Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проведение родительских собраний в старших классах

Родительские собрания для родителей старшеклассников

Родительские собрания являются очень важной частью процесса воспитания школьников. Прежде всего, такие мероприятия должны быть диалогом родителей с классным руководителем, а не просто монологом учителя с монотонным рассказом о том, как учится каждый из старшеклассников. Ведь сейчас в каждой образовательной организации есть система электронных дневников, оценки выставляются регулярно. Зачем же собирать родителей вместе, чтобы донести до них очевидные вещи? Классный руководитель должен рассказывать о каких-то важных и полезных для родителей вещах, а не сообщать им то, о чем им и так известно. Большинство родителей имеют представление о том, как учится их ребенок, но, например, не все знают, какие особенности есть у определенного школьного возраста, как разрешать конфликты в семье, как помочь старшекласснику в освоении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.

На родительские собрания могут быть приглашены и другие педагоги, учителя-предметники, работающие в школе. Эти специалисты, так же как и классный руководитель, видят детей в школе каждый день, знают особенности их возраста, имеют представление и о том, какие затруднения возникают у ребят в изучении предметов или в общении со сверстниками, взрослыми и потому могут поделиться своим опытом с родителями, дать им совет: как правильно относиться к неприятностям ребенка в школе, как ему помочь, как поощрить его успехи, как формировать его самооценку и будущее направление профессиональной деятельности. Родители могут задать вопросы учителям-предметникам и психологу, поделиться с ними своими переживаниями или опасениями.

Родительские собрания призваны сплотить коллектив родителей, сделать их ближе друг другу, а также к учителям и школе. Родители, активно участвующие в подобных собраниях и жизни школы, лучше понимают потребности своих детей, разбираются в их интересах и проблемах.

Школьное родительское собрание

Статистика показывает, что количество родителей, присутствующих на школьных родительских собраниях, максимальное в первом классе, постепенно уменьшается к пятому и резко сокращается в 8-10 классах, и только в конце 11 класса - опять скачок вверх.

Почему родители старшеклассников не хотят посещать родительские собрания? Этот вопрос возникает практически во всех образовательных организациях.

Главной причиной, по мнению психологов, являются страх и нежелание слушать негативное о своем ребенке. Большинство взрослых рассматривают временное и вполне естественное, вызванное объективными причинами, снижение успеваемости ребенка-подростка как чуть ли не личностный крах: «У меня плохой ребенок, значит, я плохой родитель». Но это в корне неправильно.

Посещение родительских собраний - прекрасный способ быть в курсе всех событий, познакомиться с учителями, их системой работы с учениками, уяснить свою роль в процессе обучения или разрешения проблемы, если она есть. Достижение  взаимопонимания - главная задача, которую решают педагогический коллектив и родительская общественность на собраниях.

Для установления взаимопонимания школа организует работу с родителями, реализуя несколько целей:

Просветительская цель заключается в том, чтобы научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с их детьми.

Консультативная цель - это совместный психолого-педагогический поиск эффективных методов воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная цель - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Родительское собрание в школе - это кратковременная встреча родителей с учителями, а в некоторых случаях и с администрацией школы, в рамках которой решаются организационные проблемы, родители получают информацию об образовательном процессе, об успеваемости и поведении детей, а также возможность пообщаться между собой. Обычно собрание проводится несколько раз в течение учебного года.

Сегодня школа не может не считаться с мнением родителей о выборе профиля обучения и качества образовательной деятельности школы, о формировании интересов и ценностных ориентаций обучающихся в сфере культуры и досуга. Заявить о своем участии в решении этих и многих других проблем родители школьников могут, прежде всего, в рамках родительских собраний.

Условно родительские собрания можно разделить на организационные, где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, и тематические, на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы. Организационные собрания обычно проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические - в течение года, как в соответствии с заранее составленным планом, так и в случае возникновения какой-либо актуальной проблемы.

Зачем родители приходят на собрание?

➣ Чтобы получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении.

