Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Классный час «Какую выбрать профессию», 10 класс

Разработка классного часа для 10 класса

Тема: Выбор профессии

Задачи: знакомить ребят с многообразием мира профессий; помочь определить свои интересы и склонности; оказать помощь в профессиональном самоопределении; помочь избежать ошибок в выборе профессии; вовлечь в дискуссию с целью не оставить равнодушных к теме.

Подготовительная работа: задания учащимся (литература, подготовка к выступлению, оформление выставки по теме, изготовление анкет, девиза, памяток, оформление буклетов, подбор фрагментов видеофильма и т.д.); приглашение гостей; работа с психологом (подбор анкет, обработка, консультации); подготовка стихотворного или песенного марафона.

Участники: учащиеся; классный руководитель; гости — представители профессий (среди них могут быть и родители учащихся); лаборант ТСО.

Ход мероприятия

Берись за то, к чему ты годен.

Классный руководитель. Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии — одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий. Что же такое профессия? (Слово профессия произошло от латинского «profiteer», что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)

Классный руководитель. Каждый день люди спешат на работу. Нравится ли им тот род занятий, который они выбрали для себя? Способствует ли этот выбор их жизненному комфорту и благополучию? Не зря Д. Рокфеллер сказал: «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений». Как люди принимают свое решение? Что им в этом помогает? Что должно служить путеводителем в сложном мире профессионального самоопределения? И что же это такое — профессиональное самоопределение? (Личность принимает решение о выборе будущей трудовой деятельности. Человек решает кем стать, где и с кем работать, к какой социальной группе принадлежать в будущем.)

Наиболее важными и изученными факторами профессионального самоопределения являются интересы личности. Эти интересы обеспечивают ее активность и проявление познавательных потребностей. Что-то становится для человека жизненно значимым и эмоционально привлекательным. Активность интереса, его длительность и устойчивость, глубокая содержательность, личностная значимость, положительное эмоциональное отношение помогают человеку в его профессиональном самоопределении. Сделать самостоятельно свой профессиональный выбор совсем не просто. Кто-то ясно и четко видит свое будущее уже в детстве.

(Классный руководитель приводит примеры: Борис не мыслит свое будущее без музыки (Борис исполняет небольшой отрывок из любимого скрипичного произведения); Лена видит себя в будущем художником-модельером (Лена демонстрирует свои модели и комментирует, ей помогает ее подруга Катя, которая уже сейчас посещает занятия одного из модельных агентств); Саша рисует с детства, он представляет свои натюрморты; Алексей — будущий спортсмен, его кубки и грамоты не только его гордость, достижениями Апексея гордится весь класс и школа. )

Классный руководитель. Ребята, согласитесь, что для большинства из нас выбор будущей профессии — это миллион сомнений и терзаний. И не только для нас, но и для наших родных и близких, потому что в процесс выбора включаются все. Мы выслушиваем советы, листаем справочники и никак не можем определиться. А «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» — сказал Сенека. Что же необходимо для того, чтобы ветер жизни был не только попутным, но и привел нас в будущем к успеху?

Учащиеся:

- Надо обязательно тщательно изучить все многообразие существующих в настоящее время профессий.

— Дни открытых дверей в учебных заведениях помогут нам в профессиональном выборе.

— Я знаю, что нам могут оказать помощь центры профориентации молодежи и психологической поддержки населения.

- Центры занятости населения ориентируют на выбор профессии, помогают трудоустроиться.

— Я читала о том, что есть специальные профориентанионные пункты, где психологи-профконсультанты дают советы и рекомендации.

— По вопросу выбора старшеклассниками будущей профессии работает и наша школа. Я часто обращаюсь в школьную библиотеку за справочной литературой. А еще я посещал заседания клуба старшеклассников, которые были посвящены встречам с людьми самых разных профессий.

- А мне помогает кинолекторий «В мире профессий». И еще мои родители.

- Я с детства посещаю занятия в изостудии. Мой выбор сделан. Занятия и огромный интерес к живописи помогли мне в профессиональном самоопределении.

Классный руководитель. Да, ребята, этот вопрос надо решать серьезно, поэтому необходимо использовать все имеющиеся средства и возможности для того, чтобы сделать правильный выбор. А если говорить об интересах и профессиональных склонностях, так это первое, на что обращают внимание профконсультанты и что они изучают самым тщательным образом. Сейчас мы вместе с вами постараемся определить мир ваших интересов.

