Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока русского языка «Местоимение», 4 класс. Школа России

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Местоимения. Употребление местоимений в речи

Цели: познакомить с ролью местоимений в речи, своеобразием личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения; развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

Оборудование: таблица «Дерево знаний», карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы, целей урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Минутка чистописания.

Письмо буквосоединений и слов.

Яя __________________

___ ты _______________

_____ вы _____________

_____ он ____ она ____ оно _______ они _______

Учитель ведет показ правильного написания буквосоединений и слов, комментируя выполнение.

- Когда мы говорим «с гулькин нос»? (Когда мы хотим сказать «очень мало», «очень мал», «невелик».)

- Составьте предложение с этим фразеологизмом. Запишите предложение в тетрадь. Разберите по членам предложения.

Учащиеся записывают: «После засушливого лета мы собрали урожай овощей с гулькин нос».

2. Проверка домашнего задания «Творчество и я».

— Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости. А значит, и мы сегодня узнаем много нового на уроке. Но сначала вспомните, что узнали о местоимении на предыдущем уроке. (Мы познакомились с группой личных местоимений: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.)

- Местоимения 1-го лица - я, мы. Они указывают на говорящее лицо.

— Местоимения 2-го лица — ты, вы. Эти местоимения указывают на тех, к кому обращаются с речью.

— Местоимения 3-го лица — он, она, оно, они. Эти местоимения указывают на того, о ком говорится в данный момент.

- Посмотрите на нашу таблицу «Дерево знаний», определите закономерность падающих листьев с дуба. (Листья, падающие с правой стороны дуба, - это местоимения множественного числа, а листья, падающие с левой стороны дерева, - местоимения единственного числа.)

- Вам было задано «обыграть» любое личное местоимение: придумать сказку или сочинить историю.

Зачитываются работы детей.

- Вместо какой части речи вы использовали местоимения? (Вместо имени существительного.)

- Чем отличаются личные местоимения от имени существительного? (Имена существительные называют предметы, а местоимения только указывают на них.)

- Тогда вам не составит труда найти «лишнее» слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор.

На доске записаны слова:

ТЫ        Я       ОН      ОНА       ВЫ       МЫ      ВОН

НАС    НАМИ    НЁС    НАМ    МЕНЯ    МНОЮ

ВАС    ВОЗ     ВАМ    ВАМИ     ЕМУ     ЕГО    ИХ

- Определять местоимения вы научились. Теперь мы будем учиться правильно употреблять их в речи.

IV. Изучение нового материала.

На доске записаны предложения:

• На соснах сидят белки. Они занесены снегом.

- Прочитайте предложения. Определите, правильно ли употреблено местоимение. (В этом случае непонятно, которое существительное заменяет местоимение они, то ли сосны, то ли белки.)

- Запишите предложение правильно. (Деревья занесены снегом.)

Аналогично проводится работа со следующими группами предложений.

• Бабушка пела песню внучке. Она была добрая.

• Света встала на скамейку. Она покачнулась.

- Оказывается, не так-то просто правильно подобрать местоимения, чтобы наша речь была понятна.

Физкультминутка

Учащиеся под руководством учителя выполняют движения по тексту. При выполнении движений учащихся стоят друг напротив друга.

Мы бросаем мяч друг дружке.

(Сымитировать броски мяча друг другу.)

Мячик прыгал, как лягушка.

(Выполнить прыжки с глубоким приседанием на месте.)

Укатился он куда-то.

(Выполнить наклоны туловища вниз.)

Не найдут его ребята.

(Поднять плечи вверх. Выполнить поворот головы влево и вправо.)

V. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи.

- А теперь послушайте диалог ШМЕЛЯ и ЦВЕТКА. Может быть, вы поможете правильно подобрать личное местоимение.

- Ответь мне, ЦВЕТОК, ты кто - он или она?

- А я, брат ШМЕЛЬ, и сам не пойму.

- Как это не знаешь? Вот, например, ЛАНДЫШ - он.

- То ЛАНДЫШ.

- А вот, например, РОМАШКА - она.

- Так-то РОМАШКА.

- А ты кто такой?

- Я-то? Да, я ШМЕЛЬ, иван-да-марья.

- Какое личное местоимение подходит к слову иван-да-марья? (Он! Слово цветок мужского рода, слово Иван (имя) тоже мужского рода.)

2. Наблюдение над изменением местоимений 3-го лица по родам и числам.

- Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о чём идёт речь.

Утром -

Так заведено -

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей.

А стемнеет - он придёт:

Тоненький,

Смущённый, -

ОН на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок пришёл - плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Всё зависит от рода имени существительного. ОН - месяц, ОНО - солнце, ОНА - луна.)

- Это касается и местоимения ОНИ? (Нет. Местоимение ОНИ не имеет рода, так как соответствует существительному во множественном числе.)

Учитель. Чтобы правильно подобрать местоимение, надо найти существительное и определить его род и число.

3. Индивидуальная работа по карточкам.

- А теперь задание более трудное. У каждого из вас на парте находится карточка с представленным заданием. Самостоятельно вставьте пропущенные местоимения.

• Злой тоской удручена, к муравью ползёт ... (она).

• Как, милый петушок, поёшь ... (ты) громко, важно.

• А ... (вы), друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

И. Крылов

• Ветер, ветер! ... (Ты) могуч,... (ты) гоняешь стаи туч.

• Чем ... (вы), гости, торг ведёте?

А. Пушкин

4. Коллективная работа.

- Вставьте пропущенные местоимения.

• ... (Я) охотно читаю рассказы о Древней Руси.

• Читал ... (ты) о чемпионах последней олимпиады?

• Завтра ... (мы) пойдём в театр?

• ... (Вы) ходили вчера на концерт Рахманинова?

VI. Итог урока.

- Что нового узнали?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: составить сочинение-миниатюру на тему «Моя семья».

Похожие статьи:

Урок русского языка, 4 класс. Обобщение знаний о частях речи

КВН по русскому языку, 4 класс

Вопросы на логику по русскому языку с ответами, 4 класс

Урок русского языка, 4 класс. Склонение имен существительных

Олимпиады по русскому языку, 4 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!