Внеклассное мероприятие в начальной школе. Сказки Бианки
Внеклассное мероприятие "90 лет со времени написания сказок В.В. Бианки "Лесные домишки", "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?" 1924 г".
Цель: знакомить учащихся со сказками великого писателя В.В. Бианки «С севера», «С востока», «Последний полет» и продолжить знакомство с праздниками (некалендарными).Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование первоначальных этических представлений;
- сформированность уважительного отношения к природе нашей страны и ее современной жизни;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
- осознание ценностей человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- формирование представлений о мире, окружающей природе;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового).
Ход внеклассного мероприятия:
Этап мероприятия:
I. Орг. момент - Здравствуйте! Я, Анна Олеговна, очень рада вас видеть! Я думаю, каждый из нас любит праздники и дни рождения.
- Какие праздники вы знаете? Назовите их.
(Школьники называют некоторые календарные праздники)
- Как вы думаете, существуют ли такие праздники: «День рождения книги», «…(столько-то) лет со времени публикации повести / романа».
- Это всё памятные даты.
Учитель проводит беседу о праздниках и памятных датах.
II. Основная часть
1. В.В. Бианки – великий писатель. Творчество писателя. - Памятная дата у нас и сегодня. Как вы думаете, какая? (Школьники высказывают свои предположения).- Сегодня исполнилось 90 лет сказкам великого русского писателя Виталия Валентиновича Бианки. Раньше все писатели и поэты отслеживали праздники и посвящали им некоторые свои произведения. В произведениях этих были показаны разные времена года. Героями были не только люди, но и звери, птицы и даже насекомые. Виталий Валентинович Бианки еще в детских и юношеских записях сумел накопить тот материал личных впечатлений и наблюдений, который потом вошел в книгу «Лесная газета» - о непрерывном круговороте явлений в живой природе.
- Подумайте, почему автор назвал свою газету лесной? (В ней показаны жители леса и их жизнь).
- Верно. В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Автор же, в своей газете, писал про обитателей леса и об их непростой, полной происшествий, жизни. Виталий Бианки отмечал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». Действительно, в лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей. И действительно, наблюдать за животными очень интересно. Также, не менее интересно знать и про то, как живут звери, птицы и насекомые. Именно об этом автор писал в каждом номере своей газеты.
- Посмотрите за окно. Какое время года сейчас? (Сейчас осень).
- Все правильно. Автор посвятил этому времени года много сказок.
- А какой месяц сейчас идет? (Ноябрь)
- К какому времени года он относится? (Это осенний месяц).
- Этот месяц в старину называли «полузимник».
- Как вы думаете, почему люди его так называли? (Предположения учащихся)
- В эту пору еще бывают солнечные деньки, которым радуется все живое на Земле. Вы, может быть, скажете: «Какие комарики и одуванчики, когда на дворе ноябрь месяц?!» А вот представьте себе, в теплый ноябрьский день из-под корней деревьев вылезают черные комарики, мушки, под ногами зацветают золотые одуванчики, мать-и-мачеха – все весенние цветки! Первый снег растаял. Начинается пора лесозаготовок.
- Месяц «ноябрь» также называют внуком сентября, октябрю он сын. Как вы думаете, декабрю кем он будет? (Предположения учащихся).
- Декабрю он родной брат.
- Подумайте, когда так говорят: «Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом»? (Эта поговорка говорит о том, что в ноябре месяце начитают делать что-то и только в декабре заканчивают. О том, что работа предстоит долгая и кропотливая, занимающая много времени).
- Верно считаете!
Беседа с учащимися о великом русском писателе В.В. Бианки, его творчестве.
Беседа «Ноябрь – осенний месяц».
2. Игра-соревнование по группам: «Поговорки»
Инструкция к игре:
- Внимание! Вам предлагается такое задание. На слайд вынесены некоторые поговорки. Вашей задача заключается в том, чтобы как можно быстрее и понятнее объяснить смысл выбранной вами поговорки. Самое главное, объяснить правильно.
Учащиеся делятся на 3 группы.
Ноябрь:
Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодит.
В ноябре солнце сквозь слёзы и «белых мух» улыбается.
Ноябрь без топора мосты наводит.
3. Чтение сказок «С севера», «С востока», «Последний полет». (см Приложение)
- Так как зима уже на подходе и у нас есть зимующие и перелетные птицы, то, должно быть, есть еще какие-то? Как вы думаете, о каких птицах идет речь? (Предположения учащихся).
