Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час в 9 классе на тему Выбор профессии

Классный час в 9 классе на тему «Профессия – хороший человек»

Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрослого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мошенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа профессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.

Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная личность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.

Цели: дать детям представление о нравственной основе профессионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспитывать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халтуре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Написать на доске задания для групповой работы:

- незавершенные предложения:

1. Идеальный работник должен...

2. Идеальный руководитель должен...

3. Идеальная работа должна...

- признаки эффективной личности:

Эффективная личность:

1. Это нравственная личность.

2. Это саморазвивающаяся личность.

3. Это самостоятельно мыслящая личность.

План классного часа

I. Интерактивная беседа.

II. Незавершенные предложения {Работа в группах).

III. Работа с понятием «эффективная личность».

IV. Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)

Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

- Нужно получить 2-3 образования.

- Нужно овладеть смежными специальностями.

- Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

- Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

II. Незавершенные предложения

Классный руководитель. Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.

- 1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение (читает с доски).

- 2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).

- 3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).

(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

III. Работа с понятием «эффективная личность»

Классный руководитель. Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».

Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эффективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.

(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)

Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.

- Что значит «нравственная личность»?

- Саморазвивающаяся личность?

- Самостоятельно мыслящая личность?

(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)

А теперь давайте попробуем определить признаки неэффективной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей характеристике. Без подготовки.

(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффективной личности.)

Примерные ответы:

Неэффективная личность...

...безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.

.. .не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет расслабиться и т. п.

... подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).

Классный руководитель. А теперь вопросы ко всем.

- Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?

- Считаете ли вы себя эффективной личностью?

- Хотите ли вы быть эффективной личностью?

(Дети отвечают.)

Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.

IV. Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»

Классный руководитель. Мы говорили о том, что нравственность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» подразумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели.)

Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)

Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)

Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для которой у него нет образования, способностей, желания. Для него главное - не корысть, а польза дела.)

Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)

А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело плохому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробивной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)

Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросовестно, тогда ты станешь мастером своего дела.)

А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Вряд ли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)

А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)

А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это проявляется? (Дети отвечают.)

Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Высказывания детей.)

Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мастерство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? (Дети отвечают.)

Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?

Примерные ответы детей:

- Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возьмется за работу, которая ему не по силам.

- Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Что от нас требуется? Быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Доброта, честность, ответственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по профориентации для школьников 9-11 класса. Профессия «Строитель»

Классный час на тему Вредные привычки для 8, 9 класса

Конкурс для школьников «Мир профессий»

Занятие по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Миниатюра. Профессия «Автоинструктор»

Комментарии (1)
Гладских Н.М. # 11 января 2016 в 10:02 0
Спасибо за полезную разработку. Детям было интересно.