Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры для детей «Магазин»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Магазин» с элементами коррекции ведущей деятельности для детей не готовых к школьному обучению»

Автор: Дьяченко Лиана Викторовна, воспитатель, руководитель МО ГКОУ РО Казанская школа-интернат VII вида.

Материал предназначен для учащихся 1 класса коррекционной школы. Нередко причиной неготовности к школьному обучению  является то, что ребенок застрял в предметной деятельности. Из-за этого уровень развития воображения ниже возрастной нормы и имеет специфичный характер, самосознание  осталось дошкольным. Этот дисбаланс  и неравномерность в психическом развитии мешают ему преодолеть кризис семи лет. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основная причина неготовности к обучению в школе связана с тем, что ребенок не может строить контекст и действовать в нем, он не владеет формой игры.  Его игра не направлена на социальные отношения между людьми, она направлена на реализацию человеческой деятельности. А это в первую очередь связанно с развитием воображения. Данная игра входит в программу коррекционной дополнительной работы по развитию   воображения.

Характеристика группы играющих детей.10 человек- 3 девочки и 7 мальчиков (1 класс). Возраст 7-8 лет. Все дети имеют диагноз – задержка психического развития, недоразвитие речи.

1. Цель:

- При помощи корректирования и координирования действий детей обучать их умениям  отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.

- Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.

- Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

- Развивать воображение

- Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и к друг другу.

2. Обоснование достижения цели.  Наличие сопряженных ролей: продавец – покупатель, капитан – пассажиры и матросы, доктор- пациент. В этой игре ребенок  не только согласованно взаимодействует с одним – двумя сверстниками, но и  моделирует ролевой монолог с партнерам – игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Это игра коллективная- дети играют вместе, а не рядом.. Дети действуют и говорят согласно своей роли, которую на себя принимают и одновременно следят за  всеми действиями партнера. В игре проигрываются социальные отношения между людьми.

3. Характерные особенности игры. Вся игра носит характер свободной импровизации, дети активны, оживлены.  Игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободно вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. При этом дети используют  способ условного выполнения действий с сюжетными игрушками, предметами- заместителями ( элементы образной игры). В процессе игры появляется желание к развертыванию сюжета и привлечению новых персонажей.  В игре  ребенок не только согласовывает свои действия с другими, но и моделирует ролевой диалог.

Воспитатель- участник игры. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, организует ролевое взаимодействие друг с другом.

4. Подробное описание игры.

После учебных занятий дети  в игровой комнате свободное время посвящают игре. Два мальчика возят на машинах грузы. Один ребенок , надев белый халат, раскладывает на столе медицинские принадлежности. Другой мальчик, надев бескозырку, крутит штурвал воображаемого парохода, который он выстроил из нескольких стульев. Девочки играют в настольную игру с фишками. Остальные дети рассматривают энциклопедию про животный мир.

Воспитатель предлагает не занятым игрой детям  вместе поиграть. Света  говорит , что хочет играть в магазин. Воспитатель просит Колю, Ваню и Сашу  Д. построить прилавок из стульев. Девочки разложили на нем мелкие игрушки. Воспитатель предлагает Свете быть продавцом, но она застеснялась и сказала, что лучше вы будьте. Я соглашаюсь и спрашиваю,- а кто будет покупателем? 

Маша. Я хочу вам помогать игрушки продавать.

Воспитатель. Ладно, ты будешь помощником продавца.

Диана, Света, Ваня, Коля, Саша Д. выстраиваются в очередь за игрушками. Воспитатель продает всем по очереди игрушки и проигрывает ролевые диалоги с каждым, берет  импровизированные из бумаги деньги, которые Света сделала  для прежней игры в магазин. Эти действия привлекли внимание других детей. Мальчики: Саша К. и Ферди, которые играли с грузовиками пришли посмотреть.

Воспитатель. А вот и шоферы приехали. Вы игрушки привезли в магазин? Маша , посмотри, что за товар нам привезли.

Ферди и Саша К. с удовольствием подключаются к игре  и выгружают  вместе с Машей  кубики на прилавок, затем едут и привозят другие игрушки.

Воспитатель. Моя смена кончилась. Кто будет продавцом во вторую смену?

Диана. Я.( занимает место продавца)

Дети продолжают игру самостоятельно. А воспитатель подходит к мальчику в бескозырке- Арсению.

Воспитатель. Арсений, ты во что играешь?

Арсений. В пароход.  Я капитан.

Воспитатель. А можно я буду твоим пассажиром?

Арсений. Можно.

Воспитатель ( усаживаясь).Вы куда плывете . капитан? Мне нужно в Африку, к доктору Айболиту.

Арсений. А я в Африку и плыву.

Света. Я хочу с вами. Можно я буду вашей  дочкой?

Воспитатель. Хорошо . Садись рядом.

Ваня, Саша Д. и Коля. Мы с вами! Мы тоже пассажиры.

Саша К. и Ферди заскучали И поглядывают на пароход.

Воспитатель. Что-то на нашем пароходе матросов нет? Ферди, Саша, вы будете матросами?

Дети соглашаются и надевают матросские воротники.

Воспитатель. Капитан, что матросам делать?

Арсений. Смотреть где берег, чтоб мимо Африки не проплыть. А еще матросы полы моют. Матросы смотрят в воображаемые бинокли и моют пол воображаемой шваброй.

В это время продавец Диана и помощник Маша остались одни: - а кому нам игрушки продавать? Приходите к нам покупать.

Воспитатель. Мы придем когда у нас будет остановка.

Диана. Капитан, скоро остановка?

Арсений. Остановка.

Дети идут покупать игрушки.

Воспитатель. Что-то у меня голова болит. Пойду схожу к доктору.

Подходит к Жени, который все это время раскладывал медицинские предметы и наблюдал за игрой.

Воспитатель. Доктор, можно к вам? У меня голова болит.

Женя. Можно. Я таблетки дам.

Воспитатель. Спасибо. А матросы проходили медосмотр?

Ферди. Я первый, у меня горло болит.

Маша. А давай, Женя, я буду твоя медсестра. Буду помогать медосмотр проводить.

Женя. Давай. Осмотри Сашу.

Арсений. Нам возвращаться пора. Матросы, грузите игрушки, в магазин повезем. Мне позвонили и товар заказали.

Женя. Я с вами поплыву. У меня командировка. Медсестра, собери мой чемодан с медикаментами,   я в другом городе буду детей лечить.

Маша. А я буду помогать тебе.

Дети плывут обратно.

И т.д.

5. Итог игры: воспитатель приглашает детей к себе, спрашивает, понравилось ли им игра. Что понравилось больше всего? Хотят ли дети играть ещё в эту игру? Воспитатель благодарит детей за хорошую игру.

Похожие статьи:

Методическая разработка режиссерской игры для детей «Дочки-матери»

Образно-ролевая игра для первоклассников не готовых к школьному обучению

Комментарии (2)
Подгорных Ольга Михайловна # 27 апреля 2014 в 11:03 0
хорошая, ненавязчивая работа педагога, направляющая, но не заставляющая, спасибо!
Лариса Юрьевна Высотина # 2 мая 2016 в 11:29 0
Восхищаюсь Вашим умением объединять разные игровые группы детей!