Карта интересов (автор А.Е. Голомшток)

(Предназначена для учащихся выпускных классов)

Инструкция. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию с учетом ваших интересов, предлагаем оценить ряд утверждений о различных видах занятий.

Если вам очень нравится, очень любите или очень хотели бы заняться тем, что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке — « + +».

Если просто нравится, любите или хотели бы — « + ».

Если просто знаете, сомневаетесь — «0».

Если не нравится, не любите, не хотели бы — « — ».

Если очень не нравится — « - - ».

Если на один и тот же вопрос у вас возникают два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близкому (по вашему мнению) к истине. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в листе ответов не расходился с номером вопроса.

Если вам что-либо непонятно, можете сразу задать вопросы.

Любите ли вы (хотели бы вы, нравится ли вам):

1) знакомиться с жизнью растений и животных;

2) уроки географии, чтение учебника географии;

3) читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях;

4) уроки анатомии и физиологии человека;

5) уроки домоводства или домашние занятия домоводством;

6) читать научно-популярную литературу о физических открытиях или о жизни и деятельности выдающихся физиков;

7) читать научно-популярную литературу о достижениях и открытиях в области химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков;

8) читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник и т.п.);

9) читать в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиоэлектроники;

10) знакомиться с различными металлами, их свойствами и практическим применением;

11) узнавать о разных породах древесины, их свойствах и практическом применении;

12) интересоваться достижениями в области строительства;

13) читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.);

14) читать книги, смотреть фильмы о летчиках, космонавтах;

15) встречаться с участниками военных действий, слушать рассказы о военных событиях, боевой технике;

16) читать книги об исторических событиях и исторических деятелях;

17) читать произведения классиков советской и зарубежной литературы;

18) читать и обсуждать газетные, журнальные статьи и очерки;

19) обсуждать текущие дела и события в классе и школе;

20) читать литературу о работе воспитателя, учителя, вожатого;

21) читать книги, смотреть фильмы о работе милиции;

22) заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете;

23) читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг»;

24) интересоваться вопросами экономической географии;

25) заниматься иностранным языком;

26) знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства;

27) знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино, посещать творческие вечера-встречи с актерами;

28) знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства;

29) читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах;

30) изучать ботанику, зоологию, биологию;

31) знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам;

32) читать о жизни и деятельности знаменитых геологов;

33) читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины;

34) посещать предприятия легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.);

35) читать книги типа «Занимательная физика»;

36) находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений;

37) знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах);

38) посещать радиотехнический кружок или кружок радиоэлектроники;

39) знакомиться с различными измерительными инструментами и их практическим применением для металлообработки;

40) наблюдать за изготовлением изделий из дерева;

41) наблюдать за работой строителей, встречаться с ними, слушать рассказы об их работе;

42) читать литературу о средствах и правилах движения;

43) читать книги, смотреть фильмы о моряках;

44) читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбами выдающихся полководцев;

45) обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом;

46) читать литературно-критические статьи;

47) слушать радио- и теленовости, смотреть тематические телепередачи;

48) интересоваться событиями, происходящими в городе, стране;

49) давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами;

50) рассудить поступок друга, знакомого, проанализировать поведение литературного героя;

51) обеспечить семью продуктами, организовать питание всех во время похода, поездки, путешествия;

52) читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни выдающихся математиков;

53) интересоваться сообщениями в печати об экономике и экономических показателях;

54) читать художественную литературу на иностранном языке;

55) быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет;

56) посещать драматический театр или театр юного зрителя;

57) слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки;

58) посещать спортивные мероприятия, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте;

59) посещать биологический кружок;

60) заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края;

61) собирать образцы, составлять описания геологических объектов (минералов, слоев земли);

62) изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения;

63) посещать кружок кулинарии;

64) проводить опыты по физике, электронике;

65) готовить растворы, взвешивать реактивы;

66) разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин, велосипедов);

67) пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом и пр.) и производить расчеты;

68) заниматься обработкой и изготовлением различных деталей и изделий из металла;

69) коллекционировать различные образцы древесины и художественно обрабатывать дерево (выпиливать, вырезать, полировать и пр.);

70) делать наброски строительных эскизов или выполнять чертежи различных построек;

71) посещать кружок юных железнодорожников или юных автолюбителей;

72) заниматься в секции парашютистов, кружке авиамоделистов или посещать авиаклуб;

73) изучать историю возникновения различных народов и государств;

74) писать классные и домашние сочинения по литературе;

75) наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления и события жизни;

76) выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на выполнение какого-нибудь дела);

77) проводить время с маленькими детьми (читать книги, что- либо им рассказывать, помогать им в чем-либо);

78) устанавливать дисциплину среди сверстников или младших;

79) наблюдать за работой продавца, повара, официанта;

80) заниматься в математическом кружке;

81) изучать вопросы развития промышленности, узнавать о достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии;

82) работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи незнакомого языка;

83) посещать музеи, художественные выставки;

84) выступать на сцене перед зрителями;

85) играть на одном из музыкальных инструментов;

86) играть в спортивные игры;

87) наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи;

88) самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические материалы;

89) собирать коллекции минералов и экспонаты для геологического музея;

90) знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта;

91) посещать кружок кройки и шитья, шить для себя и членов семьи;

92) заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике;

93) заниматься в кружке по химии или посещать факультативные занятия по химии;

94) заниматься в одном из кружков технического творчества (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.);

95) разбираться в устройстве электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы (усилители, осциллографы и радиоаппаратуру);

96) заниматься в школьных слесарно-станочных мастерских;

97) заниматься в столярном кружке или кружке «Умелые руки»;

98) бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами;

99) наблюдать за соблюдением правил передвижения пешеходами и водителями транспортных средств;

100) заниматься в секции гребли, парусного спорта, аквалангистов, работать в бригаде по спасению утопающих;

101) участвовать в военизированных играх («Зарница» и пр.);

102) посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры;

103) заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку;

104) вести личный дневник;

105) выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и докладами на различные темы;

106) выполнять работу вожатого;

107) выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть;

108) помогать покупателям выбирать покупки в магазине;

109) решать сложные задачи по математике;

110) точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов;

111) заниматься в кружке иностранного языка;

112) заниматься в художественном кружке, школе, изостудии;

113) принимать участие в смотрах художественной самодеятельности;

114) заниматься в хоре или одном из музыкальных кружков;

115) заниматься в какой-либо спортивной секции;

116) участвовать в биологических олимпиадах, готовить выставки растений или животных;

117) участвовать в географических экспедициях;

118) участвовать в геологических экспедициях;

119) наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать состояние;

120) участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их);

121) решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах;

122) участвовать в химических олимпиадах;

123) разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому;

124) разбираться в сложных схемах;

125) посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом;

126) мастерить что-либо из дерева своими руками;

127) принимать посильное участие в строительных работах;

128) принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла и прочих транспортных средств;

129) при любых погодных условиях летать на самолетах экстренной помощи или управлять сверхскоростными самолетами;

130) жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня;

131) заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы);

132) работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном;

133) участвовать в диспутах и читательских конференциях;

134) подготавливать и проводить собрания, конференции;

135) шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем- либо вопросы воспитания детей и подростков;

136) помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции»;

137) постоянно общаться с большим количеством разных людей;

138) участвовать в математических олимпиадах;

139) интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда;

140) беседовать с товарищами или знакомыми на иностранном языке;

141) участвовать в художественных выставках;

142) заниматься в театральном кружке;

143) участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах;

144) принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях;

145) выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними;

146) производить топографическую съемку местности;

147) совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится работать по заданной программе;

148) работать в больнице, поликлинике, аптеке;

149) работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, технологом);

150) решать сложные задачи по физике;

151) работать на химическом производстве или в химической лаборатории;

152) участвовать в выставках технического творчества;

153) работать в области энергетики или радиоэлектроники;

154) работать у станка (в основном стоя), изготовляя различные металлические детали и изделия;

155) выполнять по чертежам столярные или модельные работы;

156) работать в строительной бригаде;

157) работать водителем в большом городе, занимаясь перевозкой пассажиров и грузов;

158) работать в любую погоду на большой реке или в открытом море;

159) быть военным инженером или командиром;

160) ходить в походы по историческим местам родного края;

161) писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.;

162) писать заметки или очерки в стенгазеты или периодическую печать;

163) выполнять обязанности бригадира во время трудового семестра;

164) организовывать игры и праздники для детей;

165) работать в юридическом учреждении (в суде, адвоката прокуратуре, юрисконсультации);

166) выполнять работы по обслуживанию населения (принимать заказы, помогать выбирать покупку, оказывать бытовые луги и пр.);

167) выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний;

168) работать в области экономики, планирования или финансирования народного хозяйства;

169) участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке;

170) участвовать в выставках изобразительного искусства;

171) играть на сцене или сниматься в кино;

172) работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку;

173) работать преподавателем физкультуры или тренером.