- К нам с севера и востока прилетают на зимовку птицы. Почему они к нам прилетают? (Предположения учащихся).
- Бианки ответил на этот вопрос следующим образом.
Учитель читает сказки.
4. Игра по группам: «Птицы в лесу»
Инструкция к игре:
- Внимание! Посмотрите на слайд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
На нем изображены под цифрами разные звери. Ваша задача: во-первых, разделиться на 3 группы; во-вторых, назвать (а это надо сделать как можно быстрее!) всех обитателей леса, записать их названия на бумагу; в-третьих, определить тех, кто остаются на зимовку у нас в лесу и назвать их.
Учащиеся делятся на 3 группы. На экране показаны изображения разных животных, птиц, зверей.
Задача: назвать животных и определить зимующих и не зимующих в лесу.
III. Заключительная часть.
- Итак, почему же к нам прилетают птицы на зимовку? (Птицы прилетают к нам на зимовку, потому что там, где они жили раньше становится очень холодно и голодно).- Посмотрите на слайд. На нем показаны некоторые птицы, которые прилетают к нам издалека. Чтобы вы их знали и узнавали, когда случайно увидите в лесу, я вынесла их на слайд. Но помните: если вы заметите их гнезда, то ни в коем случае не разоряйте их! Птицы осенью так сильно трудятся, что строят очень прочные и надежные гнезда. На будущий год многие из них прилетают на это же место и занимают свои родные гнезда.
- Виталий Бианки, написавший множество сказок о лесных обитателях, нередко сам наблюдал за ними в лесу, подмечал что-то новое и удивительно необыкновенное для него самого. Из своих наблюдений он и складывал свои сказки. Писать мог от имени, выдуманных им самим, детей. Например, в сказке «Последний полет» он пишет:
Утром я пошла гулять и смотрю: всюду на снегу – на дороге, в кустах, между деревьями – летят черные комарики. Полет у них слабенький, беспомощный. Поднимутся откуда-то снизу, пролетят дугой, точно их ветром сносит, хотя совсем тихо, и приземлятся на снег как-то боком.
- Автор не указал, каких именно белых комариков он видел. Подумайте, кого он имел ввиду? (Предположение учащихся).
- Он говорит о снежинках, которые медленно ложатся на Землю красивым белым покрывалом.
- Зимой в лесу становится красиво и так же интересно, как и в любое другое время года. Птицы – удивительные и интересные существа несмотря на то, что они не сравнятся с ласковой домашней кошкой, с которой можно поиграть. Даже у нас в городе, наблюдая за местными птицами, вы можете заметить, что они живут какой-то своей жизнью, своим умом.
Беседа учителя с учащимися: «Птицы – удивительные и интересные лесные обитатели».
1. Рассказ «Ворона и хлеб».
- Сейчас я вам расскажу историю из своих личных наблюдений. Прошу заметить, что я увидела это случайно.
Рассказ.
Каждый год, зимой, мы с бабушкой делаем кормушку для птиц. Она получается очень простая – из бутылки. Вешаем ее на ветку сирени, растущую за окошком. Каждый год она встречает стаи разных птиц – и крупных, и мелких. Все они – и воробьи, и синицы – весело резвятся, перелетая с ветки на ветку. В лютые морозные деньки не побоится прилететь в гости и ворона, которая, конечно же, в кормушку попасть никак не может. Поэтому она, обычно, ходит по земле и собирает крошки, которые нечаянно выпадают из кормушки, когда какой-то самый вороватый воробей начинает отгонять от кормушки других птиц.
Как-то раз, в самую непогоду, к нашей кормушке прилетела ворона со своим вороненком. Сели они на соседнее дерево и стали наблюдать за порхающими вокруг кормушки воробьями и синицами – начали поджидать свою добычу. Немного погодя прилетает откуда-то воробьишка-воришка и начинается суматоха. Хлебные крошки начали разлетаться по разным сторонам. Ворона, ожидающая падающих крошек, проворно и ловко слетела на Землю, отыскала самую большую хлебную корку и стала закапывать ее в снег.
Мы с бабушкой сначала удивились и подумали: «Для чего же ворона в снег хлебную корку закапывает?! Вороненок-то ждет, на ветке сидит». А потом догадались, что она так заботится о своем птенце: хлебная корка оказалась слишком жесткой, а в снегу она размякла и вороненок смог с легкостью ее съесть.
