Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты»»

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить учащихся с новыми произведениями раздела «Здравствуй, сказка!»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста, инсценировать ее; Развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; инсценировать сказку, читая ее по ролям; различать народную и литературную сказки.

Оборудование: выставка книг русских народных сказок, сборников сказок разных народов, текст речевой разминки, карточки с загадками, маски животных — героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Собирайтесь вокруг меня все —

Старушки, молодцы

И молодушки.

Садитесь — кто на шесток,

Кто на лавку, да не делайте

Давку!

— Какие слова непонятны?

Шесток: 1) площадка перед устьем русской печи; 2) жердочка, перекладина для ночевки птиц; насест.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, какие сказки вы любите читать? (Ответы детей.)

— Отгадайте загадки, которые я для вас приготовила.

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я что есть духу

На праздник без оглядки.

Кто я, угадай-ка!

Ну, конечно... (зайка).

 

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

— Как вы думаете, что может объединять этих животных? (Они из одной сказки.)

— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Предположите о чем она может быть. (Предположения детей.)

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 84 и прочитайте, сказку какого народа будем читать.

— Что вы знаете об этом народе?

Материал для учителя

Республика Ингушетия — республика (субъект) в составе Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Столица — город Магас. Граничит: на западе — с Северной Осетией, на востоке — с Чеченской Республикой, на юге — с Грузией (с краем Мцхета-Мтианети).

Самая молодая республика Российской Федерации; образована 4 июня 1992 г.

Название республики происходит от русского наименования населения (ингуши — от названия села Ангушт) и от грузинского суффикса -ети, что вместе означает «место, где живут ингуши».

— Прочитаем сказку.

(Чтение и вопросы и задания после прочтения.)

— О чем поспорили заяц и черепаха?

— Почему заяц не побежал, а остался лежать под кустом?

— Как же так получилось, что черепаха победила в этом споре?

— Найдите и прочитайте строчки, в которых заключена главная мысль сказки.

— Прочитайте сказку выразительно.

V. Физкультминутка

Утро

В рабочем поселке у лесопильного завода все тихо. (Наклоняют голову набок, подкладывая руки под щеку.) Наступает утро. Где-то пропел петух. Часы пробили пять раз. (Хлопают в ладоши и громко произносят: «Раз, два, три, четыре, пять».) Рабочие начинают просыпаться, потягиваться, разминаться. (Показывают.) Одевшись, идут к крану мыться. (Показывают, как чистят зубы, моют руки, лицо, шею.) Потом идут к столу завтракать. (Показывают, как наливают чай, нарезают хлеб, едят.) Выходят на улицу и отправляются на завод. На улице снег, очень холодно. Приходят на работу. Гудит гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у-у!»)

Загудели, заработали моторы огромных машин. (Имитируют звук машин: «Дз-у, дз-у».) Металлические пилы движутся вперед-назад, распиливая бревна. (Движениями соединенных рук показывают, как движутся пилы.) Готовые доски грузят в вагонетки и вывозят на склад. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» наклоняются, как бы поднимая и перекладывая доски.) Слышен гудок паровоза. (Гудят: «У-у-у-у!») Он медленно приближается к складу. (Подражая звукам приближающегося поезда, произносят сначала быстро, потом медленнее: «Вот идет он, вот идет он...») Распиленные бревна грузят в вагоны. (По команде учителя «Раз-два, взяли!» повторяют движения, имитирующие погрузку.)

На заводе опять гудит гудок. (Гудят: «У-у-у-у-у-у!») Пора обедать.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте название следующей сказки на с. 86.

— В каких случаях так говорят: сами виноваты?

— Что вы заметили? (У этой сказки есть автор — С. Михалков.) (Чтение сказки и вопросы и задания после прочтения.)

— С чего начинается сказка?

— Какими предстают перед нами Заяц и Зайчиха в начале сказки? (Трудолюбивыми. Они построили себе домик, все вокруг прибрали, расчистили и размели.)

— Что они не захотели сделать?

— Найдите и прочитайте отрывки о том, что камень действительно им мешал.

(Выборочное чтение.)

— Чем закончилась сказка?

— Подумайте и скажите, что здесь сказочного, а что могло бы быть на самом деле.

— Какую важную мысль хотел донести до нас автор?

— Поиграем в театр. Кто нам нужен? (Режиссер и актеры.)

— Выберем режиссера. Определим, сколько действующих лиц должно быть в нашем спектакле.

(Дети выбирают режиссера. Роли: Заяц, Зайчиха, Михаил Иванович.)

— Какие должны быть декорации? Как должны выглядеть зайцы — сказочные герои?

— С какой интонацией следует читать слова Зайца и Зайчихи? (Игра в театр.)

VII. Рефлексия

— Скажите, что на уроке у вас получалось хорошо?

— Были ли трудности? Какие?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется раздел, который мы изучаем?

— Какие произведения читали на уроке? Кто их автор?

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Выполнить задание в творческой тетради на с. 44—45: сочинить сказку.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Николай Сладков. Отчего у лисы длинный хвост?

Пантелеев «Две лягушки»

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Русские народные сказки для 1 класса

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!