Бланк ответов КИ

Следующий опросник Дж. Холланда поможет вам определить и понять, какой вид деятельности для вас будет наиболее предпочтителен, а значит и более эффективен.

Из двух предложенных вариантов деятельности выберите тот, который вам больше нравится.

1a.

Инженер-механик

 

1б. Физик-экспериментатор

 

2а.

Социальный работник

 

2б Управляющий гостиницей

 

За.

Художник по интерьеру

 

3б. Чертежник-копировщик

 

4а.

Биохимик

 

4б. Фармацевт

 

5а.

Политический лидер

 

5б. Писатель

 

6а.

Портной

6б.

Оператор ЭВМ

7а.

Адвокат

7б.

Историк-правовед

8а.

Воспитатель детского сада

8б.

Художник по керамике

9а.

Вязальщик

9б.

Телефонист справочной

 

 

 

службы

10а.

Нотариус

10б.

Менеджер по снабжению

11а.

Переводчик зарубежной

11б.

Логик

 

поэзии

 

 

12а.

Детский врач

12б.

Специалист по медицинской

 

 

 

статистике

13а.

Маркетолог

13б.

Пчеловод

14а.

Научный работник музея

14б.

Менеджер по персоналу

15а.

Аудитор

15б.

Художник-реставратор

16а.

Строитель-монтажник

16б.

Металловед

17а.

Школьный учитель

17б.

Следователь

18а.

Столяр-краснодеревщик

18б.

Оператор станков-автоматов

19а.

Математик

19б.

Бухгалтер

20а.

Директор мебельной

20б.

Дирижер

 

фабрики

 

 

21а.

Настройщик теле- и радио

21б.

Секретарь-референт

 

аппаратуры

 

 

22а.

Главный зоотехник

22б.

Генетик

23а.

Консультант телефона

23б.

Парикмахер-модельер

 

доверия

 

 

24а.

Водитель троллейбуса

24б.

Медсестра

25.

Делопроизводитель

25б.

Брокер на бирже

26а.

Архитектор

26б.

Искусствовед

27а.

Инспектор дорожного

27б.

Счетовод

 

движения

 

 

28а.

Издатель газеты

28б.

Электрик

29а.

Биолог

29б.

Телеведущий

30а. Архивариус

30б.

Художник-рекламист

31а.

Повар

31б.

Официант

32а.

Банковский служащий

32б.

Заведующий магазином

33а.

Криминалист

33б.

Юрисконсульт

34а.

Корректор

34б.

Литературовед

35а.

Звукооператор

35б.

Физик-акустик

36а.

Экскурсовод

36б.

Дипломат

37а.

Киноактер

37б.

Кинооператор

38а.

Археолог

38б.

Товаровед

39а. Закройщик-модельер

39б.

Театральный художник

40а.

Часовой мастер

40б.

Контролер ОТК

41а.

Менеджер по продажам

41б.

Редактор научного журнала

42а.

Психотерапевт

42б.

Драматург

               

Ключ к методике Дж. Холланда

Подсчитайте сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведенный ниже ключ. Если ваш ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.

Тип личности

Пункты опросника

Сумма баллов

Реалистический

1а, 3б, 6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б,31а, 35а, 37б,40а

 

Социальный

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б,31б,33б, 36а, 42а

 

Артистический

За, 5б, 86, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б,

 

Конвенциальный

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 216, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

 

Предприимчивый

26, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а

 

Интеллектуальный

1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б

 

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности как медицина, педагогика, психология.

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти способности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьезные трудности. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулезная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

(В дальнейшем классный руководитель работает вместе с психологом. Обработав результаты анкет и сделав выводы, они приглашают ребят для консультаций и советов.)

Классный руководитель. Итак, мы начали с вами работу по профессиональному самоопределению, приступив к изучению своих интересов и личностных способностей.

Хотя Дж. Холланд и выделил шесть типов личности, мы должны заметить, что в реальной жизни не так много людей, которые относились бы к строго определенному типу. Ведь любой человек многосторонен в своих особенностях, а часто и способностях. Бывает так, что черты двух, а то и трех типов сочетаются в одном человеке. К тому же трудно сделать правильный выбор, использовав только один опросник. Необходимо пользоваться разными методиками, чтобы картина получилась более ясной. Просто необходимо обращать внимание на преобладающий тип. И тогда ваш выбор должен оправдать себя. Конечно, без последующего надлежащего уровня профессионализма успеха не добиться. Что же такое профессионализм?

