивого интереса к предметам естественного цикла – наша первоочередная задача. И решить ее можно посредством вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Учебный практикум как одна из форм реализации исследовательского подхода в преподавании химии, биологии географии
Коллектив педагогов лицея уже много лет работает в данном направлении и накопил немалый опыт в организации исследовательской деятельности. В нашей школе создана и успешно работает система организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся с 1 по 11 класс.
На каждой ступени обучения при реализации данной системы решаются свои задачи, реализуются определенные программы и формы исследовательской деятельности.
Исследования, проводимые учащимися, не ограничиваются одним годом обучения. Так, например, в начальной школе во внеурочной деятельности организуются исследования частично-поискового характера- изучаем физические свойства воды. Переходя на среднюю ступень проводим практические работы-определяем жесткость воды и т.д. То есть организуются квази- исследования. На старшей ступени исследование воды продолжается, но уже в виде собственно исследования-например, изучение качества сточных вод поселка Бачатский или изучение способов очистки и качества питьевой воды.
Огромный простор для организации исследований дает внеурочная деятельность, в начальной и основной школе, и практики и курсы в средней.
Особенностью нашей системы исследовательской и проектной деятельности обучающихся является сквозная комплексная программа «Экология», охватывающая обучающихся с 1 по 11 класс, разработанная Майоровой Ириной Николаевной, учителем биологии и гаографии, заместителем директора по УВР лицея. Программа включена в учебный план лицея, имеет внешнюю рецензию. Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Для реализации системы исследовательской и проектной деятельности обучающихся в лицее созданы достаточные материально-технические условия:
• Лаборатории биологии, химии, географии
• Территория проекта «Экогармония»
• Электронная метеостанция
Большую помощь в организации исследовательской деятельности обучающихся оказывают преподаватели вузов – Биф КемГУ, КузГТУ.
Идея экологического воспитания не нова, но ее реализация в современном обществе процесс трудный и не всегда удачный. Коллектив педагогов прошел довольно сложный путь, прежде чем определить основные направления и методы, эффективные в современной школе в условиях профильного образования.
Занятия по программе включают в себя три раздела:
- базовое экологическое образование учащихся на уроках естественнонаучных дисциплин;
- дополнительное экологическое образование в процессе обучения на курсах по выбору, элективных курсах;
- совместная практическая работа учащихся и педагогов по экологии: экологический мониторинг, научно-исследовательская работа, полевые практики и экспедиции.
Базовое экологическое образование учащихся на уроках естественнонаучных дисциплин предполагает проведение интегрированных уроков.
Дополнительное экологическое образование в процессе освоения курсов по выбору, элективных курсов способствует получению учащимися дополнительных знаний по одному вопросу.
Составляющими совместной практической работы учащихся и педагогов по экологии являются: экологический мониторинг, научно-исследовательская работа, полевые практики и экспедиции.
В этом учебном году кафедрой естествознания и здоровья были разработаны 2 программы внеурочной деятельности, направленные на реализацию системы исследовательской и проектной деятельности обучающихся в лицее. Это программа «Основы растениеводства» для обучающихся 5 - 11 классов, и программа «Экологический марафон» для 7-8 классов.
Программа Основы растениеводства:
Актуальность программы обусловлена с одной стороны тем, что в современной школе утрачены традиции организации общественно-полезного труда, а с другой стороны потребностью общества в развитии нравственных и эстетических качеств личности человека.
Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО.
Направленность программы внеурочной деятельности по растениеводству по содержанию является социальной с элементами общеинтеллектульной.
В основу программы были положены следующие принципы:
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по возрастным и индивидуальным направлениям;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Данная программа – это система мероприятий, которые сгруппированы в модули: «Осенняя страда», «Оранжерея на окне», «Весеннее пробуждение», «Летняя страда».
Предполагается, что не менее 2/3 времени от всей деятельности обучающиеся будут проводить на учебно-опытном участке. Летом программа будет также действовать в рамках летнего трудового лагеря.
Ежегодно в начале учебного года предполагается подведение итогов работы на участке, организуется выставка, проводится праздник урожая.
При реализации данной программы целесообразно взаимодействие с родителями.
Программа «Экологический марафон»:
Цель:
Обобщение и углубление экологических знаний, полученных на этапах обучения биологии, химии, географии, физики.
Задачи:
•Развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;
•Формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
•Обобщение экологических понятий, усвоение научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Программа предполагает проведение 4 ключевых мероприятий в течении учебного года (1 мероприятие в четверть). Все остальные занятия направлены на подготовку данных мероприятий. В программе отдаем предпочтение таким формам, методам и методическим приемам обучения, которые обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений), вовлекают учащихся в практическую деятельность.
