Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Игра путешествие по произведениям Маршака, 3-4 класс

Сценарий познавательного внеклассного занятия «В гостях у Маршака»

Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака в 3-4-х классах. Сценарий

Оборудование. Портрет С.Я. Маршака, иллюстрированные издания его стихов и сказок. Желательно, чтобы произведения были на каждом столе у учащихся. Возможные книги поэта: «Плывет, плывет кораблик», «Усатый-полосатый», «Детки в клетке», «Разноцветная книга», «Веселое путешествие от А до Я», «Веселые чижи».

Описание игрового путешествия

Игровое путешествие может стать фрагментом урока или внеклассного мероприятия. Возможно проведение библиотечного урока.

Перед началом путешествия учитель кратко рассказывает о стихах С. Я. Маршака.

Учитель: Известный поэт Самуил Маршак — автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок и считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывал веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.

Вот как он выглядел. (Показ портрета) Это портрет работы художника Мая Петровича Митурича.

Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака. Ваша задача — угадать название стихотворения. Слушаем первое четверостишие.

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: — Нужны пошире,

И не две, а все четыре! (Ответы ребят)

Учитель: Правильно, «Детки в клетке». Деток в клетках мар- шаковского «Зоопарка» много. Один из них — «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте:

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Конечно, это «Жираф»!

Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

— Приходи, к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

Правильно, мышонка, маленького героя «Сказки о глупом мышонке».

А для кого готовится такая постелька?

— Вот тебе под спинку Мягкую перинку,

Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки,

Одеяльце на пуху

И платочек наверху. (Ответы учеников)

Учитель: Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого».

Так назвал это стихотворение Самуил Яковлевич Маршак.

А сейчас я вам прочту веселую считалку. Из какой сказки этот фрагмент?

— Что ж, сыграем, но сначала

Посчитаемся, пожалуй:

Я — зверек,

И ты — зверек...

Молодцы! Да, этот отрывок тоже из сказки, но из «Сказки об умном мышонке».

Вы хорошо знаете стихи Самуила Яковлевича Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи как песня. Может, вы обратили внимание, что слова в конце строки звучат похоже: «зверек» — «хорек»; «слону» — «одну»; «высок» — «цветок»; «мистер» — «Твистер». Такой подбор, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково или почти одинаково, называют рифмой. Послушаем стихотворение Маршака «Маленькие феи» и вместе найдем в нем рифмы. Но прежде скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак...

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке

И, съев по булке с маслицем,

Успели так замаслиться,

Что мыли этих феечек

Из трех садовых леечек.

Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки! Но ищем рифму. Читаю еще раз. Какие слова звучат почти одинаково? (Возможные ответы детей) Правильно, «феечки» — «скамеечке». А еще? «Маслицем» — «замаслиться». Тоже совпадают почти целиком.

Прочту другое стихотворение Маршака — «Разговор». Его, как и стихотворение «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка. Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова, т. е. рифму:

Тетя Трот и кошка

Сели у окошка,

Сели рядом вечерком

Поболтать немножко.

Трот спросила: — Кис-кис-кис,

Ты ловить умеешь крыс?

— Мурр, — сказала кошка,

Помолчав немножко.

А здесь где рифма? Ищем! Конечно «кошка» — «окошко» — «немножко»; «кис» — «крыс». Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуем сами придумать рифмы к словам «детки», «перчатки», «вакса», «близко». (Предполагаемый ответ: «детки» — «в клетке», «перчатки» — «котятки», «вакса» — «клякса», «близко» — «киска».)

И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «пакля». И «шмакля» у него была, и «рвакля». А ведь таких слов вообще не существует.

Загадки дедушки Маршака

Учитель: Устали? Нет? Тогда послушаем загадки. Их придумал Самуил Яковлевич Маршак. Я читаю, а вы отгадываете.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами.

На глазах по колесу

И седелка на носу? (Очки)

 

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Сапоги)

 

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

 

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

 

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

Далее учитель может предложить запись песни «Веселые чижи» (ст. С. Маршака, муз. А. Александрова) или прочитать последние куплеты песни.

В заключение можно предложить учащимся сочинить несколько четверостиший, например: «Я по ягоды иду, друга за руку веду».

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами по стихам Маршака

Сценарий внеклассного мероприятия 1, 2, 3, 4 класс. День рыбака

Сценарий конкурсной программы для младших школьников

Сценарий театрализованного представления для 1, 2, 3, 4, 5 классов

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия в начальной школе

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!