Конспект занятия для младших школьников на новогоднюю тематику. Рождественский ангел из бересты
Конспект занятия для младших школьников по изготовлению новогоднего сувенира - оберега рождественского ангела из бересты.
Тема: изготовление сувенира - оберега «Берестяной ангел».Форма проведения занятия: беседа с игровыми элементами.
Цель: Ознакомление детей с историей развития кукол оберегов.
Склеивание и сборка деталей, декоративное оформление оберега - ангелочка.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить полученные знания;
- Научить изготавливать оберег из бересты «Ангел».
Развивающие:
- Продолжить работу по развитию психических процессов;
- Формировать рефлексивный тип мышления.
Воспитательные:
- Продолжить работу по формированию доброжелательности, самостоятельности, умению доводить начатое дело до конца, положительной самооценки, предприимчивости;
- Формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры.
Оборудование и материалы:
Заготовки деталей оберега, очищенная береста. Карандаши, линейки, ножницы, береста, клей «момент». Музыка народных инструментов: Оркестр Народных инструментов – «Во поле береза стояла»; ансамбль русские народные инструменты «Русские наигрыши». Мультимедийная установка для демонстрации слайдов «Изделия из бересты», «Обереги Древней Руси».
Ход занятия
1.Организационный этап. Психологический настрой детей. Проверка готовности к занятию.
-Здравствуйте ребята, я рада вас приветствовать и надеюсь, что наш урок будет очень интересным. Все ли присутствуют на сегодняшнем занятии, все ли готовы к работе?
- Настроение каково? (Во)
-Все такого мнения? (Все без исключения)
- Может вы уже устали? (Мы с собой таких не брали)
- Может ляжем отдохнем?(Лучше мы урок начнем)
_ Все за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
Посмотрели на гостей
Улыбнулись поскорей.
2. Проверочный этап.
Установление правильности и осознанности предыдущего занятия, выявление пробелов и их коррекция.
- Давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом занятии?
Вопрос к учащимся:
- Что такое береста?
(Ответ. После ответа показ слайда, используемого на предыдущем уроке.
Береста - это верхний слой коры березы. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста»)
- Какими свойствами обладает береста?
( Ответ. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно - золотистого до темно-коричневого.)
- Когда и где заготавливают бересту?
(Ответы. Обязательное условие — береза должна отсочиться. Заготавливают бересту в конце мая – в июне, когда дерево полно соков и береста легко отстает от основной коры. Если ее снимают со ствола дерева умело, не повреждая следующий слой коры, то это не вредит дереву, и через несколько лет у дерева появится новая белая одежда.)
- Какие инструменты используют при этом?
(Нужен острый нож, брезентовые рукавицы)
- Где и как хранят бересту?
(Ответ. По мере снятия бересты со стволов ее надо сразу же укладывать в рулон. Но хранить в рулонах бересту нельзя, так как углы пластов уже на второй день начинают плотно закручиваться. Хранить бересту лучше в прохладном месте. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.)
- Что изготавливали из бересты в Древней Руси?
( Ответы. Поплавки для сетей, туеса, короба, шкатулки, кузовки для хранения соли, крупы, муки, зерна, ягоды, кедрового ореха и другого.
В специально приготовленных туесах - коробах хранились жидкие вещества – молоко, сметана, кедровое масло, различный животный жир, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными бактерицидными свойствами. Из специально обработанной бересты изготавливались сумки, одежда, влагоустойчивая обувь, которые по своим качествам не уступают изделиям из кожи. Бересту еще использовали в строительстве – изолировали строения от воды, обшивали ею лодки – берестянки.)
- Света подготовила старинную русскую поговорку – загадку прослушайте и ответьте:
рассказывает ученик:
Стоит дерево цветом зелено;
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больному на здоровье,
Что это? (банный веник – показ предмета)
Второе – от тьмы свет,
Что это? (лучина – показ предмета)
Третье – дряхлых пеленание,
(крепление битой посуды – объяснение и показ)
Четвертое – людям колодец.
Что это? (сок березы – показ предмета)
Делали из бересты и игрушки для детей.
Игра «Птичка».
- Сейчас я вам дам вот такую игрушку «Птичку счастья». Вы тихонько скажите ей свое самое заветное желание и передавайте друг другу. Ваши желания волшебная птичка обязательно исполнит.
- А, что мы делали с вами на прошлом занятии?
(Ответы. Мы на прошлых занятиях подготовили бересту к работе (вырезали определенного размера, очищали бересту ото мха, наростов, белого налета и т. д.). Расщепляли бересту на тонкие слои разного цвета. Копировали по шаблону детали нашей поделки на тонкую бересту и вырезали их ножницами. Прорезали узор на платьице и крылышках при помощи пробойников.)
- Молодцы, вы на отлично усвоили материал прошлого занятия.
3. Основной этап.