В самом деле! Немного подождав, ворона быстро и ловко откопала свою добычу, взлетела на ветку и стала кормить птенца. Учитель рассказывает учащимся историю из жизни птицы.
2. Творческая работа
- Рассказав вам одно из своих наблюдений, я хотела бы, чтобы каждый из вас подкармливал птиц, особенно зимой, когда на улице холодно.
- Теперь ваша очередь. Расскажите, что интересного вы видели или замечали случайно из жизни животных или птиц.
IV. Итог внеурочного мероприятия.
- Итак, мы сегодня с вами прекрасно поработали. Какой праздник отпраздновали? (День рождения сказкам Виталия Бианки).- Сколько его сказкам лет? (90).
- Каких новых птиц вы узнали? (Лесные птицы, прилетающие к нам на зимовку).
- Вспомните их названия. (Иволга, клест, малиновый щур, чиж, щегол, чечетка, хохлушка-свиристель).
- О чем мы с вами еще разговаривали? (О поговорках).
- Назовите те поговорки, которые вы узнали сегодня впервые. (1. Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодит. 2. В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается. 3. Ноябрь без топора мосты наводит.).
- Обратите внимание на то, что все они о том месяце, который идет у нас сейчас. С каждым годом, с каждым месяцем лес изменяется. Меняются и его обитатели: птицы, звери, насекомые. Причиной всех этих изменений служат необдуманные действия и поступки человека. Поэтому я призываю вас к поиску полезной и важной информации о сохранении и заботе о лесе и его обитателях из книг, которых хранятся в нашей библиотеке.
- Спасибо вам за внимание! Я надеюсь, что вы будете внимательны к лесным и нашим городским обитателям.
Приложение № 1.
Сказка В.В. Бианки «С севера»Это наши зимние гости – маленькие певчие птицы с далекого севера. Тут и красногрудые, красноголовые маленькие чечетки, и дымчатые, с пятью красными пальчиками-перьями на крыльях хохлушки-свиристели, и малиновые щуры, и зеленые самки, красные самцы – клесты. Тут и золотисто-зеленые чижи, и желтоперые щеглята, и толстые, с пышной ярко-красной грудью снегири. Наши чижи, щеглы и снегири передвинулись к югу, где потеплей. А эти гнездовали на севере. Там теперь такой мороз и стужа, что им у нас кажется тепло.
Чижи и чечетки занялись ольховыми и березовыми семенами. Свиристели, снегири – рябиной и другими ягодами. Крестоносые клесты – сосновыми и еловыми шишками. И все сыты.
Приложение № 2.
Сказка В.В. Бианки «С востока»Низенький ивняк неожиданно расцвел пышными цветами белых роз. Белые розы порхают с куста на куст, крутятся на веточках, быстро перебирают стебельками-лапками с черными цепкими коготками. Трепет белых лепестков-крылышек, свист и легкие мелодичные голоса в воздухе.
Это синицы, белые лазоревки. Они не с севера, они перебрались к нам через горный Урал с востока, из вьюжной, морозной Сибири. Там уже давно зима, и глубокий снег засыпал низкорослый тальник.
Приложение № 3.
Сказка В.В. Бианки «Последний полет»В последних числах ноября, когда намело уже порядком снега, вдруг повеяло теплом. Но таять – еще не таяло.
Утром я пошла гулять и смотрю: всюду на снегу – на дороге, в кустах, между деревьями – летят черные комарики. Полет у них слабенький, беспомощный. Поднимутся откуда-то снизу, пролетят дугой, точно их ветром сносит, хотя совсем тихо, и приземлятся на снег как-то боком.
После полудня стало таять, снег падал с деревьев; поднимешь голову – капнет тебе в глаз или обдаст лицо холодной мокрой пылью. И тут появилось откуда-то много-много маленьких мушек – тоже черных; я летом таких комариков и мушек не видала. Мушки совсем весело летали, только низко – над самым снегом.
Когда под вечер опять стало холоднее, мушки и комарики все куда-то попрятались.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие для 1-2 класса по теме: Культура поведения Воспитание любви к чтению через сказку Сказка для детей дошкольного возраста Экологическая сказка для детей 6-9 летПохожие статьи:
Волшебная лампа Аладдина. Читать
Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост
Автор: Анна Солодовникова Олеговна
Опубликовано: 3355 дней назад (17 сентября 2015)
Просмотров: 4670
Рубрика: Без рубрики
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (6)
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
|
|
||
|
|