Учащиеся:

— Это высокая профессиональная подготовка для выполнения задач вашей деятельности.

— Профессионализм — прежде всего, потому что именно с него начинается возможность достижения высоких результатов труда.

— Не надо еще забывать и о том, что профессионализм - это не что-то однажды приобретенное и застывшее. Он включает в себя обязательное систематическое повышение вашей квалификации и творческую активность. Ведь потребности общественного производства и культуры постоянно возрастают, и мы должны быть способны удовлетворять эти постоянно возрастающие требования.

Классный руководитель. Но не так просты слагаемые профессионального успеха. Что еще мы должны добавить к профессионализму?

Учащиеся:

— Думаю, любому профессионалу не помешает простое человеческое обаяние. Иногда кажется, что некоторые люди его просто излучают. Они легче решают любые проблемы: и свои личные, и профессиональные.

— Я бы сказал, что умение общаться с партнерами, коллегами является следующим слагаемым нашего профессионального, а значит и жизненного успеха. Когда вы с кем- то общаетесь, то все ваши складочки раздумий и недовольств должны подтянуться и расправиться, глаза стать любезнее, добрее; выражение вашего лица должно соответствовать моменту и теме разговора. Вы должны быть любезны и милы в общении. В противном случае даже профессионалы иногда терпят неудачи из-за отсутствия у них перечисленных качеств.

- А если вы профессионал, да к тому ж еще и руководитель, то для успеха дела безличного обаяния никак не обойтись. Оно может быть у вас как искренним так и искусно преподнесенным. Любой вариант для пользы дела. Разумеется, вы должны вести себя внешне привлекательно, уметь правильно построить свое общение, относиться к собеседнику с уважением. К тому же очень важно быть при этом элегантным в своей одежде и манерах.

— Мне кажется, что сейчас мы говорим общеизвестные истины. Но в то же время людям почему-то не всегда так легко и просто им следовать. Думаю, что некоторым для блага дела необходимо просто повторять эти простые истины каждый день и почаще прислушиваться к мудрым советам. Например, Элберта Хаббарда.

«Всякий раз, как вы выходите из дому, подтяните подбородок, держите высоко голову и наполните легкие воздухом до отказа; жадно впитывайте солнечный свет; приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте душу в каждое рукопожатие. Не бойтесь того, что вас неправильно поймут и не теряйте ни минуты на размышления о своих врагах. Попытайтесь твердо решить в уме, что вы хотите сделать, а затем, не отклоняясь, двигайтесь прямо к цели. Думайте о больших и замечательных делах, которые вы хотите совершить, и тогда с течением времени, вы обнаружите, что бессознательно хватаетесь за все возможности, необходимые для выполнения вашего желания, подобно тому, как коралловый полип вбирает в себя во время морского прилива все необходимые ему элементы. Мысленно нарисуйте перед собой портрет того одаренного, серьезного и преуспевающего человека, каким вы хотели бы быть, и ваши мысли час от часу будут превращать вас в такого человека. Мысль — величайшая сила. Сохраняйте надлежащее душевное состояние — будьте всегда мужественны, искренни и в хорошем настроении. Правильно мыслить — значит созидать. Все осуществляется посредством желания, и каждая искренняя просьба исполняется. Мы становимся похожими на то, к чему влекут нас наши сердца. Держите подбородок подтянутым, а голову высоко. Потенциально каждый из нас мог бы стать богом».

Вот такая простая жизненная философия заложена в этом совете. И я уверена, что она нам пригодится уже на стадии подготовки к экзаменам и тестам и выборе нашего будущего. Уверенный в себе человек правильно и уверенно выбирает свое будущее.

Вручаю вам этот совет как своеобразную памятку и руководство к исполнению (раздает печатные памятки).

— А я знаю, что у мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин». Перефразировав ее, можно сказать следующее: «Человек без улыбки на лице не должен начинать свой рабочий день». Говорят, что работая с животными, растениями и даже машинами, надо вести себя доброжелательно. А с людьми тем более, только тогда будет соответствующая отдача.

— Действительно, наша улыбка ничего нам не стоит. Правда у некоторых она исходит от состояния души, для других же - это работа ума и даже частично усилие воли. Но зато результат — положительный. Фрэнк Ирвинг Флетчер выполнил рекламное объявление для фирмы «Оппенгейм, Коллинз энд компани». Я привожу отрывок из этой рекламы:

Цена улыбки на Рождество

Она ничего не стоит, но много дает.

Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали.

— Вы хотите нравиться людям, хотите добиться успеха? Тогда улыбайтесь!

Классный руководитель. Я хочу сейчас представить людей, которые все то, о чем мы сейчас говорили, приняли как правила своей жизни, добились в ней успеха, и получили моральное Удовлетворение от сделанного ими выбора.

(Преподаватель института рассказывает о том, как он сделал свой профессиональный выбор, о верности своей профессии, о работе со студентами и своих достижениях (научные работы, взаимодействие с коллегами университетов разных стран и т.д.). Затем знакомите условиями приема в институт, говорит о подготовительных курсах, которые не только помогают при поступлении в вуз, но и помогают осознать правильность (или ошибочность) своего профессионального выбора; приглашает на день открытых дверей, который предоставит ребятам возможность получить представление о выбранном ими учебном заведении; подчеркивает социальный престиж профессии, ее привлекательность и ту значимость, которую придает ей общественное сознание. Далее представитель учебного заведения говорит о предстоящем профессиональном самоутверждении студента, которое включает потребность и стремление соответствовать профессиональным требованиям и идеалу. Студент должен стремиться достигнуть хороших результатов в своей учебной и трудовой деятельности, утвердить свой профессиональный образ, осознать себя в роли субъекта профессиональной деятельности; должен внутренне осознать и принять все требования изучаемой профессии, оценить свои личностные качества, способности, возможности. Важна самооценка человека в качестве будущего профессионала. И еще раз подчеркивает важность овладения вербальными и невербальными средствами общения. Приводит примеры.)

Классный руководитель. Есть много профессий, которые хорошо известны каждому и без которых никак не обойтись: врачи, учителя, работники сферы обслуживания и т.д. Но есть и такие, о которых мы почти ничего не знаем. Они относятся к так называемому миру редких профессий. Представитель одной из них, которая называется гример-пастижер, сегодня у нас в гостях.

(Гример-пастижер рассказывает о том, что люди его профессии работают на телевидении и киностудиях, в цирках и театрах. Результат их труда — парики, усы, носы и всевозможные виды грима. Говорит о создании образов в кино, театре и на телеэкране; о том, как важно при помощи специальной косметики правильно сочетать тона, чтобы создать требуемый образ. Шрамы и раны, создание более молодого или пожилого образа человека — все это дело чутких и умелых рук опытных гримеров. В этой профессии не обойтись без развитого творческого воображения, образного мышления. К тому же необходимо отличное владение техникой гримирования. Надо хорошо знать основы цветоведения, законы мимики и т.д. Гримеру-пастижеру должны быть присущи терпение и аккуратность. Ведь чтобы изготовить парик надо продеть через ткань каждый волосок. Гример должен быть еще и хорошим психологом. Он работает с людьми, поэтому могут возникать сложности, ведь у каждого из них свой характер. Артисты, как и все люди, могут плохо себя чувствовать, волноваться или у них может быть просто плохое настроение. Профессионал должен не только знать как общаться с такими людьми, но и уметь это делать во избежание конфликтных ситуаций, которые не добавляют людям ни успеха, ни здоровья. Воздух в течение рабочего дня гримера насыщен различными запахами и аэрозолями, поэтому могут возникать аллергические реакции. Почти весь рабочий день гример-пастижер проводит на ногах, а это большая нагрузка. Работа нелегкая, об этом обязательно должны знать люди, мечтающие посвятить себя этой необычной, интересной профессии и служению искусству. А обучиться мастерству этого искусства, постичь все его тайны и секреты можно на художественно-постановочных отделениях вузов.)

(Можно посмотреть небольшой видеофильм с комментариями гостя; продемонстрировать изделия и некоторые инструменты для работы; предложить (по желанию) сделать грим одному из участников классного часа (работает в соседнем помещении, затем демонстрирует результат).)

Классный руководитель. Новое время обусловило появление новых видов деятельности человека. Развитие рыночных отношений и конкуренция вынуждают любого производителя задуматься о том, как лучше преподнести свой товар, как продвинуть свою продукцию, как доказать, что она необходима и полезна людям. Решением данных проблем занимаются бренд-менеджеры. Ребята, а что вы знаете о мире современных профессий?

Учащиеся:

— Ди-джеи, выбирая музыку для эфира или клуба, стараются, чтобы она соответствовала вкусам аудитории; стремятся создать особую атмосферу. Многие музыкальные композиции узнаваемы и любимы благодаря искусству пропаганды ди-джея на телевидении, радио или в клубах и на дискотеках.