Усвоение новых знаний, умений и способов действий; обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания.
- А сегодня мы с вами произведем склеивание и сборку берестяных деталей.
Объяснение сопровождается показом слайдов.
- Сегодня мы узнаем много нового и интересного. Поговорим об оберегах, которые делали из бересты. И темой нашего урока будет изготовление сувенира - оберега: “Берестяной ангел” (показ изделия).
- Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством, народным художественным творчеством.
Изделия из бересты экологически чистые, так как изготавливаются из натуральных материалов и только вручную. Практически каждое изделие является в своем роде авторским и неповторимым.
А одним из самых популярных берестяных изделий в старину было очелие— плетеный древнерусский головной убор, который изготавливался из слоя коры березы, прилегающего к стволу дерева. Считалось, что очелие снимает головную боль, нормализует давление, защищает от порчи и дурного глаза, а также восстанавливает энергетику человека, т.е. является оберегом.
- Как вы думаете, что значит слово «очелие» ? («о» — вокруг, «чело» — лоб)
Вопрос ученикам:
- А вы знаете, что означает слово «оберег»? Для чего он нужен? ( ответы)
- С давних времен на Руси обереги считались символом и талисманом, который защищает от порчи, злого духа и всяческих бед. Они олицетворяли удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье...
Издавна считалось, что оберег должен быть безликим, так как ангел не имеет пола и мы не можем сказать мальчик он или девочка.
Создавая обереги, необходимо соблюдать следующие правила.
Правило 1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Правило 2. Никто не может заставить кого-либо изготовить оберег для себя. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
Правило 3. Самые сильные обереги - те, которые сделаны для вас вашими близкими родственниками.
Правило 4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов.
Правило 5. Во время изготовления оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер.
При соблюдении этих правил, сделанный вами оберег действительно защитит своего хозяина от множества бед и напастей.
У русских были разные обереги, но всех их объединяло то, что они были сделаны из природного материала и, значит, были тесно связаны с природой.
Первые обереги славянами делались в языческие времена, когда все люди твердо верили в то, что силы природы, способны защищать от бед и болезней, приносить здоровье и удачу. Вера наших предков в защитной силе таких привычных и простых вещей, как веник, подкова, соленое тесто находят свое отражение в оберегах.
Практическая работа.
- Ребята, расскажите, что лежит перед вами на столе?
(Ответы детей. Лежат детали из бересты: юбочка, кофточка с ручками, крылышки, воротничок, петелька - подвеска и просто береста, из которой будем делать головку ангелочка. Атак же лежат инструменты и клей «момент».)
- Работать будем ножницами и клеем. Давайте повторим технику безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя, или твоего товарища
Передавать ножницы следует кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями
Не класть ножницы на край стола
При ходьбе с ножницами в руках их следует держать острием вниз
При резке не смыкайте лезвия полностью
При резке по прямой линии следует всегда смотреть на концы ножниц
Срезаемое всегда должно находиться справа от лезвий
При резке по кривой следует смотреть на место резки, при этом левая рука направляет лист бумаги
Техника безопасности при работе с клеем:
Клей ПВА - для склеивания картона и ткани
Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть испачканными руками глаза
Пользоваться при склеивании деталей только кисточкой из щетины
Испачканную при склеивании клеем кисть класть только на специальную подставку
Не отвлекаться при работе с клеем
Не размазывать клей пальцами
После окончания работы кисточку необходимо промыть водой с хозяйственным мылом. Тогда ей можно пользоваться снова и снова
После окончания работы промыть руки с мылом.
- Вспомнив о правилах безопасной работы, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале урока задания.
Во время работы детей, просматриваю, чтобы не было ошибок. ( Во время работы тихо звучит музыка народных инструментов).
Первое - мы склеим юбочку в виде конуса клеем «момент»
Второе – таким же способом склеим кофточку с ручками.
Третье – Приклеим крылышки к кофточке сзади.
Четвертое – наденем на петельку – подвеску юбочку, кофточку с ручками и крылышками, воротничок.
- Все справились с заданием? Устали пальчики?
4. Этап релаксации.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу, (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, (Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою (Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, (Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Практическая работа
- Отдохнули? Теперь продолжим работу над оберегом.
Во время работы детей, просматриваю, чтобы не было ошибок. Оказываю индивидуальную помощь.
Нам нужно изготовить головку ангелочку. Для этого возьмем бересту и при помощи линейки и карандаша начертим длинный, но узкий треугольник. Аккуратно будем его накручивать на петельку – подвеску выше воротничка. Конец треугольника закрепим при помощи клея «момент».
После, склеивания и сборки у нас получился – ангелочек, который является оберегом.
Вопрос ученикам:
5. Рефлексивно-оценочный этап.
Мобилизация детей на самооценку, оценивание работоспособности, психологического настроения, результативности работы, содержания и полезности работы.