➣ Чтобы получить информацию об освоении детьми учебных программ и, возможно, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.

➣ Чтобы составить свое впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в образовательной организации.

➣ Чтобы обсудить с педагогами и администрацией конфликтные ситуации.

Родители должны понимать, что посещение родительских собраний - это еще и знак уважения к тем людям, которые разделили с ними труд воспитания их ребенка. И важно беречь не только свое время, но и время педагогов. Ведь классный руководитель всегда готовится к собранию и проводит его в свое личное вечернее время, чтобы поговорить об успехах и проблемах класса.

Почему же, даже если родители интересуются успехами своего уже взрослого ребенка и готовы решать возникшие проблемы, посещаемость родителями школьных собраний с каждым годом снижается? Следует искать причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Одной из основных причин является неинтересная и однообразная форма их проведения: классный руководитель, ознакомив с текущей успеваемостью (а оценки, в основном, есть в дневниках), беседует о ремонте и оборудовании учебного кабинета. Следовательно, надо пересмотреть отношение к родительским собраниям. И результат не замедлит сказаться: у родителей сразу возрастет интерес к подобным совместным встречам. В. А. Сухомлинский писал: «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей». И освоить эту науку призваны родительские собрания.

Родительское собрание: подготовка и проведение

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести.

Какие же функции должно выполнять родительское собрание?

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой образовательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, применения инновационных педагогических технологий, участия образовательной организации в апробации новых учебников или вхождении в экспериментальную деятельность, знакомство с формами внеурочной деятельности и возможностями дополнительного образования).

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, которое может выражаться в информировании родителей о психолого-физиологических особенностях старшего подросткового возраста, об условиях успешного взаимодействия с одноклассниками, учителями, социумом в целом и т. д.

3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т. п.).

4. Совместное решение организационных и проблемных вопросов (решение конфликтных ситуаций, организация питания, дежурства, дисциплины и др.).

Родительские собрания можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, 1-2 раза в год, и то в случае необходимости. Родителей (законных представителей детей) знакомят с новыми уставными документами образовательной организации, нормативными актами в сфере образования, основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только обучающихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, рекомендации по подготовке выпускников к ГИА). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. Тематика собраний обсуждается на заседаниях родительского комитета и заноситься в план работы классного руководителя.

Примерная тематика родительских собраний для старших классов

9 класс

1. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.

2. Ответственность, самооценка, самоконтроль.

3. Как научить сына или дочь говорить «НЕТ!» наркотикам.

4. Психофизиологические особенности старшеклассников.

10 класс

1. Семья - здоровый стиль жизни.

2. Закон и ответственность.

3. Как научиться доверять своему ребенку и пользоваться его доверием?

4. Родители как педагогические партнеры образования.

11 класс

1. Взаимодействие школы и родителей при подготовке и сдаче ЕГЭ.

2. Как избежать конфликтов в общении со взрослым сыном или дочерью?

3. Учебные нагрузки в старших классах.

4. Дороги, которые мы выбираем.

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

Тематика собрания определена, с чего начать? Следует определить форму проведения собрания и его содержание - возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора - педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т. д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.

Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями - предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией.

Следует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание - педагогами-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.

Определившись с формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить вспомогательные средства - иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы - Устав школы, Правила учащихся или заранее подготовить презентацию, на слайдах которой будет размещена вся необходимая информация). Важно также установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно - можно записать ее в дневниках учеников, разместить на школьном сайте или в электронном дневнике, позвонить тем родителям, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Каждому классному руководителю важно помнить:

➣ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

➣ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

➣ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

➣ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей обучающихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания.

3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

6. Приглашение родителей и других участников собрания.

7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Похожие статьи:

Родительское собрание «Профильное обучение» в 10 классе

Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей», 9 класс

Родительское собрание «Компьютере – друг или враг?», 9 класс

Родительское собрание, 9 класс. Профессиональное самоопределение

Родительское собрание, 9 класс «Трудный ребёнок. Какой он?»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!