- Для радио-джея очень важно умение быстро и уверенно говорить, удерживать внимание аудитории, а также ему необходимо иметь чувство такта, терпения, иметь все навыки культуры общения.

- Созданием внешнего вида (имиджа), а также коррекцией поведения своего клиента занимаются имиджмейкеры. Они работают, основываясь на индивидуальности человека. При этом им необходимо знать все правила макияжа, стили одежды, а также основы психологии и этикета.

- Логистики — это специалисты, которые экономят фирмам деньги. Их задача — достичь максимальной прибыли при минимальных затратах.

- Мерчендайзер поддерживает порядок на полках магазинов, располагает продукцию в выигрышном свете, изучая при этом вопросы освещения, удобного расположения товара, рекламы. Он должен представить товары своей фирмы так, чтобы увеличить объем продаж.

(Учащиеся демонстрируют собранный материал по интересующей их теме.)

Классный руководитель. Компьютеры и новые информационные технологии — неотъемлемые признаки жизни современного человека. Это вызвало появление и такой профессии как веб-дизайнер. Слово нашему гостю, представителю этой новой и интересной профессии.

(Веб-дизайнер говорит том, что в наше время любая организация, фирма или компания для успеха своего дела стремится иметь страницу в Интернете или привлекающий внимание сайт. Если за дело берется опытный веб-дизайнер, то сайт получается содержательным, красочным и оригинальным. Сайт состоит из многих компонентов: цифры, факты, рисунки, фотографии, программы. Задача веб-дизайнера скомпоновать и расположить все так, чтобы сайтом было удобно пользоваться, чтобы он составлял единое целое. Веб-дизайнеру необходимо иметь как техническое, так и художественное образование. Надо хорошо знать основы программирования, иметь логический склад ума и творческие способности. Многие высшие учебные заведения и всевозможные курсы готовят специалистов по компьютерным специальностям. Есть и курсы веб-дизайнеров для тех, кто уже умеет обращаться с техническими средствами.)

(Если есть такая возможность, гость демонстрирует созданные им сайты, отвечает на вопросы ребят.)

Классный руководитель. А сейчас я хочу представить вам нашу молодую гостью, которая решила нарушить мир так называемых мужских профессий. Она стала сантехником.

Сантехник. Я не могу сказать, что я очень хорошо училась в школе. Мне хотелось побыстрее ее закончить. Владелец небольшой фирмы согласился взять меня на работу, но с испытательным сроком. Я получила специальную подготовку и очень старалась оправдать доверие. По окончании испытательного срока, наниматель сказал, что он доволен моей работой. И вот уже третий год я работаю сантехником, занимаюсь ремонтом и вопросами отопления. Мне нравится моя работа. Я бы, например, не смогла работать в магазине, повторяя изо дня в день одну и ту же работу. Моя работа — это совсем другое. Мне нравится бывать каждый день в разных местах. Я люблю свою работу и стараюсь делать ее как можно лучше. А для этого я постоянно изучаю каждый ее аспект, включая и работу с документацией. Я уже получила права водителя и сама вожу фургон фирмы. Конечно, это редкость — встретить женщину в моей профессии. Реакция на мое появление в фирме была неоднозначной. Сначала надо мной даже подшучивали. Но я смогла доказать, что знаю и умею не меньше, чем сантехники- мужчины. И теперь они относятся ко мне как к коллеге-профессионалу. Естественно, что моя профессия накладывает на все свой отпечаток. Это мужской стиль рабочей одежды, никакой косметики, колец и браслетов во время работы. Я позволяю себе только серьги. Должна сказать, что это неплохая работа, но вы должны быть уверены в том, что сможете ее выполнять. Со временем я надеюсь стать совладельцем фирмы.

Классный руководитель. Это замечательно, что вы сделали правильный выбор и ни о чем не сожалеете. Но мы знаем, что достаточно много людей в этом мире страдают из-за того, что изо дня вдень им приходится спешить на нелюбимую работу. Чего же нельзя делать, чтобы не произошла ошибка в выборе?

Учащиеся:

- Иногда профессию выбирают только потому, что она на данный момент считается престижной. Такие люди не смотрят в будущее. Ведь жизнь не стоит на месте. Завтра могут потребоваться специалисты другого направления. Значит лучше человеку раскрываться и утверждаться в той профессии, которая ему по душе и по силам.