Более 10 лет учителя географии, биологии и химии лицея №22 организуют и проводят с обучающимися старшего звена экологические полевые практики.
Эта работа направлена на формирование и реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развитие навыков исследовательской работы и интереса к предметам естественнонаучного профиля, воспитания экологического мировоззрения, профилизацию.
Цель экологического практикума:
• внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин в школе для реализации экологического образования и воспитания обучающихся
Структура и содержание практикума
Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, выполнению старшеклассниками социально значимых проектов, которые служат посильному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов. Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
Этапы проведения экологических практик
Летние учебные практики
- экологический мониторинг почв
- экологический мониторинг воды
- экологический мониторинг воздуха
-определение загрязнения воздуха по методу биоиндикации
зимние учебные практики
- комплексное исследование экологического состояния среды здания лицея
(Измерение естественного радиационного фона помещения школы; выявление соответствия площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам; определение запыленности воздуха; исследование уровня бактериального загрязнения помещений лицея, исследование загрязнения воздуха по загрязнению снега.
- комплексное исследование экологического состояния поселка Бачатский
Для изучения экологического состояния окрестностей поселка, изучения естественных биоценозов были организованы выездные практики. Это самая любимая форма проведения практикума у обучающихся.
В ходе выездной практики учашиеся делятся на группы. Каждая получает свое задание, по которому потом оформляет отчет. По химии предлагается определение жесткости, среды и степени загрязнения воды из водоема; определение кислотности и засоленности почвы; определение наличия известняка в породах. По результатам практики оформляется отчет и проходит защита. В приложении представлены некоторые методики исследований и примеры отчетов учащихся.
В рамках программы был разработан и реализуется социально значимый проект «Экогармония», который выиграл в областном конкурсе.
Проект «Экогармония» был разработан в 2010 году обучающимися биолого-географического профиля совместно с учителями лицея.
В проекте выделено 8 основных многофункциональных зон среди которых:
• оздоровительно-туристическая площадка
• метеорологическая площадка
• эко-огород
• коллекционная зона
• плодовый сад
По периметру территории высажены декоративные деревья и кустарники, которые со временем образуют живую изгородь.
Территория «Экогармонии» стала площадкой для проведения экологического практикума.
Данная система организации исследовательской и проектной деятельности действует в лицее на протяжении нескольких лет, и приносит хорошие результаты.
Литература
1. Богданов, А.И. Сергеева, П.В. Практические занятия по систематике растений. / А.И. Богданов, П.В. Сергеева. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство МП РСФСР, 1952.
2. Бухвалов, В.А. Богданова, Л.В. Купер, Л.З. Методы экологических исследований. / В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова, Л.З. Купер. – М.: ЛА «Варяг», 1995.
3. Добровольский, В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. / В.В. Добровольский. – М.: Просвещение, 1982.
4. Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися образовательных учреждений Иркутской области. – Иркутск, 2002.
5. Кантор, Б.З. Минерал расскажет о себе. / Б.З. Кантор – М.: Недра, 1985.
6. Маслов, А.Г. Константинов, Ю.С. Дрогов, И.А. Полевые туристские лагеря. / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А Дрогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
7. О Донахью, М. Путеводитель по минералам для начинающих. / М. О Донахью. – Л.: Недра, 1985.
8. Краснобородов, И.М. Определитель растений Кемеровской области. / Под ред. доктора биологических наук, профессора И.М. Краснобродова. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
9. Половинкин, А.А. Наблюдения над погодой в V – VII классах (лекция для учителей). / А.А. Половинкин. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1955.
10. Постникова, Т.Ф. Экологический мониторинг. // Журнал «Образование в современной школе» № 12, 2003.
11. Пуляевская, Л.С. Техника безопасности в археологической экспедиции, лагере, разведке (для учащихся средних школ и ПТУ). / Л.С. Пуляевская. – Иркутск: Редакционно-издательский отдел Упрполиграфиздата, 1991.
12. Самохин, Ю.С. Самохина, Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. / Ю.С. Самохин, Т.А. Самохина. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
13. Сухорукова, А.В. Работа на географической площадке. / А.В. Сухорукова. – М.: Просвещение, 1970.
14. Сысоева, М.Е. Организация летнего отдыха детей. / М.Е. Сысоева. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
15. Шимоновский, В.Ф. Ганопольский, В.И. Питание в туристском путешествии. / В.Ф. Шимоновский, В.и. Ганопольский. – М.: Профиздат, 1986.

Рекомендуем посмотреть:

Ребусы с ответами для начальной школы по теме: Исследовательская деятельность Исследовательская работа на тему «Мёд и его свойства»
Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье
Опубликовано: 3306 дней назад (4 декабря 2015)
Просмотров: 1914
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!