Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс. Буква Э. Школа России

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема «Как человек научился летать. Буква Э э»

Цели: познакомить учащихся с буквой Э э; совершенствовать навыки чтения, умения рассуждать, работать с текстом; развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность, интерес к труду; поддерживать стремление к познанию нового; воспитывать чувство патриотизма, способность гордиться успехами соотечественников.

Формируемые УУД: определять этимологию слова.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Как вы думаете, что интересное вас ожидает сегодня на уроке? (Мы познакомимся с новыми буквами, будем учиться правильно читать и писать.)

— Сколько букв, обозначающих гласные звуки, вы уже знаете? (9.)

— Рассмотрите ленту букв на с. 55 учебника. У какой буквы ещё нет пары? (У буквы е.)

II. Актуализация знаний

(Отработка навыков правильного, выразительного чтения: тексты на с. 54, 55 учебника. Учащиеся читают слоги в таблице на с. 55 столбиками, строчками. Делают выводы, дают характеристику согласных звуков.)

— Выполните фонетический разбор слов «цвет», «панцирь», «пальцы», «цепи».

Сделаем вывод. Звук [ц] согласный, глухой, всегда твёрдый. Буква и после и, пишется в середине слова, а на конце после ц пишем букву ы.

(Учитель напоминает детям слова-исключения.)

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Центр, цепи, цена, целина, цель, целлюлоза, цемент, церковь, цех.

— После буквы ц написана буква е. А какой звук мы слышим после звука[ц]?

- Когда мы впервые познакомились со звуком [э]? (При знакомстве с буквой е.)

- В каких случаях мы пишем букву е, хотя слышим звук [э]?

Мы слышим звук [э] после звука [й’] в начале слов, после мягкого согласного звука и после гласного звука: «ель», «колье», «моет».

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [э]

Ну и эхо!

Ну и эхо! Вот потеха!

Слушать не могу без смеха:

Крикнул громко: «Стрекоза!»,

А оно в ответ: «Коза!»

Говорю: «У Тани косы»,

А оно кричит мне: «Осы!»

Я спросил его: «Ты кто?»,

Отвечает эхо: «То».

Ну и эхо! Вот потеха!

Повторяет всё не то!

А. Кочергина

- Откройте учебник на с. 57. Выполните фонетический разбор слов «эхо», «экран».

- Соотнесите подходящее слово со схемой в красной рамке. Вывод. Звук [э] гласный, может быть ударным или безударным. Образует слог.

(Учитель объясняет артикуляцию при произнесении нового звука: положение губ, языка, прохождение воздуха. Произносится голосом, воздух проходит свободно — звук гласный.)

2. Знакомство с буквой Э э

- На что похожа эта буква?

- Откройте пособие «Как хорошо уметь читать!» на с. 103. Найдите место нового звука в словах задания 2.

- Откройте прописи (Пр. 1) на с. 25. У нас в гостях эскимос. Что у него в руке? (Эскимо.)

- Сравните письменную строчную букву э с печатной.

- Напишите элементы строчной буквы э в соответствии со стрелками.

- А теперь запишите саму букву в прописях на с. 25 и в тренажёре на с. 87.

(При работе с Пр. 2: с. 32, 33 тетради 4.)

— Проанализируйте и запишите слова «эх», «эхо».

— Напишите слоги с буквой э печатными и письменными буквами в тренажёре на с. 87.

— Прочитайте ещё раз слова в задании 2 на е. 103 пособия «Как хорошо уметь читать!».

— Спишите эти слова в рабочую тетрадь, разделив их на слоги вертикальными чёрточками.

— Какая подруга-близнец есть у буквы э? (Буква е.)

— В чём состоит их основное различие? (Примерный ответ. Буква е отличается от буквы э написанием и тем, что в некоторых случаях служит для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков. И ещё буква е может обозначать два звука.)

Буква э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке около 300 лет назад. Даже Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный, считал, что без неё можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: «эврика», «эгоизм», «экватор», «экзамен», «экономика», «экспорт», «электричество», «энергия», «эстетика» и многие другие слова содержат букву э.

3. Беседа на тему «О чём раньше мечтали люди?»

(Учитель может использовать иллюстрации к сказкам (вывесить на доску), подготовить выставку книг — сборников сказок.)

— Какие волшебные предметы в сказках помогают героям? Отгадайте загадки А. Кочергиной, и вы это узнаете.

1. Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток —

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернётся к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонёк? (Цветик-семицветик.)

 

2. Много вёрст впереди.

Как бы их скорей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

 

3. Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, её узнай-ка:

Стоит только расстелить —

Всех сумеет накормить,

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

 

4. Отправляется в полёт

Не ракета — самолёт,

Не простой, а расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковёр-самолёт.)

— Люди всегда мечтали быстро добираться из одного места в другое. Что помогало в этом сказочным персонажам? (Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, Конёк-горбунок.)

— Когда человек научился летать?

(Можно рассказать детям легенду о Дедале и Икаре.)

— Что из созданного человеком может передвигаться по воздуху? (Воздушный шар, дельтаплан, аэроплан, вертолёт, самолёт, ракета.)

— А какие ещё мечты человека, выраженные в сказках, сбылись? (Примерный ответ. Клубок ниток, указывающий путь, и компас; вёдра Емели и водопровод; волшебное зеркальце и телевизор; петушок и локатор; Емеля на печи и мотоцикл; сани Емели и машина; Конёк-горбунок и ракета; ковёр-самолёт и самолёт и т. д.)

— Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с. 56 учебника.

— Приходилось ли вам видеть, как в небе пролетают самолёты, вертолёты?

— Кто из вас летал на самолёте?

— Что вы испытывали, находясь высоко над землёй?

— Проанализируйте предложение «Быстрые аэробусы мчатся по воздуху».

— В прописях на с. 25 напишите предложение про эхо.

— Прочитайте стихотворение на с. 56 учебника.

— Что советует вам автор стихотворения?

— Что такое метеорит?

— Как вы понимаете слово «Вселенная»?

— Кто из вас мечтает стать лётчиком или космонавтом?

Мальчикам, когда они вырастут, предстоит служить в армии.

Ваш долг — защищать родную страну, своих родных и близких. Кто-то из вас попадёт в десантные войска, тогда вам придётся летать на самолётах, вертолётах, прыгать с парашютом. Только сильные и смелые могут это делать.

— Прочитайте текст на с. 57.

— Какова основная мысль этого стихотворения?

— Как звали первого человека, полетевшего в космос?

— Кто из женщин первой покорил космическое пространство?

— Что вы знаете о космических ракетах, космонавтах?

— Нарисуйте космическую ракету будущего. Представьте, что вы конструкторы. Изобразите то, что мысленно представили.

 (Учитель организует выставку рисунков.)

— Прочитайте диалог человека и эха в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 103.

— Теперь прочитайте несколько раз в диалоге слова с буквой э.

— Запишите под диктовку слова: «эскимо», «экспресс», «экипаж», «эпизод», «эшелон», «эхолот», «эпицентр».

(Учитель объясняет значения слов, которые непонятны дети. Следует воспользоваться «Толковым словарём русского языка» и «Словарём иностранных слов русского языка».)

— Как звали девочку, у которой была пёсик Тотошка? (Элли из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение текстов на с. 58, 59 учебника. Работа с текстами: выборочное чтение, пересказ прочитанного.)

— Написание слова «робот» нужно запомнить. Запишите это слово в ваш словарик.

— Прочитайте выразительно стихотворение в задании 6 на с. 104 в пособии «Как хорошо уметь читать!».

— Какие слова вам непонятны?

— Давайте выясним их значение с помощью «Толкового словаря русского языка».

— Что нового вы узнали из текста стихотворения?

— В прописях на с. 25 на строке, где записано предложение «Поиграем в эхо», напишем, начиная с этой же строчки: «Смех — мех» и «Олень — лень».

— Запишите в прописях слова «это», «эти», «этот», «этажи». J

(Повторить правописание звонкого согласного на конце слова «этаж», безударного гласного в проверочном слове «этажи».)

— Составьте из слов предложение и запишите его. («В этом доме два этажа».)

VII. Развитие речевого аппарата

(Ученики выполняют задания 1, 2, 4, 5, 7, 8 в пособии «Как хорошо уметь читать!» на с. 103, 104. Текст в задании 4 дети читают хором, роль эха исполняют девочки.)

— В стихотворении из задания 8 найдите слова с буквой э и разделите их на слоги.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему научились?

— С какой буквой вы познакомились?

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Согласные звуки. Школа России

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Внеурочное занятие по русскому языку, 1-2 класс

Конспект урока по русскому языку, 1 класс. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!