— Я знаю ребят, которые поступали «за компанию с друзьями». Но жизнь у каждого своя и дорога в будущее тоже. Когда придет разочарование, то время, к сожалению, будет потеряно.

— Не последнюю роль здесь играет настойчивость и давление родителей с их самыми добрыми намерениями. Но зачастую получается так, что приходится оставлять учебу в институте на 2-м или 3-м курсе. У некоторых даже доходит до нервных срывов.

— Иногда людей привлекает только внешняя сторона профессии, та, которая выглядит «круто». Но, столкнувшись с повседневным трудом, большими нервными нагрузками и т.д., человек понимает, что это ему не по силам.

— Важно знать, что некоторые профессии могут не подойти тебе из-за вопросов здоровья. Тогда лучше сразу сказать себе нет, чем через несколько лет столкнуться с проблемами.

— Надо обязательно изучать рынок труда. Иначе, получив образование, ты рискуешь просто не устроиться на работу по специальности.

Во время классного часа можно проводить минутки для релаксации. Например:

Встаньте (поднимите руки, встряхните кистями рук и т.д.) те, кто решил лучше учиться (поступить после школы в институт); кто уже определился с выбором профессии; кто не может до сих пор решить этот вопрос; кому в чем-то помог классный час; для кого в профессии важны деньги; для кого моральное выше материального; кто выбрал профессию своих родителей; кто решил стать учителем и т.д.).

Учащиеся задают гостям встречи вопросы:

— Что вас больше всего привлекает в вашей профессии?

— Что или кто оказал наибольшее влияние на выбор вашей профессии?

— Какое место в вашем профессиональном самоопределении заняла школа?

— Были ли у вас неудачи в работе? Как вы с ними справлялись?

— А были моменты, когда вам казалось, что вы сделали неправильный выбор?

— Как относятся к вашей профессии в вашей семье?

— На каком месте в вашей жизни находится работа?

— Как отразился на выборе профессии вопрос будущего материального благополучия?

— Вы хотите, чтобы ваши дети повторили ваш выбор?

- В каком сочетании сейчас находится вопрос морального и материального удовлетворения от вашей работы?

- Довольны ли вы профессиональным выбором своих детей? А они сами?

- В какой мере, считаете вы, допустимо или необходимо вмешательство родителей в процесс профессионального выбора своих детей? Как поступили или поступаете вы?

- Сказался ли мир ваших детских увлечений на выборе профессии?

В конце классного часа или по мере его проведения можно провести стихотворный или песенный марафон под девизом: «Старые и новые песни о не менее главном» (под караоке, фортепиано или гитару). Например:

— Из кинофильма «Высота».

Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет,

А мы монтажники-высотники

И с высоты вам шлем привет.

— Из кинофильма «Там, где кончается асфальт».

А дорога серою лентою вьется,

Залито дождем ветровое стекло.

Пусть твой грузовик через бурю прорвется,

Я хочу, шофер, чтоб тебе повезло.

— Н. Добронравов — А. Пахмутова «Песня о геологах».

Ты уехала в знойные степи,

Я ушел на разведку в тайгу...

Над тобою лишь солнце палящее светит,

Надо мною лишь сосны в снегу.

 

А путь и далек и долог,

И нельзя повернуть назад.

Держись, геолог, крепись, геолог,

Ты ветру и солнцу — брат.

- А. Городницкий - В. Струненко «Паруса Крузенштерна».

Расправлены вымпелы гордо,

Не жди меня скоро, жена.

Опять закипает у борта

Крутого посола волна.

Под северным солнцем неверным,

Под южных небес синевой

Всегда паруса «Крузенштерна»

Шумят над моей головой.

- В. Лебедев-Кумач - И. Дунаевский «Песенка о капитане».

Жил отважный капитан,

Он объездил много стран,

И не раз он бороздил океан.

Раз пятнадцать он тонул,

Погибал среди акул,

Но ни разу даже глазом не моргнул.

 

И в беде, и в бою

Напевал он всюду песенку свою:

«Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка — это флаг корабля.

Капитан, капитан, подтянитесь,

Только смелым покоряются моря!»

Классный руководитель. Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения от того, что вы будете делать для себя и людей.

Похожие статьи:

Классный час в 11 классе по профориентации. Время инженеров

Внеклассное мероприятие по профориентации для школьников 9-11 класса. Профессия «Строитель»

Занятие по психологии для 11 класса. Тема: Профориентация

Классный час по профориентации, 9 класс «Мир профессий»

Миниатюра. Профессия «Автоинструктор»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!