В завершении урока, проводится выставку работ учащихся из выполненных изделий - ангелочков. Оцениваем все работы. Устраиваем небольшой опрос по теме.
- Ребята, все ли справились с поставленной целью?
- А скажите что вы чувствуете?
- Все ли довольны результатом своего труда? (если «нет», то почему?)
- Как вы оцениваете свою работу?
- Какие затруднения вы испытали при работе над оберегом?
- Кому бы вы хотели подарить своего Берестяного ангела?( спросить всех)
- Молодцы ребята, хорошо поработали, все справились с целью нашего урока: не только познакомились с историей развития кукол – оберегов, но и научились изготавливать сувенир - оберег из бересты и вырезать на нем узоры. Как известно, самый дорогой подарок – это подарок сделанный своими руками. Этот оберег вы можете подарить и порадовать своих близких и дорогих вам людей. Преподнося в подарок оберег, вы тем самым желаете человеку, чтобы у него уходило из дома все плохое, а хорошее только накапливалось, ведь вместе с ним вы дарите частичку своего тепла и часть души вложенной в работу.
Игра «Березовая роща».
- Если занятие интересное и полезное, прикрепите на стенд березку с зелеными листочками, если что- то вам не понравилось - с желтыми листочками, если занятие вам не понравилось и не интересно совсем – березу без листиков.
- Хорошо, вот такая роща у нас получилась. Можно считать, что поставленная перед нами цель занятия была выполнена. Все что задумали, все сделали. На следующем занятии мы с вами продолжим работу с пластовой берестой. Прошу произвести уборку своих рабочих мест.
Практическая работа.
- Ребята, расскажите, что лежит перед вами на столе?(Ответы детей. Лежат детали из бересты: юбочка, кофточка с ручками, крылышки, воротничок, петелька - подвеска и просто береста, из которой будем делать головку ангелочка. А так же лежат инструменты и клей «момент».)
- Работать будем ножницами и клеем. Давайте повторим технику безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты
Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя, или твоего товарища
Передавать ножницы следует кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями
Не класть ножницы на край стола
При ходьбе с ножницами в руках их следует держать острием вниз
При резке не смыкайте лезвия полностью
При резке по прямой линии следует всегда смотреть на концы ножниц
Срезаемое всегда должно находиться справа от лезвий
При резке по кривой следует смотреть на место резки, при этом левая рука направляет лист бумаги
Техника безопасности при работе с клеем:
Клей ПВА - для склеивания картона и ткани
Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть испачканными руками глаза
Пользоваться при склеивании деталей только кисточкой из щетины
Испачканную при склеивании клеем кисть класть только на специальную подставку
Не отвлекаться при работе с клеем
Не размазывать клей пальцами
После окончания работы кисточку необходимо промыть водой с хозяйственным мылом. Тогда ей можно пользоваться снова и снова
После окончания работы промыть руки с мылом.
- Вспомнив о правилах безопасной работы, мы смело можем приступать к выполнению заданного в начале урока задания.
Во время работы детей, просматриваю, чтобы не было ошибок. ( Во время работы тихо звучит музыка народных инструментов).
Первое - мы склеим юбочку и кофточку с ручками в виде конуса клеем «момент».
Второе – к кофточке с ручками приклеиваем воротничок.
Третье – приклеим крылышки к кофточке сзади.
Четвертое – наденем на петельку – подвеску юбочку, кофточку с ручками и крылышками.
- Все справились с заданием? Устали пальчики?
4. Этап релаксации.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу, (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно,
И вытягивать начну.
Руки я затем помою, (Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою (Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, (Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.
Практическая работа
- Отдохнули? Теперь продолжим работу над оберегом.
Во время работы детей, просматриваю, чтобы не было ошибок. Оказываю индивидуальную помощь.
Нам нужно изготовить головку ангелочку. Для этого возьмем бересту и при помощи линейки и карандаша начертим длинный, но узкий треугольник. Аккуратно будем его накручивать на петельку – подвеску выше воротничка. Конец треугольника закрепим при помощи клея «момент».
После, склеивания и сборки у нас получился – ангелочек, который является оберегом.
Всем спасибо. До свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий Новогодней сказки для начальных классов Новогодний сценарий, 2-3 класс Теремок. Новогодняя сказка для младших школьников Сценарий Новогоднего праздника в начальной школеПохожие статьи:
Сценарий Новогоднего представления для младших школьников
Беседа по теме Новый год с детьми 1-2 класса
Занятие по теме Новый год в ГПД
Внеклассное занятие по теме Новый год для 1-2 класса
Сценарий внеклассного мероприятия к Новому году в начальной школе
Участник №2 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2017 года
← Конкурс для младших школьников о правилах этикета. Сценарий | День именинника в 4 классе. Сценарий →
+50↑ Голосов: 50 |
Комментарии (68)
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|